БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №125 > Пешком по Тель-Авиву
В номере №125

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+7
Интересно, хорошо написано

Пешком по Тель-Авиву
Ольга КСЕНДЗЮК

В этом городе «надо ходить пешком. Только тогда ты почувствуешь его дремотную левантийскую сущность, отдающую сладостью помоек... Пусть дикие желтые кошки следят за тобой длинными презрительными глазами, и солнце, растопляя желания, все ощутимее грозит сверзиться тебе на голову. В таком городе надо жить на крыше, писать стихи и спускаться вниз, единственно чтобы искупаться в море…» Одесса? Нет – это из рассказа Л. Левинзона «В Тель-Авиве».

Еще цитаты: «…каждый день, когда выхожу на улицу, первая мысль – что я на каникулах. Работать, конечно, при таком ощущении не очень легко…». (booknik.ru) «…В нем есть две вещи: город и море, это смесь запахов тины, пота, рыбы, порта, просмоленных лодок, песка, корабельных канатов, раскаленного асфальта, шпал, выхлопных газов, цветов...» А это уже про Одессу? Нет – опять Тель-Авив. Общность этих городов иррациональна, она на уровне света, звука, воздуха, настроения.

ИзменитьУбрать
Гимназия «Герцлия».
Архитектор И. Барский
(0)

Но есть и рациональная часть. Среди первых репатриантов – столетие назад – разумеется, были одесситы либо те, у кого присутствовал в жизни «одесский период». И эти люди сыграли определенную роль в формировании облика и души нового города.

Когда-то города строились вокруг крепостей и монастырей. Первый еврейский город начал разрастаться вокруг школьного здания. Гимназию основали приехавшие из Одессы супруги Фаня и Иеѓуда Лейб Метман-Коэн – в 1905 г. в Яффо. Это было первое – не только в Палестине, но и в мире, – учебное заведение, где преподавание велось на иврите. В первый учебный год там было 17 учеников и 13 учителей. Гимназия несколько раз переезжала, пока в 1911 г. усилиями жителей Ахузат Байт для нее не было построено просторное здание. К этому времени в гимназии было уже 9 классов и около 200 учеников. Тогда же она и получила новое название – в честь Теодора Герцля. Это было первое общественное здание в новом квартале, ставшее его культурным и общественным центром.

Новое здание школы разработал архитектор Иосиф Барский. Он родился в Одессе, окончил Одесское художественное училище и Императорскую академию художеств в Петербурге, а репатриировался в 1907 г.

К 1950-м гг. планировка Тель-Авива заметно изменилась, и гимназия «Герцлия» оказалась в стороне от нового центра. Район начал ветшать, его здания сносили, несмотря на историческую ценность. В 1962 г. здание было разрушено, а на его месте построили первый израильский небоскреб «Мигдаль Шалом Меир». Новое здание для «Герцлии» было выстроено на улице Жаботинского теми же подрядчиками, что строили «Мигдаль Шалом Меир», – братьями Моше-Биньямином и Мордехаем Меирами, которые сами были выпускниками гимназии. (israeli.net.ua)

В основу проекта легла художественная реконструкция Первого Иерусалимского Храма, сделанная во Франции в конце 19 в. В разработке участвовали – Фридланд (еще один одесский архитектор), Йозеф Авин из Львова и директор академии «Бецалель» Борис Шац. Проект был опубликован в германско-еврейском журнале «Ost und West» и сделал Бар­ского известным далеко за пределами Эрец Исраэль.

Другие известные проекты и постройки Барского – одно из зданий больницы «Бикур-Холим» в Иерусалиме и первый тель-авивский киоск, построенный в середине бульвара Ротшильда, между улицами Герцль и Нахлат Биньямин в 1910 году. «В небольшом шести­угольном строении… по особому разрешению общества "Ахузат Байт", разрешалось продавать только безалкогольные напитки, а время его работы ограничивалось 11-ю часами вечера. Очень скоро киоск стал самым популярным местом встреч... Рядом с киоском вскоре появилась еще одна городская достопримечательность – первый уличный фонарь. На церемонию зажжения фонаря приходили не только жители соседних улиц, но и гости из других городов». (isracity.com)

Другой выпускник Одесского художественного училища построил в Тель-Авиве несколько сотен домов (наиболее дотошные источники утверждают – 408). Йеѓуда Лейб Магидович (1886-1961) до репатриации создал несколько домов в Одессе и был признан успешным архитектором.

ИзменитьУбрать
«Дом Левина». Архитектор
Й. Магидович
(0)

На Землю Обетованную он прибыл в 1919 г. не с пустыми руками – привез пару сотен проектов из архива одесского муниципалитета. В основном, это были проекты вилл итальянской и французской Ривьеры, переосмысленные на одесский манер. Многие из этих особняков были выстроены в Тель-Авиве, будучи переосмысленными уже на манер еврейский. Дома эти до сих пор украшают улицы Монтефиори, Нахлат Беньямин и многие другие.

В 1923 г. Йеѓуда Магидович открыл собственную архитектурную фирму и начал строить в городе жилые и административные здания, которые тогда особенно пользовались спросом в молодом городе. По сей день известна строительная компания «Рафаэль Мегидо», названная именем сына Магидовича. (newswe.com)

Магидович работал в стиле арт-нови – так, по словам И. Бокштейна, в Израиле называют местную разновидность стиля модерн. (amkob113.narod.ru) Многие интересные постройки были разрушены, например, «дом Ковалькина» в районе площади Дизенгоф, казино – «удивительное, просторное, легкое здание, в духе людей навеселе». (И. Бокштейн)

Но многие, к счастью, сохранились, в том числе  – большая синагога на Алленби, «дом Ле­ви­на», отель «Нордау», гостиница «Бен На­хум», «Бейт Карусела» на бульваре Ротшильда. В центральной части «Дома Карусели» был сделан камин, а на окна изнутри подвешен второй ряд цветных витражных окон. Они висели на кольцах, и когда воздух, нагреваемый огнем камина, заставлял их слегка двигаться, то отсветы огня играли в стеклышках витражей, и тогда по комнате кружились яркие цветные пятна – оттого и название дома.

«Дом с колоннами» на улице Рамбам украшен колоннами и арками – элементами классического стиля. Построен он в 1924 г. и сейчас включен в список домов, подлежащих восстановлению. Площадь, на которой находится это здание, носит имя Иеѓуды Магидовича. (telaviv-history.livejournal.com)

Еще один одессит – Шломо Гепштейн (1882-1961) – окончил Академию художеств в Петербурге. Помимо архитектуры, занимался журналистикой, был одним из авторов «Еврейской энциклопедии» и редактором журнала «Рассвет». В Эрец Исраэль он приехал в 1924 г., был членом городского совета Тель-Авива. По проектам Гепштейна построено несколько сотен домов. Один из самых известных – дом Шломо Яффе, построенный в 1935 г., – фасадом выходит на площадь Бялика. Здание в 2000 г. восстановлено, а с 2008 г. на первом его этаже находится Музей баухауса.

«Читатель ждет уж рифмы "розы"» – в смысле, как же говорить об архитектуре Тель-Авива и не вспомнить о баухаусе!

Понятно, что поначалу в городской застройке доминировала эклектика, всевозможные сочетания – от классицизма до ампира. Но в 30-е годы, благодаря приехавшим в Палестину молодым немецким архитекторам, появился новый, так называемый интернациональный стиль или «баухаус». Это направление отвергало все архитектурные излишества, свойственные эклектизму. Дома должны быть в первую очередь функциональны и удобны. Кроме того, архитекторы непременно учитывали местные условия и пользовались интернациональными элементами (здания в виде кораблей, окна-иллюминаторы и т.д.).

«Первым таким зданием стал дом номер 84 на бульваре Ротшильд, построенный архитектором Яковом Рехтером по заказу госпожи Энгель. П-образное белое здание, стоящее на колоннах, с плоской крышей, служившей местом встреч и собраний жильцов, стало символом нового стиля в архитектуре Тель-Авива». (mesto.org.il)

ИзменитьУбрать
«Дом с пагодой».
Архитектор А. Леви
(0)

Вслед за Рехтером к новому стилю обратились многие другие архитекторы – тот же Магидович, Александр Леви, Йосеф Тишлер и совсем молодые – Женя Авербух, Дов Карми, Арие Коэн. Молодому быстрорастущему городу нужно было жилье и производственные помещения – много, недорого и срочно. Концепция баухауса была ответом на эти требования. Тель-авивские архитекторы быстро ушли от популярной эклектики, и в городе стали расти белые дома. (holidaym.ru)

«С точки зрения непрофессионала, дома в стиле эклектики смотрятся гораздо красивее и эффектнее. Тем не менее, именно благодаря баухаусу, Тель-Авив получил статус объекта мирового наследия ЮНЕСКО.

Баухаус оказался важной промежуточной ступенью, этапом развития архитектуры 20-го века. В Европе большинство таких зданий было разрушено во время войны или снесено для последующей застройки. ...А в Тель-Авиве остались целые улицы и районы, застроенные баухаусом...

В память о включении в список ЮНЕСКО тель-авивская мэрия выпустила специальные… крышки канализационных люков. Помимо прочей атрибутики, на крышке имеется эмблема ЮНЕСКО: ромб как символ человеческой деятельности внутри круга – земного шара». (mesto.org.il)

Первый еврейский город эклектичен, он «похож на Манхэттен, Бердичев и Ибицу одновременно. При желании, можно найти кусочек Парижа и фрагмент Касабланки».

(tel-aviv.gov.il)

Тель-Авив «совместил в себе английскую урбанистическую концепцию "города-сада", модернистскую идеологию баухауса, современную тягу к строительству "выше всех" и многое другое, привезенное всеми теми, кто в обязательном порядке проходил через город на протяжении ста лет». (booknik.ru)

Стремительное развитие Тель-Авива поражает воображение. Трудно себе представить, что сто лет назад на этом месте не было ничего, кроме песчаных дюн. Скептики, неодобрительно относившиеся к смелому проекту, предупреждали, что нельзя строить город на песке. И потерпели поражение…

Одесса старше Тель-Авива на столетие с лишним. Насколько мне удалось установить, баухауса в Одессе нет, или же он представлен в незначительном количестве (какими-нибудь лаконичными новостроями, которые знать не знают, что они баухаус). Есть ампир, неоренессанс, необарокко, классицизм, неоготика, модерн, всяческая эклектика, хай-тек, неизбежные «серые коробки» и кое-какие удачные попытки новых стильных зданий. И еще в Одессе есть нечто неуловимое под названием «атмосфера», отзвуки которой можно почуять в Тель-Авиве. Взгляните хотя бы на бульвар Ротшильда.

ИзменитьУбрать
Современный
баухаус
(0)

Ненавистники Тель-Авива сравнивают его с другими городами, ругают за «серые коробки», летнюю влажную духоту и бездуховность, а влюбленные в этот город хвалят его за атмосферу свободы, мультикультурность и открытость. Так же с Одессой: кто-то замечает только грязь, плохие дороги и неухоженные памятники архитектуры, а кто-то может, несмотря на это, уловить светлую, легкую, морскую душу города. Понимание приходит только через любовь.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №125 > Пешком по Тель-Авиву
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-12-14 10:12:05
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Еженедельник "Секрет" Еврейский педсовет