Рош ѓа-Шана.
«Слова сужают»
...Шел итвадут, он же фарбренген – хасидский сходняк с водкой, с беседами о Торе, с песнопениями... Водку уже выпили, «Двар Тора» был произнесен, да так произнесен, что и после трех минут последовавшей тишины кто-то украдкой утирал скупые мужские слезы. Рав Иеѓуда завел нигун – мелодию. Он пел, ритмично постукивая по столу в такт костяшками пальцев.
На-на-на-на... на-на-на-на... Я ожидал, что сейчас это музыкальное вступление закончится, и пойдет нормальная песня. Но песни не было – не было слов. Вместо этого отовсюду неслось: на-на-на... Мелодия то струилась, то наливалась грозной волной, то обрушивалась девятым валом. Ощущение было, что Некто оттуда, с вышины, говорит мне что-то – я не могу понять, что, но все равно – счастлив. Слов я так и не дождался. Затем хасиды и сочувствующие затянули другую кантату, еще более красивую и тоже без слов.
– Рав Иеѓуда, – спросил я в тот вечер, – почему ваши нигуны звучат без слов?
– Он ответил коротко и гениально: «Слова сужают».
Слова действительно сужают. Отсюда, конечно, еще далеко до тютчевского парадокса «Мысль изреченная есть ложь», но, тем не менее, понятно – даже в человеческих отношениях не все может быть выражено словами, а тем более – когда дело касается диалога «Человек – Б-г»! Мне возразят: «Как это не все?! Ведь основная схема диалога между людьми и Всевышним – это "пророчество (Он) – молитва (мы)"!» Но что есть пророчество, как не «глаголом жги сердца людей»?! А уж о молитве и говорить нечего, так ведь?
Не совсем. Наша история знает случай, когда пророческая сила была не в словах, а в силе. Речь идет о Шимшоне, Самсоне-богатыре. Богатырем он не был – человек как человек. Когда того желал Господь, пророческая Сила потоком наполняла Шимшона, как других пророков наполняют пророческие слова.
А что до молитвы, то именно в Рош ѓа-Шана звучит такая молитва, в которой нет ни одного слова, ни одной мысли, ни одного звука, произнесенного человеком. Это – трубление в шофар.
Пение шофара – это наш бессловесный крик к Б-гу. Это даже уже не просто молитва, это мольба. Недаром во время засух, войн, когда слова иссякали и губы пересыхали, евреи устремляли взоры в небеса и трубили в шофар. И в Рош ѓа-Шана, когда молитва подходит к концу, когда все уже сказано и вся душа уже выплеснулась, и остался лишь тот ее главный порыв, который словами не выразишь, в этот миг начинает звучать шофар. Час за часом накал молитвы все нарастал, и вот – пик, час за часом разгонялись, и внимание – взлет! Слушайте шофар.
Йом Кипур.
«Меры я принял вот какие...»
Что вы делаете, если заболели? Совершенно верно, идете к врачу, затем пьете лекарство.
А если на вас идет враг с отрядом головорезов? Правильно, проверяете надежность оружия и проводите рекогносцировку на местности. А какие меры вы примете, если нужно изловить иностранного шпиона и убийцу? Предоставим слово Ивану Бездомному из «Мастера и Маргариты»: «Меры вот какие. Взял я на кухне свечечку... иконку на грудь пришпилил и побежал...»
Иконка – это не наш метод, но в целом подход Иванушки правильный. Чтобы решить проблему в нашем материальном мире, надо сначала подготовить почву там, где корень всех земных проблем и явлений. Скажем, если речь идет о болезни, то нужно помолиться индивидуально, затем в синагоге заказать «Мишеберех» за выздоровление. А потом уже бежать к врачу и за лекарством – это на иврите называется «кли», инструмент. Он необходим: Вселенная – это маска, которую нельзя срывать с Истинной реальности.
Если речь идет о войне... Яаков, когда на него пошел Эйсав с 400 боевиками, совершил необходимые приготовления – распределил своих немногочисленных приверженцев, чтобы при необходимости держать оборону, послал Эйсаву подарки – так сказать, подношения в обмен на мир, а потом перешел через речку Ябок, чтобы в одиночестве помолиться. И такой силы была эта молитва, что чуть было не положил он на лопатки самого ангела Эйсава. А когда твой ангел скручен, ты и сам уже не воин. Тут и «кли» уже не понадобилось – наутро вчерашний враг прибежал с объятиями...
Наступает Йом Кипур. Уже прошли Рош ѓа-Шана и неделя Раскаяния. Подведены (не нами, а Наверху!) итоги прошедшего года, приняты решения на следующий. Какие они? А вдруг?.. А нам ведь так хочется здоровья, достатка, удачи... Ну и любви, конечно! И творческих успехов (ничего смешного в этом словосочетании нет, я вот себе очень этого желаю).
Как бы это изменить к лучшему свой «жалкий жребий»? А легко! Мы, как мичуринцы, не ждем наказаний от Всевышнего, за все дурное, что напортачили, сами себя наказываем – не едим, не пьем, стучим себе в грудь на исповеди и весь день молимся, молимся... У Всевышнего «руки выкручены», Ему ничего не остается, как простить. Что и требовалось доказать. А как Йом Кипур кончится, мы покушаем, попьем, кожаные мокасины наденем и ринемся лечиться, деньгу заколачивать, звонить любимым, стихи писать... Создавать «кли».
Суккот.
Юбилей будущего
У евреев все не как у людей. У нормальных народов главный праздник случается раз в год, у евреев – шабат! – раз в неделю. Народы устраивают праздники в память о событиях, которые уже произошли, евреи... евреи, в общем-то, тоже. Но не всегда.
Скажем, когда к Аврааму пришли три ангела, он угощал их мацой – праздновал Пейсах, дату будущего исхода из Египта. Вот и в Суккот – один из аспектов этого праздника – годовщина объединения человечества под знаменем Машиаха и Всевышнего. «И в день этот будет Господь един и Имя Его едино!»
Ну да, ну да, согласен, еще Машиах, скажем, так, не совсем здесь, и ко Всевышнему не все спешат. Но ведь это будет, мы точно знаем – так зачем терять время, давайте праздновать заранее!
Так евреи и решили еще в незапамятные времена. И праздник получался интернациональный: в Храме «в дни Суккота приносили в жертву 70 быков за 70 народов мира» . А когда «народы, распри позабыв, в великую семью соединятся», то, согласно свидетельству, или, что почти то же самое, пророчеству Зхарии, все они придут в Иерусалим и объединятся с народом Израиля. «И будет каждый... из народов ... подниматься из года в год, чтобы поклониться Царю, Господу Цеваоту, и праздновать праздник Суккот» (Зхария, 14:16). И далее: те из народов, кои начнут отлынивать от этой экспедиции, получат от Всевышнего засуху и прочие экономические санкции.
Так что, евреи, давайте выполнять нашу особую работу, а своим нееврейским друзьям пожелаем: «Хорошего Суккота – и до встречи в Иерусалиме!»
Симхат Тора.
Слезы
Отплясав в синагоге, мы вышли со свитками Торы на центральную улицу Пардес Ханы и двинулись по направлению к центру, продолжая танцевать. Прохожие поздравляли нас, кто-то присоединялся к нашей «оргии». Водители проезжающих машин замедляли ход и приветственно гудели, радуясь дарованию той самой Торы, согласно которой им в праздник ехать категорически запрещено. И вдруг из дома выскочила девушка лет двадцати в одеянии, по сравнению с которым бикини выглядело бы монашеским балахоном. Она бросилась к свитку Торы и, со слезами, стала ее обнимать и целовать. Она при этом не произносила ни слова, но в наступившей тишине отчетливо звучало: «Я еврейка! Пусть я не живу по Торе, но это моя Тора!»
И другие слезы помню я. Тоже акафот, но уже на исходе Симхат-Торы, на большой площади в Акко. Это был разгар «Интифады Аль-Акса», когда каждый день гремели выстрелы на дорогах и взрывы террористов-самоубийц, когда еврейская кровь лилась рекой, и каждый из стоящих на площади вспоминал близких ему людей, которых уже сожрал этот Молох, и думал о том, скольких он еще поглотит. Раввин повторял: «Да будет этот час часом доброты, часом доброты и милости твоей!»
И все тысячи собравшихся пели:
Да будет этот час
Часом доброты,
Часом доброты
И милости твоей!
Это была молитва, идущая от всего сердца. Эти люди, в кипах и без – молились. Плакали и молились. Потому что они евреи. Это был день Торы. Их день.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.