БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №129 > СДЕЛАЙ СВОЙ ВЫБОР
В номере №129

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+12
Интересно, хорошо написано

СДЕЛАЙ СВОЙ ВЫБОР
Анна МИСЮК

Одно из главных удовольствий современного образа жизни – это свобода выбора. Нет не так: одна из главных ценностей современной западной культуры – это свобода­ выбора.

Даже в нашей стране выросло уже целое поколение, которому дано наслаждаться этой свободой в супермаркете, например. Впрочем, для них это уже естественно – выбирать из десятков сортов чипсов, соков, приправ, сыров, напитков и прочая, и прочая.

Люди постарше, бывает, жалуются, что тратят на покупки сейчас чуть ли не больше времени, чем раньше на стояние в очередях за единственно возможным продуктом или товаром, который только что «выбросили» – имелось в виду «в продажу», и уже «дают», то есть продают, конечно, за деньги, но деньги – это такой был пустяк по сравнению с тем, что вам «его», «это» (товар, вещь, продукт) дадут в руки. Вам повезет, и хорошее настроение обеспечено.

Сейчас вы приходите в магазин за другим. Вот, например, раньше для любителей кофе в магазинах было просто: всего два варианта – «кофе нет» и «кофе есть», а сейчас – и сорта, и добавки, и фасовка по количеству и виду. Это же умаешься, сравнивая и подсчитывая, чтобы выйти на оптимальное соотношение цена-качество. А сколько на это времени тратишь! А потом обязательно найдется хороший друг, который сообщит радостно, что ты переплатил, ошибся с выбором и вообще лопухнулся. Где же оно – то чувство удачи, радостной неожиданности, которое дарили нам, бывало, времена дефицита?

Много лет храню в памяти картинку встречи со счастьем, было это лет 30 назад: на Соборной площади – тогда еще площади имени Советской армии и без собора – стояла женщина в обнимку с большим рулоном ковра. Она, наверное, хотела остановить такси, чтобы переправить домой драгоценную добычу. Машин было немного, да и те не спешили останавливаться, чтобы взять этот громоздкий багаж в салон. Ей, может быть, предстояло ждать долго, но лицо ее сияло таким невозможным, лучезарным, победительным счастьем… Она была растрепана, явно затекли руки и шея, наверняка ломило спину, но тяжести ковра она явно не замечала, она была счастлива. Не помню, чтобы когда-нибудь мне еще встречался такой явно и безоговорочно счастливый человек.

Зайдите сейчас в какой-нибудь «ковер-салон», всмотритесь в лица – деловые, внимательные, сомневающиеся, удовлетворенные, скучающе-разочарованные, но счастливого не встретите, хоть целый день наблюдайте – гарантирую. Явно недостает счастья там, где возросли потребительские возможности.

Разнообразие и многообразие становятся ловушкой, которая парализует нашу волю и рождает внутреннюю глухую постоянную неудовлетворенность. Что бы вы ни приобрели – это всего лишь мелкая кроха возможного, это подходящее, но не лучшее, хорошее, но не единственное, удобное и красивое, но не очень нужное и т.д., и т.п. Особенно оскорбительно, когда вы вдруг увидите, что многообразие является мистификацией – десятки и сотни сортов различаются лишь названиями и упаковкой.

Так что же – назад, в дефицит? К унылым или агрессивным очередям, пустым полкам, уличной толпе в куртках и пальто единого фасона и цвета, к единственной паре чиненой-перечиненой обуви? Есть такая идея. Только недавно в московской газете «Культура» появилась статья, в которой резко критикуется капиталистический путь производства «лишнего» и восхваляется социалистический, когда каждый производимый продукт предназначен конкретному покупателю или приобретателю и, как говорилось в старом советском анекдоте, мы знаем, как этого приобретателя зовут.

Что-то надолго приковала нас к торговым залам тема и проблема свободы выбора. Это не случайно, конечно. Западная индустриальная и постиндустриальная цивилизация привела к массовому производству и массовому суперпотреблению. Современный человек находит в потреблении развлечение, отдых, игру, задачу и даже приобретает различные уровни квалификации.

Сделаем все же отступление от магазинных витрин и полок: ведь свобода выбора не только там размещается. Человек, обладающий благом свободы, прежде всего, должен и способен самостоятельно принимать решения. Свобода выбора – это свобода вашей инициативы. Вы выбираете сами, где жить, чему и как учиться, как действовать, сами созидаете материал своих связей с миром, с другими людьми. Иными словами, вы сами ответственны за свой жизненный путь, содержание вашей личности.

Вот и появилось парное понятие к свободе – ответственность. Свободный человек не только выбирает, но и отвечает за свой выбор. Если вы выбираете по яркой этикетке продукты, по моде – образование, по погоде прогулки, а не напряжение учебы, если вы выбрали зарплату, позволяющую содержать семью, а не любимое, но плохо оплачиваемое дело, выбрали президента за красивый галстук, а мэра, наоборот, за спортивный стиль, – то это не обязательно плохо и не обязательно успешно. Но если вы это осознаете – вы свободный человек. В следующий раз вы повысите свою квалификацию и выберете лучше. Главное, чтобы у вас была, сохранялась эта проклятая, волшебная, дарующая не счастье, а творческие возможности свобода выбора.

Торговый зал – это в нашей повседневности постоянно действующая модель свободы выбора и ответственности за нее. Упражняйтесь хоть каждый день.

Когда-то, лет двадцать назад, помню, меня удивили слова французской студентки: если у меня есть возможность выбрать из двадцати сортов пива, то я уверена и в возможности выбирать образование, дело, политиков, стран­у. Сейчас, мне кажется, я понимаю ее лучше.

Ваша свобода и ее масштабы зависят от меры и качества вашей ответственности. А от количества личных свобод зависит общественное благосостояние, как утверждают социологи. Проверим когда-нибудь…

Израильский философ Шломо Пинес посетовал, что современному человеку не дано переживание свободы, так как он не ведает рабства, то есть вкус свободы ощущаешь полноценно лишь по сравнению с горечью рабства. Но возможно и другое переживание свободы – чувство, что твоя жизнь под твоей ответственностью.

В конце концов, на каждой этикетке мелким шрифтом напечатан состав продукта. Читать умеете, органическую химию в школе учили? Так вперед! Ваш выбор будет ответственен и свободен.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №129 > СДЕЛАЙ СВОЙ ВЫБОР
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-16 07:54:43
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Еврейский педсовет Jerusalem Anthologia