БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №129 > ТОЧКА ОТСЧЕТА
В номере №129

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+6
Интересно, хорошо написано

ТОЧКА ОТСЧЕТА
Подбор материала Виты Инберг

Говорят, что история человечества – это история стремления к свободе. На этом трудном пути есть поворотные точки. Одна из них – Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

ИзменитьУбрать
(0)

Рене Кассен и Декларация прав человека
Говорят, что история человечества – это история стремления к свободе. На этом трудном пути есть поворотные точки. Одна из них – Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

Необходимость всеобщего договора, который перечислял бы и описывал права личности, стала очевидной после Второй мировой войны. Текст Декларации – первое глобальное определение прав, которыми обладают все люди, – состоит из 30 статей. Над проектом работала комиссия из 18 авторитетных юристов, специалистов по международному праву, дипломатов, философов из разных стран, под председательством Элеоноры Рузвельт. Перед ними стояла сложнейшая задача: выработать документ, еще не известный мировой политике. Как писал один из участников, дипломат Чарльз Малик, поначалу все были «абсолютно потеряны; мы совершенно не представляли, как нам справиться с порученной задачей». Сам Малик опасался, что проект сведется к важнейшим базовым понятиям (пропитание, жилье, работа), а другие ключевые моменты – возможность рассуждать, иметь свое мнение, отстаивать политические взгляды, – останутся в стороне.

Один из самых значительных вкладов в создание текста Декларации внес Рене Кассен (1887-1976) – юрист, представлявший Францию. Уроженец городка Форбак, он после защиты докторской диссертации преподавал в Сорбонне. Рене пережил две мировые войны, был приговорен к смерти нацистами и потерял в немецких концлагерях около 30 родственников. С 1944 по 1960 гг. Кассен занимал такие высокие должности как вице-президент Государственного совета Франции и председатель Высшего апелляционного суда. В 1945 г. Кассен был одним из основателей ЮНЕСКО, а с 1946 по 1958 гг. представлял свою страну в ООН.

Именно ему как специалисту в области права и блестящему стилисту было поручено составить вторую версию проекта Декларации – на основе предварительного текста, подготовленного специалистом по международному праву Джоном Хамфри.

В конце 20 в. исследователи обнаружили первую версию документа, написанную Хамфри от руки. Однако и после этого он отказывался считать себя создателем Декларации, заявляя, что создать черновик в одиночку было невозможно, а «конечный текст Декларации – дело рук сотен людей».

Свою работу Кассен завершил за два дня. Главная заслуга Кассена – придание документу четкой и ясной логической структуры. Он также написал преамбулу, где были очерчены общие принципы, включены 6 вступительных статей, 32 статьи были сгруппированы в 8 групп, и добавлены два заключительных положения.

Статьи Декларации подчеркивают принципы достоинства, свободы, равенства и братства, провозглашают права индивида – право на жизнь и запрет рабства, духовные, общественные и политические свободы, социальные, экономические и культурные права. Последние три статьи Декларации посвящены обязанностям индивида перед обществом и накладывают запрет на злоупотребление правами (когда не соблюдаются цели Декларации).

После многих обсуждений и поправок общим голосованием документ был принят при 12 голосах «за», 0 «против» и 3 воздержавшихся – СССР, Украина и Белоруссия. Эти страны воздержались и при окончательном голосовании на заседании Генеральной Ассамблеи ООН в 1948 г. Возглавлял советскую делегацию небезызвестный сталинский прокурор А. Вышинский.

Текст был переведен на множество языков, это самый переводимый документ в мире. Рене Кассен с 1965 по 1968 гг. был президентом Европейского суда по правам человека. В 1968 г. он получил Нобелевскую премию мира как инициатор и один из авторов Декларации. На эти средства Кассен основал в Страсбурге Международный институт по правам человека.

ИзменитьУбрать
(0)

Лев Разгон и «Непридуманное»

Лев Эммануилович Разгон (1908-1999) – российский писатель, публицист и правозащитник. Фамилия Разгон является русифицированной версией фамилии Расгон, принадлежащей потомкам Саадии Гаона.

Выпускник истфака, в 30-е годы – комсомольский агитатор, а затем сотрудник издательстве «Детская литература», Лев Разгон разделил судьбу многих советских людей своего поколения. В 1937 г. его тесть, один из руководителей НКВД Глеб Бокий, попал под волну «чисток». Жену Разгона, Оксану, тоже арестовали. Лев Эммануилович вспоминал, что она оказала яростное сопротивление чекистам. Ей удалось настоять на том, чтобы вызвали ее мать, и та забрала их годовалую дочь. Однако сама молодая женщина вскоре умерла по пути в лагерь. А Разгон провел в ГУЛАГе 17 лет.

В ссылке Лев женился на Рике (как он ее звал) – дочери Е. Берга, одного из лидеров правых эсеров. Вернувшись в Москву, снова занялся детской литературой. В конце 1980-х Разгон стал одним из основателей общества «Мемориал».

В 1988 г. Разгон опубликовал мемуары «Непридуманное» – беспощадное свидетельство о годах сталинского террора. Еще через 5 лет, дополненная и переработанная, книга вышла под названием «Плен в своем отечестве». Ее перевели почти на все европейские языки.

В книге Разгон приводит слова одного из ссыльных: «В цивилизованной Германии малокультурный и малоцивилизованный Гитлер пришел к власти, сказав: “Германия – для немцев!” И пожалуйста – от цивилизованной, интеллигентной, философской Германии пух только полетел… И у нас выкинут этот лозунг: “Россия для русских!” Неминуемо, неизбежно! А за этим лозунгом пойдут все, для кого евреи – конкуренты! <…> Дело, конечно, некрасивое, и совестью покривить придется… Так ведь дело привычное! Когда выгодно, то благородные слова для этого найдутся! Ничто так не возбуждает национальную или революционную совесть, как выгода!»

Отдельный очерк в книге посвящен тюремщикам, среди которых были разные люди, но некоторых их них Л. Разгон называет «рабо­владельцами». Именно они виноваты в гибели миллионов людей в лагерях.

«Умение не замыкаться на себе, открытость людям, внимание к чужим судьбам – может быть, <…> именно это помогло ему и написать книгу, принесшую признание во всем мире, и это же отчасти помогло ему и выжить в испытаниях его нелегкой судьбы», – писала редактор Э. Кузьмина.

Лев Разгон был членом Комиссии по помилованию при президенте РФ, стал лауреатом премии им. А.Д. Сахарова «За гражданское мужество писателя». Его близкими друзьями было немало замечательных людей. Булат Окуджава посвятил ему в 1993 г. «Песенку Льва Разгона». К ней был предпослан эпиграф: «Лева, как ты молодо выглядишь! – А меня долго держали в холодильнике..»

Побывав в Израиле, Разгон сказал: «Я по-настоящему счастливый человек… заповедь: “В будущем году в Иерусалиме” оказалась для меня сбывшейся. Я побывал в этом замечательном городе, и это был настоящий триумф в моей жизни».

Еще одна цитата из книги Льва Разгона «Вчера и позавчера»: «Я был редактором детского издательства и много читал о стремлении к свободе героев Дюма, Стивенсона, Гюго. Но их стремление к свободе мне казалось романтикой, и не более. Настоящий же смысл слова «свобода» – в тюрьмах, в лагерях – я воспринял, как нечто библейское. Один из умнейших евреев, Генрих Гейне, сказал, что о свободе на всех языках говорят с еврейской интонацией, ибо исход евреев из Египта был первым уроком свободы всему человечеству». (По материалам zelikm.com, ru.wikipedia.org)

ИзменитьУбрать
(0)

Петр Вайль: «Свобода – точка отсчета»

Петр Львович Вайль (1949-2009) – российский и американский журналист, писатель, радиоведущий. Родился в Риге. Окончил редакторский факультет Московского полиграфического института. Вернувшись в Ригу, работал в газете «Советская молодежь» вместе с Александром Генисом и Иланом Полоцком. В 1977 г. эмигрировал в США. С 1995 г. жил в Праге. Был главным редактором, а затем - замдиректора Русской службы Радио «Свобода», вел цикл программ «Герои времени».

Петр Вайль был лауреатом нескольких литературных премий, членом-основателем Академии русской современной словесности, членом редсоветов журналов «Иностранная литература» и «Знамя».

В соавторстве с Александром Генисом Петр Вайль опубликовал остроумные, парадоксальные и глубокие работы, представляющие собой синтез культурологических исследований, философских эссе, лирической прозы.

«Вайль – один из самых значительных писателей-наблюдателей в российской словесности. Мало кто умеет так точно, с одной стороны, а с другой стороны, с таким личным отношением описать огромное количество очень разных сущностей – это относится и к литературе, и к искусству, и к спорту, и ко многому другому». (svoboda.org)

Книга «Свобода – точка отсчета» – это сборник эссе, статей, рецензий и интервью, опубликованных Вайлем в течение двух с лишним десятилетий. «Когда я бралась за составление книги, мне казалось, что многое из написанного Петей могло устареть. Но – ничего подобного! Все статьи об Америке, о том, что происходит сейчас в России, о российской политике остаются абсолютно актуальными», – сказала Эля Вайль.

На вопрос: «Свобода – что это такое для вас?» Вайль ответил так: «Думаю, то же, что и для всех. Только не все отдают себе отчет в том, насколько это универсально важно. Очень распространенная сейчас формула: обмен свободы на безопасность и благополучие. То есть передадим заботу о себе государству и его учреждениям, они нам обеспечат покой и достаток, а мы уж как-нибудь поступимся разными излишествами вроде свободы слова, самовыражения, прессы и пр. Выглядит все довольно логично: как в марксизме – есть базис и есть надстройка.

Всякие свободы – надстройка: нечто даже если желательное, то не обязательное. Но это ложное построение. Дело-то в том, что жизнь человеческая существует только во всей полноте, и если поступиться одним, то непременно придется отдать и другое. <…>

Нет примеров в истории, чтобы авторитарное государство не превращалось со временем в тоталитарное. А тоталитарное мы уже видели, знаем, что в нем жить не только страшно и скучно, но и бедно. Раб работает непроизводительно. Ценности создает только человек свободный. Вариантов нет. Фраза "слишком много свободы" – нелепа. Это может означать лишь то, что не созданы гражданские институты, которые обуздывают разгул. Пагубно не количество свободы, а только неумение с ней жить, с нею обращаться.

Тут нужно оперировать цивилизационными понятиями, которые отработаны веками. Все, что придумано человечеством для обуздания нашего природного свинства, – репрессивно: религия, мораль, право, культура, этикет. Они все только и твердят "нет", а нам же хочется "вопреки" – того, чего желается нам. Как противостоять этому? Призывать быть хорошими – бесполезно. Есть два краеугольных понятия – страх и выгода. Страх неподкупного суда и неотвратимого наказания скорее воспретит быть скотиной, чем любые убеждения. Выгода, сулящая материальное процветание, куда надежнее заставит быть честным... Понятно, что все это обусловлено известным положением: твоя свобода ограничена лишь свободой других. Не задевай – не задет будешь.

Что до государства, то его единственная роль – не мешать тебе. Не замечать тебя. То есть заботиться о старых, больных и немощных. А остальных – оставить в покое. Это единственный плодотворный способ взаимоотношений личности и государства. Как там у Бродского: "Свобода – это когда забываешь отчество у тирана"».= (По материалам
svoboda.org, bookmate.com)


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №129 > ТОЧКА ОТСЧЕТА
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 08:58:27
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Еврейский педсовет Jerusalem Anthologia