Тема 125 номера журнала «Мигдаль Times» - Одесса-Тель-Авив.
Мы решили последить «одесский след» в Тель-Авиве и обнаружили заговор «одесских мудрецов» и даже назвали имена некоторых, тем более, что этими именами названы тель-авивские улицы. Мы попробовали оба города на вкус и определили, что они оба имеют стойкий привкус мечты . На тель-авивских улицах мы обнаружили не только таблички с именами одесситов, но и более крупные доказательства одесского присутствия – дома, построенные «как в Одессе» . Существуют и письменные свидетельства – воспоминания Нахума Гутмана и очень подозрительный роман Семена Гехта , за который ему ничего не было.
Проездом через Одессу оказалась в Тель-Авиве Рахель Блувштейн – поэт мощного дарования и трагической судьбы.
Оказалось, что и сегодня одесситы не могут оставить Тель-Авив в покое – все пишут и пишут – активно влияют на литературный процесс .
Но и Тель-Авив влияет на одесскую жизнь – иначе откуда это «залетное» название еврейского лагеря в Одессе – «Халом», что опять же обозначает мечту.
А поскольку этот номер журнала готовился осенью, мы и попросили нашего нового автора – Александра Казарновского (Израиль) поразмышлять об осенних праздниках .
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
Древность в наше время стала привычным брендом, что бы это ни значило. В буклетах программ, приглашающих посетить или купить, часто упирают на то, что вам достанется на «древность» глянуть или «древность» попробовать. Например, средство для похудения по «древнекитайскому» рецепту или «косметика фараонов». В Израиле – тем более – одна древность выпускает тебя из своих впечатляющих объятий лишь затем, чтобы ты погрузился в другую: магия древних названий, камней, мозаик… Не страна, а машина времени.
Одесса и Тель-Авив – оба этих города называют культурными столицами своих стран, оба они шумные, живые, запоминающиеся неповторимым колоритом. Оба города юные, но успели сыграть важную роль в истории.
Одесская школа, одесский стиль, одесская мечта – в культурной истории Израиля это знаки эпохи, когда рождалась современная ивритская литература, создавались учебники и школьные программы, закладывались культурные и образовательные институции для первых поколений, которым предстояло жить и строить в древней стране и новом государстве.
Один из ведущих израильских ученых-гуманитариев профессор Дан Мирон в ряде своих работ представил значение творчества и просветительской деятельности группы, которую он определил как «круг одесских мудрецов». Обобщая эти работы, предлагаем ознакомиться со взглядом современной израильской науки на «одесский феномен».
Современные израильтяне вряд ли что-нибудь знают об одесситах, чьими именами названы улицы в Тель-Авиве и в других городах Израиля. В лучшем случае им знакомы такие личности, как Бялик, Жаботинский и Дизенгоф. А еще есть улицы Пинскера, Ахад-ѓа-
Ама, Усышкина, Мойхер-Сфорима, Шолом-Алейхема, Черниховского, Шейнкина… Все эти люди в той или иной мере причастны двум городам – Тель-Авиву и Одессе. Одесса присвоила себе право числить их одесситами, несмотря на то, что многие из них родились не в Одессе, а лишь провели здесь часть своей жизни. По какому праву? По праву города, сыгравшего в жизни всех этих людей ключевую роль. Большинство упомянутых личностей родились в небольших местечках и, попав в Одессу, оказались в еврейской столице России, в месте, где накал еврейской мысли аккумулировал и вдохновлял ярчайшие таланты конца 19 – начала 20 веков.
В этом городе «надо ходить пешком. Только тогда ты почувствуешь его дремотную левантийскую сущность, отдающую сладостью помоек... Пусть дикие желтые кошки следят за тобой длинными презрительными глазами, и солнце, растопляя желания, все ощутимее грозит сверзиться тебе на голову. В таком городе надо жить на крыше, писать стихи и спускаться вниз, единственно чтобы искупаться в море…» Одесса? Нет – это из рассказа Л. Левинзона «В Тель-Авиве».
Когда мне было шесть лет, мы всей семьей переехали в Одессу. Отца пригласили туда заведовать так называемым «образцовым хедером», который основали Ахад-
ѓа-Ам, Менделе, Дубнов и Бен-Ами. Это была первая в России школа, где всем предметам обучали на иврите. Многие специально приезжали в Одессу, чтобы познакомиться с новой системой еврейского образования. Со временем в школе начал преподавать и молодой Бялик, который очень сблизился с моим отцом и часто бывал у нас дома.
У одного из самых загадочных и забытых писателей одесской школы есть загадочная и забытая повесть.
Речь идет о Семене Гехте и его повести «Пароход идет в Яффу и обратно».
Почему Гехт писатель забытый – понятно. Книги его долгое время не переиздавались, и лишь постоянный читатель «Мигдаль Times» (см. №36-37) вспомнит эту фамилию.
Одесса и Тель-Авив для Рахели были альфой и омегой, вернее, алефом и тавом ее галута. Ахматова писала о Кавказе: «Здесь Пушкина изгнанье началось И Лермонтова кончилось изгнанье...» Так вот изгнание поэтессы Рахель Блувштейн – для миллионов читателей просто Рахель – началось в Одессе, а закончилось в Тель-Авиве. Но для того, чтобы сориентироваться в истинных событиях ее жизни, сначала пройдемся по не имеющему никакого отношения к жизни набору меток, именуемому биографией.
Помнится, Владимир Набоков в «Лекциях по зарубежной литературе» замечательно отметил, что писатель, покидая кладовую вымысла и выходя на промысел, – «теряет оседлость, но сберегает язык». География меняется, с акации перелезая на пальму, а речь течет родная, плывет шаландами, струит фонтаном. Одесса-мать, когда б таких сынов ты иногда не посылала миру!..
Рош ѓа-Шана.
«Слова сужают»
...Шел итвадут, он же фарбренген – хасидский сходняк с водкой, с беседами о Торе, с песнопениями... Водку уже выпили, «Двар Тора» был произнесен, да так произнесен, что и после трех минут последовавшей тишины кто-то украдкой утирал скупые мужские слезы. Рав Иеѓуда завел нигун – мелодию. Он пел, ритмично постукивая по столу в такт костяшками пальцев.
Да всем известно, как живет «Мигдаль»! От Пурима до «Халома» и от «Халома» до Пурима. Это я, конечно, утрирую – есть еще и Ханука с Песахом, и день рождения, и на Рош ѓа-Шана чего-нибудь будет, и между ними бывает всякое, но эти два события в году – самые запоминающиеся.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.