Древность в наше время стала привычным брендом, что бы это ни значило. В буклетах программ, приглашающих посетить или купить, часто упирают на то, что вам достанется на «древность» глянуть или «древность» попробовать. Например, средство для похудения по «древнекитайскому» рецепту или «косметика фараонов». В Израиле – тем более – одна древность выпускает тебя из своих впечатляющих объятий лишь затем, чтобы ты погрузился в другую: магия древних названий, камней, мозаик… Не страна, а машина времени.
Но есть исключение: Тель-Авив – город-модерн, город новейших времен, построенный чуть более ста лет тому назад. Для города – не возраст, а детский сад. Впрочем, тут ошибка – не построен, а основан в 1909 г. Строится же он по сей день.
Юный город имеет свои истории, сплетающиеся в единую историю. Одна из них – история о людях, которые его сочинили, а точнее – о том, как и откуда пришла идея, каким и зачем он будет, этот город-новостройка, юное дитя Средиземноморья.
Я нередко слышу от израильтян вопрос: почему Одесса так похожа на Тель-Авив? Чаще его задает молодежь, особенно архитекторы и художники, и с пониманием выслушивают объяснение, что дело обстоит как раз наоборот: Тель-Авив на Одессу похож. Когда я вижу программу очередной летней школы международного проекта «Urban-studio» на тему «Тель-Авив – одесский проект», выставку в тель-авивском музее диаспоры «Почтение Одессе», наконец, образовательную конференцию «Лимуд» на тему «Одесса – Тель-Авив», я вспоминаю, что впервые это наблюдение сделал немецкий урбанолог Иоахим Шлер в начале 90-х. Причем, сначала – заочно. Он изучал Тель-Авив, готовил книгу о нем и понял, что корни Тель-Авива растут из Одессы.
Лишь тогда немецкий ученый приехал в Одессу, чтобы убедиться в этом наглядно. Так и оказалось. Проведя в Потсдамском университете годичный семинар по Тель-Авиву, доктор Шлер открыл следующий – год его студенты занимались Одессой. До сих пор Иоахим Шлер, работающий сейчас в Великобритании, направляет к нам молодых докторантов, они приезжают, чтобы изучать связи истории города и его современного бытия. А сам профессор издал книгу «Тель-Авив: от мечты к городу», где показал, как пространство этого города наполнено образами, человеческими отношениями, мечтами…
Мечты и люди – это как раз одесский исток. Здесь, в Одессе, прозвучала речь М. Лилиенблюма о том, что, придя вместе с другими народами в причерноморскую степь, евреи участвовали в создании нового города, новостройки, в которой вырос новый опыт, в которой осуществлялись мечты.
Израильский урбанолог М. Богомольный, руководитель проекта «Urban-studio», в своей лекции «Тель-Авив – Одесса» проанализировал, как похоже складывалось пространство двух городов: Одесса должна была вытянуться в степь и быть конечной станцией степной дороги из хлебородящих земель, Тель-Авив изначально мыслился как надежная станция на пути в Иерусалим.
Одесса вместо этого развернулась к морю, обняв залив, и ее доминантой стал порт, ворота в мировой океан.
Тель-Авив развернулся к морю и укрепился в самостоятельном значении морских ворот.
Оба влились в средиземноморскую культуру в ее обновленном индустриальной эпохой образе.
Чем больше углубляешься в тему, тем больше всплывает фактов и имен. Не надо думать, что горячая одесская причастность была внятна первым жителям Тель-Авива. Так, жители улицы, которая носила имя доктора Льва Пинскера, обратились в юную мэрию Тель-Авива с просьбой переименовать их улицу в имени Ротшильда. Они считали, что доктор Пинскер не такая уж значительная личность, чтобы быть удостоенным улицы, а вот сделать приятное барону, укрепляя его связи с ишувом – это да!
Мэрия промолчала, ведь мэром был Меир Дизенгоф, сотрудничавший с пинскеровским комитетом в Одессе. Там был и Шейнкин, и другие, кто знал, как доктор Пинскер всколыхнул и направил на еврейское строительство в Эрец-Исраэль многочисленное еврейство Одессы и окружающих колоний. Впрочем, через три года имя Ротшильда было присвоено первому бульвару. Израильские историки пишут, что идея обустройства бульвара: два ряда деревьев и скамьи между ними – взята с образа одесского Приморского бульвара. Если так, то это особенно радовало поэта Хаима Бялика, который в свой одесский период старался все теплые вечера проводить на бульваре. В доме Бялика на улице Бялика в Тель-Авиве сейчас находится его мемориальный музей, и там вам обязательно расскажут, что этот особняк поэта по его просьбе построен как копия дома, в котором он жил в Одессе.
Это не так, но напротив его одесского дома на Малой Арнаутской улице действительно есть чудесный двухэтажный особнячок с уютной угловой башенкой, который наверняка послужил образцом для мечты поэта о собственном доме.
Кстати, не только этот дом, но и многие здания тель-авивской застройки «дышат Одессой», особенно те, что построены по проектам Иеѓуды Магидовича, который в Одессе учился и здесь состоялся как архитектор.
Имя Ахад-ѓа-Ама, одного из «одесских мудрецов» (по выражению израильского историка Дана Мирона), тоже одним из первых появилось на уличной табличке в Тель-Авиве. В молодом городе улицы складывались в каменные главы еврейской истории, науки, мировой культуры. Сложился и одесский куст: кроме уже названных, есть улицы Шаула Черниховского и Иегошуа Равницкого.
Впрочем, пытаться поименовать всю «Одессу в пространстве Тель-Авива» – дело неблагодарное, не сосчитать, не усмотреть: в конце концов, в Тель-Авиве две с половиной тысячи улиц, не считая других объектов. Известно только, что улица Одессы среди них есть.
Да и само название «Тель-Авив» предложил одессит Шейнкин.
А в Одессе на стене дома по улице Осипова, 30, висит скромная мемориальная доска: контур Израиля со звездочкой Тель-Авива и надпись – здесь жил будущий первый мэр Тель-Авива Меир Дизенгоф.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.