БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №126 > Одесса в 1913 году
В номере №126

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+10
Интересно, хорошо написано

Одесса в 1913 году
Вячеслав САННИКОВ

Многие краеведы спорят, какой период в истории их городов следует считать «старым», а какой «новым». В каком году заканчиваются «старые добрые времена». В случае с Одессой этого вопроса нет. Как и для подавляющего большинства городов Российской империи, последним годом старого нового времени стал 1913-й. Случайно ли все советские статистические сборники чуть ли не до конца 60-х годов прошлого века сравнивали промышленные и иные показатели именно с 1913-м годом?

Скажем, в 1913-м году население Одессы составило 650 тысяч человек. И только в 1940-м году население города снова достигло этого показателя, о чем с гордостью сообщали одесские газеты того времени.

И случайно ли, что именно в 1913 году Иосиф де Рибас, пра-пра-правнук одного из основателей Одессы, написал и издал свою знаменитую «Старую Одессу», лучшую краеведческую работу в истории города, посвященную основанию города, его основателям и «золотому XIX веку»?

Весь 1913 год Одесса напряженно следила за футбольными баталиями. Всероссийский футбольный союз объявил 1913 год первым1 чемпионатом России по футболу. Шаг за шагом сборная Одессы продвигалась к победе и осенью 1913 года со счетом 4:2 переиграла финалиста Северной группы чемпионата – сборную Санкт-Петербурга. Однако по жалобе проигравших ВФС аннулировал результаты первенства и признал чемпионат несостоявшимся. Дело в том, что по условиям чемпионата, в сборных не могло играть больше трех иностранцев. А в одесской сборной играли четыре иностранца. Но вот ведь в чем была штука – и в команде Харькова, и в команде Юзов­ки играли и вовсе по шесть иностранных легионеров. И Одесса не жаловалась. Просто выигрывала. Именно поэтому, независимо от того, что там нарешал совет ВФС, одесситы и в том году, и по сей день считают свою футбольную сборную первым чемпионом России. А мнение по этому поводу остальных, как зачастую бывает и сейчас, Одессу ни тогда, ни после особо не волновало.

ИзменитьУбрать
Финал чемпионата состоялся в Одессе 20 октября, на поле,
расположенном на Французском бульваре рядом с нынешним стадионом ОНУ.
Присутствовало около 4 тыс. человек. В составе команды играли:
Каждан, Хатон, Мизерский, Иванов, Гизер, Кар
(0)

1913 год одесские розничные торговцы и покупатели закончили с обновленным «Привозом». Именно в 1913 году, по проекту знаменитого одесского архитектора Ф.П. Нестурха, были окончены четыре новых корпуса самого знаменитого одесского рынка. «Фруктовый пассаж» стал последним подарком уже ослепшего архитектора любимому городу. Память об этом совсем недавно одесситы увековечили на специальных памятных досках на «Новом Привозе».

3 октября 1913 года, после двухдневного ожидания, Одесса, наконец, получила возможность насладиться новыми фильмами в новом кинотеатре «Уточкино». Братья Уточкины­ планировали открыть свой иллюзион на Дерибасовской 1 октября, но Сергей Уточкин задержался по делам в Киеве. А какое же открытие «Уточкино» без самого Уточкина? Посему Одессе пришлось два дня подождать. Ожидание было с лихвой компенсировано встречей с любимым спортсменом и возможностью посмотреть два фильма – датский фильм «Четыре черта» и новую комедию с Максом Линдером в главной роли.

Из событий в светской культурной жизни главным в 1913 году стало, безусловно, открытие Одесской консерватории (ныне Одесская государственная музыкальная академия им. А.В. Неждановой). Идея преобразовать Одесскую музыкальную школу в высшее музыкальное учебное заведение существовала к тому времени уже почти четверть века. Однако то ли из-за бюрократической волокиты, то ли из-за нехватки средств хорошая идея оставалась хорошей идеей, и не более того. А между тем, одесские преподаватели музыки уже были одними из самых известных в России и Европе, а их ученики срывали аплодисменты в лучших музыкальных залах мира. Все проблемы преобразования школы в консерваторию были решены только в 1913 году.

Не обошлось, как это было с большинством масштабных городских проектов, без частных пожертвований. Подписку, как это было в случае с сооружением памятников Ришелье, Воронцову или Пушкину, не объявляли, но целый ряд богатых и влиятельных одесситов внесли весьма солидные пожертвования для создания консерватории. 8 сентября 1913 года состоялось торжественное открытие нового учебного заведения, сразу поднявшего одесситов в собственных глазах на еще большую высоту. Директором был назначен В.И. Малишевский, до этого возглавлявший Одесское музыкальное училище.

Школа танцев
И, коль скоро речь зашла о музыке, закончить обзор хочется на веселой ноте. 1913 год стал для всего мира годом настоящего помешательства на танго. По всей Европе проходили конкурсы танго, его танцевали на балах, приемах, в салонах. Само собой, не на королевских приемах и не на королевских балах. Новый танец считали не самым приличным, но, тем не менее, танцевали все. В Россию новая мировая танцевальная мода проникла как раз через Одессу. В то время, когда чопорные российские столицы с брезгливым недоумением обсуждали падение европейских нравов, в Одессе по-настоящему неприличным считалось не уметь танцевать танго. В городе устраивали танго-вечеринки и танго-обеды, проходили (разумеется, неофициальные) конкурсы, на которых выбирали «короля» и «королеву» танго.

Среди одесских модников умение танцевать танго немедленно поднимало их на недосягаемую высоту в глазах окружающих. В городских ресторанах подавали пирожные и торты, салаты и бараньи отбивные под названием «Танго». В барах можно было заказать коктейли «Танго», а в табачных лавках купить папиросы «Танго».

ИзменитьУбрать
(0)

Дамы покупали духи и наборы косметики «Танго». Самой модной одеждой в Одессе 1913 года были смокинги и платья с разрезами в стиле танго, которые наперебой шили быстро освоившие новый стиль одесские портные.

А самым популярным бизнесом 1913 года стали танцевальные школы танго. Поначалу в городе появились несколько десятков танцклассов, в которых преподавали профессиональные танцоры. Брали они за свою науку дорого – до 5 рублей за десять занятий. Ну как предприимчивые одесситы могли пропустить мимо себя такие деньги! И по городу пошли сотнями открываться танцклассы всех видов, размеров и вариантов – от помпезных, с яркими и даже модными электрическими вывесками, до работавших исключительно по выходным в совершенно не приспособленных для этого помещениях – парикмахерских, магазинах и даже в конторах.

По понятным причинам, огромным спросом пользовались рояли и фортепиано любого вида, возраста и состояния. «Школам» этим вполне соответствовали большинство «преподавателей» – выучивших пару-тройку танцевальных па и державшихся только благодаря копеечной цене и традиционному одесскому нахальству и апломбу.

Именно тогда в Одессе появились куплеты о незадачливом парикмахере Соломоне, ради повышения дохода открывшем в парикмахерской школу танцев. Обрастая бесчисленными вариантами текстов, среди простого люда песенка эта быстро обогнала по популярности само танго. Помимо этого, одесский фольклор пополнился выражением «танцевать, как парикмахер».

Вот так весело и в ритме танго Одесса заканчивала 1913-й год, не догадываясь о том, что уже в следующем, 1914-м, будет не до куплетов и не до танцев...

Публикуется с сокращениями
matviychuk.info


1Чемпионат, проведенный в 1912 году, не был засчитан (Прим. ред.)

Спасибо за информацию. Побольше бы таких статей на сайте.

И Вам спасибо за то, что прочли и не поленились высказать свое мнение. Будем стараться )))

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №126 > Одесса в 1913 году
  Замечания/предложения
по работе сайта


2019-09-16 06:41:03
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Еженедельник "Секрет" Всемирный клуб одесситов