БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №129 > ДОБРОВОЛЬНО ПОДПИСАВШИЕСЯ
В номере №129

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+9
Интересно, хорошо написано

ДОБРОВОЛЬНО ПОДПИСАВШИЕСЯ
Лиора КАНТОР

«И объявите свободу на земле всем жителям ее».
(Ваикра 25:10)

Идея свободы, понятие о свободе занимает одно из важнейших мест и в философском мышлении, и в обыденном сознании. И нет такого общества, которое не выработало бы своего представления об этой сложной карегории.

Как утверждает профессор Иерусалимского университета Шломо Пинес, в Танахе слово «херут» («свобода») вообще не встречается, а близкое по смыслу слово «хофеш» употребляется в узко юридическом смысле – речь идет о рабе, получающем «вольную».

Итак, если верить ученому, евреи не нуждались в понятии «свобода» до столкновения с греко-римским обществом.

ИзменитьУбрать
Моисей получает скрижали.
Марк Шагал
(0)

Пинхас Полонский пишет, что к словам Торы «а заповеди были высечены ("харут") на скрижалях» (Исход 31:16) – Талмуд добавляет: «Прочитай слово "харут" как "херут" – ибо Тора, высеченная на скрижалях, дает тебе свободу».

Казалось бы, заповеди – это, в первую очередь, ограничения, обязанности. А современный секулярный человек назвал бы свободным скорее того, кто ничего не обязался соблюдать. Нет ли здесь противоречия?

Свобода подразумевает освобождение от «оков», то есть приоритет внутреннего над внешним. Нерелигиозный взгляд отождествляет «внутреннее» с желаниями личности, а внешнее – с обстоятельствами, принуждением, волей других. Поэтому нерелигиозная трактовка понятия «свобода» очень близка к понятию «вседозволенность». Мы нередко видим, как человек становится рабом своих страстей, соблазнов, сиюминутных желаний, страхов… Вряд ли его можно назвать духовно свободным. «Тот, кто не хочет быть слугой Б-га, становится слугой своих страстей», – говорит Талмуд.

Для многих это выглядит пуританским утверждением, заставляющим человека отказаться от своих стремлений в пользу соблюдения каких-то ограничений.

Но давайте попробуем разобраться. Всякий человек стремится быть счастливым, а счастье невозможно без внутренней гармонии. Максимальная реализация духовного, эмоционального, интеллектуального потенциала человека приносит ему счастье. Для этого нужно знать, как устроен мир, знать себя и собственное предназначение.

Идеал иудаизма – не в том, чтобы страсти были подавлены, но в том, чтобы человек мог ими управлять. Человек должен направить энергию страстей на реализацию миссии заложенной в него Б-жественной искры. Она и есть внутренняя суть человеческой души, его настоящее, «Я». И эта реализация дает человеку победу над внешним – свободу от него.

Еврейская традиция высоко ценит и физическую свободу, свободу человека или народа распоряжаться собой. Физическая свобода имеет и духовное значение, потому что внешнее угнетение принижает ценность и величие человека, его красоту и святость. Но, как подчеркивает Пинхас Полонский, источником свободы является не просто физический уход из рабства – свобода обретается только после принятия Торы, после реализации религиозного аспекта Исхода.

Одна из основополагающих опций свободы – это свобода выбора. «Чем выбор человека отличается от выбора животных? – спрашивает рав Элиягу Эссас. – Ничем, если выбор не лежит в плоскости морали и этики. Ведь животные тоже выбирают – место жительства, самца или самку, пищу. Для них – все хорошо, что способствует их выживанию и размножению. Но морального и этического выбора для них не существует».

Свобода – это не просто возможность выбора. «Это возможность в каждый момент времени, в каждой конкретной ситуации выбрать добро и не делать зла, ибо это создает состояние гармонии. Поэтому первый шаг в реализации свободы выбора – ежесекундный выбор быть с Творцом». Если человек признает над собой единственную власть – власть Всевышнего, и возлагает на себя служение только Ему, то каковы бы ни были внешние обстоятельства, у него всегда остается внутренняя свобода.

Раввин Джонатан Сакс пишет, что рабство противоречит самой человеческой природе. Человек сотворен «по образу и подобию Творца», а значит, сотворен свободным. Сама идея всевластия Б-га подразумевает, что мы можем быть только Его рабами и ничьими больше.

Не случайно еврейский народ формировался именно в условиях порабощения. На протяжении всей своей истории евреи хранят память о годах рабства, тем самым напоминая себе и всему миру о моральной необходимости свободы. Свободный Творец желает одного – чтобы ему служил свободный человек, сделавший осознанный выбор.

Но вместе с тем Тора не отрицает рабства, и в этом главный парадокс главы Бехар (Ваикра­  25). Несмотря на то, что отношение к рабу в еврейском законе строго регламентированы, тем не менее, само по себе рабство не было отменено. Почему Тора не наложила полный запрет на это неприглядное явление?

Ответ дает Маймонид в своем труде «Путеводитель растерянных».

Подобно природным процессам, любые социальные перемены требуют времени, неспешности и терпения. Это верно для отдельного человека и для целого народа. Невозможно внезапно перейти от одной крайности к другой. Всевышний не требовал, чтобы евреи в одночасье отказались от образа жизни, к которому привыкли за время пребывания в Египте.

Создатель легко может изменить природу человека. Почему же Он не изменил евреев, не дал им способность немедленно достичь уровня высшей праведности? Ответ Маймонида прост. Совершая чудеса, Всесильный меняет окружающую природу, но не сущность человека. Если бы Он изменил человека, грандиозный проект под названием «Тора», суть которого – свободный выбор свободной личности служить Всевышнему, оказался бы бесполезным. Всевышнему было угодно, чтобы люди отказались от рабства, но сделали это осознанно, а осознание – процесс, занимающий время. (Евреям, вышедшим из Египта, понадобилось для этого 40 лет.)

И в этом процессе, добавим мы, человек получает то, что невозможно переоценить; то, что не получить за счет мгновенного чуда или вмешательства. Он обретает непосредственное переживание, знание, опыт, если хотите – позицию. Такой человек не станет марионеткой, которой можно навязать что угодно. Осознание – одна из предпосылок свободы.

Законы Торы стали ответом на вопрос, как можно создать социальную структуру, в которой люди по собственной инициативе сочтут рабство пережитком прошлого и сами решат его отменить.

Руссо сказал: «Общество имеет право силой заставить человека быть свободным». Это парадокс, за которым стоит мрачная реальность кардинальных насильственных попыток «причинить счастье». Идеи же Торы приносят прекрасные плоды, поскольку не противоречат природе человека и признают постепенность перемен. В результате люди самостоятельно пришли к выводу о порочности института рабства. Этот вывод стал одним из чудес в истории человечества.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №129 > ДОБРОВОЛЬНО ПОДПИСАВШИЕСЯ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 06:19:36
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Еженедельник "Секрет" Dr. NONA