БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №129 > СНЫ В КЛЕТОЧКУ
В номере №129

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+12
Интересно, хорошо написано

СНЫ В КЛЕТОЧКУ
Вита ИНБЕРГ

Самые глубокие противоречия между людьми обусловлены их пониманием свободы.
К. Ясперс

Свобода – одно из тех емких и многозначных понятий, которые находятся в том же ряду, что и жизнь, смерть, истина, любовь, душа, справедливость – у самых корней человеческого бытия, где многие вещи смутно различимы, трудно называемы и постигаемы еще чем-то, кроме логики.

ИзменитьУбрать
(0)

Наверное, там находится и понятие рабства. Оно менее привлекательно и не вписывается в этот высокий ряд. Однако рабство присуще исключительно человеческой природе.

Есть у Бертрама Чандлера фантастический рассказ «Клетка». Земная экспедиция потерпела катастрофу на неизвестной планете. Еды и одежды практически не было, крыши над головой – не было вовсе, женщин – мало. И однажды мужчины подрались из-за наболевшего вопроса о продолжении рода. Случившиеся поблизости путешественники из другой галактики приняли участников конфликта за животных, поймали и поместили в клетки – надо полагать, для дальнейших исследований.

Земляне всеми средствами пытались показать свою разумность – чертили геометрические фигуры, плели корзины из прутиков, найденных в клетке. Толку было немного: инопланетные ученые решили, что у занятных зверушек брачный период, вот они и вьют гнезда. Помог случай. В помещении завелся мелкий зверек типа мышки. От скуки люди приручили его и поселили в клетку, сплетенную из тех же прутиков. Через несколько дней землян «признали за своих» и освободили. Объяснение было простым: только разумные существа сажают других живых существ в клетки.

Рабство может возникнуть там, где один человек или группа людей решает, что может безнаказанно и безвозмездно нарушать чьи-либо индивидуальные границы. (Под границами имеется в виду не только физическое тело и личное пространство, но и жилище, имущество, время, деятельность, убеждения, достоинство.) Рабство развивается там, где другой принимает это нарушение и позволяет подчинить себя. Оно укрепляется и приобретает самые неприглядные формы, когда этот другой начинает любить свое рабство, угождать хозяину и считать себя выше других рабов.

Так же, как свобода, рабство является духовной реальностью, но несколько иной. Как отмечает рав Адин Штейнзальц, сущность рабства не сводится к его внешней стороне. В современном мире рабство уже не определяется через изнурительный труд, и соответственно свободная жизнь не определяется довольством и изобилием. В бытии раба «не учитываются его желания и устремления; цели и задачи работы определяет кто-то другой, в то время как раб вынужден всегда исполнять волю своего господина. Не имеет значения, трудится ли раб над глиной, или над кирпичами, или в поле; он может также сидеть в комнате с кондиционером, писать статьи о литературе и при этом оставаться рабом».

Рабство прекращается там, где возникает самосознающее, активное и ответственное «Я», способное обнаруживать и уважать как свои, так и чужие личные границы.

Можно сказать, вся история человечества – движение от рабства к свободе. Движение трудное, противоречивое, часто судорожное – то остановимся, то бегом, то вообще пятимся назад.

В этом смысле Исход из Египта имеет глубочайшее значение не только для еврейского народа. «Во всяком поколении обязан человек рассматривать себя так, как будто он сам вышел из Египта». Это событие может стать неисчерпаемой нравственной опорой. Как разъясняет р. Штейнзальц, чтобы прийти к освобождению, а не к одному лишь отсутствию ярма, надлежит воссоединиться со своей сущностью, обрести собственный дух и характер, способы мышления и образ жизни. Недостаточно выйти из рабства: нужно стать самим собой. Человек, утративший связь с собственной сущностью, даже сбросив ярмо рабства, не станет свободным.

Понятие «свобода» распространяется практически на все сферы нашей жизни. Это – этическая категория, это ценность, это свое­образная шкала, с которой мы все сверяем – от семейных отношений до устройства общества. Наконец, это качество и состояние личности. Развитие общества (в оптимистическом варианте) так или иначе движется в сторону наибольшей свободы – того состояния, где человек сможет пользоваться большим количеством выборов.

Конечно, между фразой «я сегодня свободен» и понятием «свободной страны» – большое расстояние. Но все эти уровни и смыслы пронизаны одним чувством, одним настроением, одной универсальной идеей. Только наполнение этого понятия смыслом может сильно различаться. Для одного свобода – это, в первую очередь, бесконтрольность, для другого – материальная независимость, для третьего – высшее духовное состояние.

Очень многие определения свободы даются через отрицание, отсутствие чего-либо – «свобода от…». От ограничений, препятствий, запретов, зависимости, угнетения, принужденности, занятости. А если все-таки присутствие, то чего именно?

Выше мы в какой-то мере уже ответили на этот вопрос. Во всяком случае, для меня в поле свободы неотъемлемо присутствуют три важнейших понятия: осознание – выбор – ответственность. Без осознания нет «Я» как такового, которое осуществляет пресловутый выбор. А когда мы берем ответственность за свой выбор на себя, не сваливая ее ни на кого другого, – мы тем самым обеспечиваем свободу не только себе, но и другим.

Виктор Франкл однажды предложил, по аналогии со статуей Свободы на восточном побережье США, возвести статую Ответственности – где-нибудь на западном. Эрих Фромм тоже связывал известное явление «бегства от свободы» с бременем ответственности. Феномен ответственности – ключевой для экзистенциального понимания человека, пишет известный современный психолог Дмитрий Леонтьев.

Это сладкое слово «свобода»…

ИзменитьУбрать
(0)

…имеет разные значения и оттенки, во многом связанные с происхож­дением слова. Интересно проследить, как формировалось это слово в разных языках.

В славянских языках оно звучит почти одинаково и происходит от древнейшего корня «*se» («sue», «sva»), означавшего «свой», «собственный».

В русском языке «свобода» родственна словам – свой, свойство, себя, особа, особенность, собственный. Большинство словарей русского языка трактует «свободу» как «свое, собственное, отдельное от других положение», возможность поступать, как самому захочется.

Есть еще версия происхождения от древнеиндийского «svapati» – «сам себе господин».

Синоним свободы – «воля» – происходит от древнеиндийского «avar» – «выполнять», «желать», «выбирать». Латинское «velle» означает «хотеть».

Еще два корня, непосредственно относящиеся к свободе – «free» и «liber» (freedom и liberty).

«Либер» восходит к древнему индоевропейскому корню «*leudh» – «расти», «развиваться». (Отсюда русское слово «люди».)

«Свобода» на идиш – «Frej». Что касается «free», то его древнейшая основа «pri» означает «любить». Например, санскритское «priyah» – милый, любезный, желанный, благосклонный. Отсюда английское «friend» – «друг» и русские слова «приязнь», «приятель».

Каким же образом «любимый» превратился в «свободного»? Опять-таки, «дружественным» и «любезным» в первую очередь был «свой» – свободный и достойный член клана, племени. Свобода заключалась в том, чтобы «приять» – принимать доброжелательно и дружественно других людей, с которыми приходится жить, как-то соотноситься с ними, соблюдать определенные нормы и быть свободным в остальном.

Происхождение слова «рабство» от «работы» очевидно, но не столь очевидна связь со словом «ребенок» – маленький, слабый, осиротевший и т.п. В общем, «раб» – это слабый, мелкий, подчиненный, не имеющий семьи. Интересно, что такое толкование вполне согласуется с теориями, которые предполагают значительную инфантильность характера у человека, склонного зависеть и подчиняться.

Ответственность и свобода – две стороны одной медали, но развиваются они из разных источников. Свобода формируется через нашу деятельность, активность и понимание ценности (то есть – для чего эта активность нужна). Ответственность созревает через саморегуляцию – когда мы постепенно взрослеем и все больше упомянутую деятельность контролируем сами («Феноменология ответственности». Д. Леонтьев).

Однако часто людям страшно даже подумать о том, чтобы самим определять свое движение в жизни, свои способы действия. Многим близка мысль о том, что «свобода – это иллюзия, а все поведение чем-то детерминировано». Психотерапевт Ролло Мэй назвал это механизмом «щелк – зажужжало». Отсюда такая популярность теорий и школ, которые толкуют, чем именно мы обусловлены и почему это нельзя изменить. Эрнст Неизвестный в одном из интервью высказал парадоксальную мысль: в свободном обществе никто не может заставить человека не быть рабом.

«Тенденция бегства от свободы и от ответственности, от того, чтобы попытаться стать в какой-то степени причиной происходящего, как была, так и остается не только доминирующей, но и во многом привлекательной для большого количества людей, – говорит Д. Леонтьев. – Мы свободны, когда мы сами включаемся в собственную жизнь как причинный фактор». Пространство человеческой свободы расположено в этой самой паузе между стимулом и реакцией. Как только мы вместо немедленного реагирования делаем паузу, привычный механизм «щелк – зажужжало» нарушается, и мы способны обнаружить разные возможности. Пауза позволяет отключить «автопилот» и взять штурвал в свои руки. В этой точке наше поведение обретает свободу и ответственность.

В замечательном фильме 1970-х «Полет над гнездом кукушки» есть особо для меня заряженная сцена – попытка к бегству. Окно из психиатрической клиники наконец-то распахнуто – ценой больших усилий – навстречу зеленым лугам и свободе. Николсон-Макмерфи садится возле окна… и засыпает. Радостные, возбужденные, усталые, засыпают и остальные пациенты. На первом просмотре в кинозале ужасно хотелось побежать и растолкать!

Часто мы так и поступаем – неизвестно чего дожидаясь, спим у открытого окна, пока не придут санитары. Снаружи слишком много направлений, их число бесконечно. Внутри, в клинике, вариантов нет вовсе. Там удобно, там все решат за нас – сидеть или лежать, говорить или молчать, жить или умереть.

Так что важно просыпаться как можно чаще и бодрствовать как можно дольше. Пускай мы не сразу сделаем шаг наружу. Но необходимо иметь хотя бы этот выбор – делать шаг или нет. А для этого глаза должны быть открыты.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №129 > СНЫ В КЛЕТОЧКУ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 08:31:31
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Jewniverse - Yiddish Shtetl Всемирный клуб одесситов