БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №137 > ИСКАТЕЛИ СОКРОВИЩ
В номере №137

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

ИСКАТЕЛИ СОКРОВИЩ
Подбор материалов Ольги КСЕНДЗЮК

В Первом филиале Национальной библиотеки Украины находится собрание еврейских рукописей, книг, периодики, которое, по мнению украинских востоковедов, является одним из лучших в Европе (свыше 150 тыс. единиц хранения).

История коллекции началась в 1918 г., когда в только что основанной Академии наук Ук­раи­ны были созданы два исследовательских центра по собиранию и изучению еврейских материалов: историко-археологическая комиссия и отдел во Всенародной библиотеке. Я.И. Из­раэль­сон, выпускник Петербургского университета, семитолог, литературовед, ученик Авраама Гаркави1 , возглавил подотдел «Гебраика-Иудаика».

С 1925 г. библиотека получила право комплектования обязательных экземпляров всех изданий, выходивших на идиш. Только в картотеке Украинской книжной палаты зарегистрировано более 30 тыс. наименований книг и журналов, вышедших до 1950-х гг. на идиш.

Во время войны коллекция была эвакуиро­вана в Уфу, а после освобождения Киева вернулась. Но в 1950 г. отдел еврейской литературы закрыли, книги и рукописи изъяли из основных фондов, а каталоги и картотеки уничтожили. Сорок лет коллекция находилась в резервном фонде и только благодаря сотрудникам сохранилась.

В нее входят редкости, относящиеся к

19-му и первой половине 20 вв.: рукописные молитвенники из коллекций Кауфмана, Гаркави и Фирковича; философские и исторические произведения; переписка деятелей науки и культуры; книги из собрания С. Ан-с­кого. Собрание великолепно оформленных «Пинкасим» – своеобразные дневники, где можно найти устав общины, список членов и ежедневные записи: посетили больного, оказали материальную помощь, выдали замуж…

В 1918 г. С. Ан-ский задумал издать «Альбом еврейской художественной старины». Уже был создан макет и напечатана рекламная статья Абрама Эфроса. Но – 18-й год, раз­руха… Только в 1994 г. израильский искусствовед А.С. Канце­дикас на основе макета, находившегося в Петербурге, выпустил альбом. Но в нем не указано, кто занимался оформлением. Вдруг в Киеве нашлась папка с макетом, где указано – художник Соломон Юдовин.

Одна из особых ценностей в собрании – небольшой фонд Шолом-Алейхема. В нем – рукопись новеллы «Дэр гринс», машинопись с авторскими правками первого варианта романа «С ярмарки», письма к Давиду Айзману – другу, художнику и общественному деятелю.

Собрание периодических изданий насчитывает более 30 тыс. единиц хранения и представляет практически весь спектр еврейской периодической печати второй половины 19 – первой половины 20 века. Кроме еврейских языков – иврита, идиша, ладино, еврейско-бухарского – еврейские газеты и журналы выходили на 40 других языках.

Не имеет аналогов в мире коллекция изданий на идиш советского периода (до 1950 г.). Особенно хороша подборка детских книг с иллюстрациями Эль Лисицкого, Натана Рыбака, Сары Шор, Марка Шагала.

Большую ценность представляют книги, напечатанные в типографиях Украины в 18 – начале 20 вв. (Талмуд, религиозные трактаты и др.). До 1836 г. на территории Украины действовали 36 еврейских типографий. Позже разрешено было работать только двум – в Житомире и Бердичеве.

После закрытия Кабинета еврейской культуры все документы и фоноцилиндры, собранные с 1911 по 1948 гг., были переданы в библиотеку. Таким образом сохранилась уникальная коллекция еврейского музыкального фольклора и профессиональной музыки. (В. Ханелис, newswe.com)

*

В Мюнхене осенью 2013 г. налоговая полиция обнаружила в квартире Корнелиуса Гурлитта 1406 раритетных полотен, которые считались погибшими во время войны. Среди них, в частности, «Женский портрет» Матисса, некогда принадлежавший еврейскому коллекционеру Полю Розенбергу, и «Аллегорическая сцена» Шагала, украденная у семьи Блюмштейн.

ИзменитьУбрать
Выставка «Дегенеративное искусство»
(0)

Корнелиус Гурлитт – представитель интеллигентной династии, в его роду были искусствоведы, композиторы и, разумеется, коллекционеры. Отец его, Хильдебранд Гурлитт, был арт-дилером, а с 1920-х гг. собирал модернистов, чье искусство фашисты сочли «дегенеративным». Среди предков Гурлитта были и евреи, он был поражен в правах, однако Геббельс использовал его в качестве посредника при продаже произведений искусства за границу. Дилер погиб в автокатастрофе в 1956 г., хранившаяся в тайне коллекция перешла к супруге, а после ее смерти – к сыну Корнелиусу.

Родственники Корнелиуса не знали об этих работах, он не пускал в дом даже ближайшую родню. По словам его кузена Эккехарта Гурлитта, Корнелиус неоднократно говорил, что знает, где находится Янтарная комната. «Маленький серый человек, всегда одетый с иголочки, как английский джентльмен, но ум у него был не в порядке».

В апреле 2014 г. СМИ сообщили, что Гурлитт договорился с правительством Германии о сотрудничестве «в деле расследования происхождения работ в его коллекции. Произведения, которые были украдены нацистами у прежних владельцев, будут возвращены им или их наследникам. А работы, чей провенанс не вызовет сомнений, должны быть возвращены Гурлитту».

6 мая 2014 г. Гурлитт скончался. Согласно его завещанию, коллекцию получит Kunst­mu­seum Bern (Швейцария). Бернский музей согласился принять наследие с оговоркой, что это будут «лишь те полотна, которые попали в коллекцию Гурлитта законным путем. В случае установления первоначальных владельцев картин они будут переданы их законным наследникам. До выяснения всех обстоятельств … картины останутся в Германии. Все расходы берет на себя правительство Германии». В суд Мюн­хена поступил иск от кузины Гурлитта, которая пытается оспорить завещание, ссылаясь на невменяемость завещателя.

«…мы видим пример организованного грабежа: похищения предметов искусства из музеев и частных коллекций. Мы требуем, чтобы полотна вернулись в руки первоначальных владельцев», – заявил представитель Конференции еврейских организаций по предъявлению материальных претензий к Германии Р. Мало.

*

В коллекциях голландских музеев были обнаружены 139 предметов искусства, которые, возможно, были отобраны у владельцев. Среди полотен – картины Матисса, а также многих голландских художников, в том числе импрессиониста Исаака Исраэлса.

Поиски экспроприированных у евреев предметов искусства продолжались четыре года, была произведена оценка коллекций более чем 400 учреждений, собиравших работы с 1933 г. Создан специальный веб-сайт. Воз­мож­ные владельцы картин или их наследники смогут потребовать возвращения похищенных работ через Голландский комитет по возвращению культурных ценностей.

Это уже вторая подобная проверка, в ходе первой были изучены работы, приобретенные музеями с 1940 по 1948 годы. В итоге голландское правительство возвратило 202 работы невестке Жака Годстиккера, чья коллекция была разграблена во время войны. Одна из работ – фрагмент картины «Завоевание Америки» Яна Мостарта – была оценена в $14 млн.

Объявляя в 2009 г. о начале новой проверки, директор Ассоциации музеев Голландии С. Вейде заявил о необходимости изучить картины, приобретенные музеями до 1940 г., после «Хрустальной ночи». Тогда пропало бесчисленное количество ценных произведений искусства. В целом за Вторую мировую войну у европейских евреев было похищено около 650 тыс. религиозных объектов и живописных полотен. Большинство было возвращено законным владельцам, однако многие осели в музеях и частных коллекциях. Вторая проверка обошлась голландской казне в 1,3 млн евро. (censor.net.ua)

*

ИзменитьУбрать
Джефф Кунс. Собака из воздушных шаров
(0)

Американский миллиардер и коллекционер Стивен Коэн занимает 106-ю строчку в рейтинге богатейших людей мира. Его состояние оценивается в $10,3 млрд. Коллекция Коэна включает в себя знаковую картину Джексона Поллока, автопортрет Мане, «Супермена» Энди Уорхола, скульптуру «Собака из воздушных шаров» Джеффа Кунса и «Попай» Роя Лихтенштейна. Коэн заплатил $8 млн за акулу­, залитую формальдегидом, авторства Дэмиена Херста. Он приобрел картины Виллема де Кунинга «Police gazette» и «Женщина III» и полотно «№8» Джексона Поллока. В одном из последних интервью Коэн заявил, что на данный момент его любимая картина – полотно Фрэнсиса Бэкона «Screaming Pope», которое висит у него в спальне. В общем, как писал Морис Реймс2 , «коллекционерство – это своеобразная игра страстей». (top.rbc.ru)

*

Американскому бизнесмену Леону Блэку, работающему в сфере частных инвестиций принадлежит одна из самых крупных коллекций, которая включает работы Рафаэля, Ван Гога, Пабло Пикассо, Уильяма Тернера, Эрнста Кишнера, и многие другие.

В частности, Блэк приобрел одну из самых узнаваемых картин в мире – работу норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка «Крик». Самого Блэка на торгах не было, ставки делались через вице-президента аукционного дома Sotheby’s. Картина Мунка была продана за $120 млн – самую высокую сумму, которую когда-либо платили за произведение искусства. (За последнее десятилетие «барьер» в $100 млн удалось взять двум картинам Пикассо и одной скульптуре Альберто Джакометти.) «Крик» Мунка побил рекорд и по времени – он ушел с молотка за 12 минут.

Известно, что Эдвард Мунк создал четыре версии «Крика». Три хранятся в норвежских музеях, а четвертая, которая и была выставлена на Sotheby’s, находилась в частной коллекции сына миллиардера Томаса Олсена и никогда не демонстрировалась широкой публике. Мунк сам продал Олсену эту картину в конце 19 века. Норвежский судовладелец, который жил по соседству, был другом и покровителем художника.

Недавно Леон Блэк приобрел онлайн-платформу по продаже искусства Artspace.com. Сейчас на сайте представлены работы более 1200 художников. Здесь можно купить предметы искусства как за 15 евро, так и за баснословные суммы. Леон Блэк – покровитель Музея современного искусства, Арт-центра Линкольна, Столичного музея искусств.

*

Появившаяся в нью-йоркском городском реестре в 1824 г. Пятая авеню много лет оставалась узкой неприметной улочкой. Изменил ее Бенджамин Олтман – законодатель женской моды и щедрый меценат, подаривший свою коллекцию картин Рембрандта и китайского фарфора нью-йоркскому «The Metropolitan Museum of Art».

В начале 20 в. Олтман был просто успешным торговцем, который вместе с напарником

М. Фридсэмом решил выкупить участок на углу 34-й улицы и Пятой авеню и построить большой универмаг. Олтман был уверен, что вслед за его замыслом преобразится вся улица.

Открывшийся в 1906 г. универмаг стал досто­примечательностью квартала, туда устремились толпы покупателей со всего Нью-Йорка. Другие бизнесмены тоже начали открывать магазины на Пятой авеню, и за несколько лет улица превратилась в элитную торговую зону.

ИзменитьУбрать
Музей Гуггенхайма на Пятой авеню
(0)

Со временем на Пятой авеню стало появляться множество еврейских музеев и культурных центров. Например, основанный Корнеллом Капой Международный центр фотографии, – там было проведено более 500 выставок.

На Пятой авеню расположен и крупнейший в западном полушарии еврейский художественный музей. Коллекция «Jewish Museum» началась с подарка Мейера Сульцбергера, американского судьи и лидера еврейской общины: он передал в 1904 г. «Jewish Theological Seminary» более 20 предметов искусства. Позднее коллекция музея постоянно расширялась, но не было помещения для экспонатов.

Широкой публике экспонаты были представлены лишь в 1947 г. благодаря Фриде Шифф Варбург, вдове Феликса Варбурга – лидера американской еврейской общины в начале 20 века. Фрида пожертвовала семейный особняк, завещав открыть в нем музей.

На Пятой авеню расположен и музей Соломона Гуггенхайма, который начал собирать коллекцию предметов искусства в конце 19 века. В музее собрано более 6 тысяч полотен: работы Ван Гога, Шагала, Пикассо, Кандинского, Уорхола. Сам музей расположился в одном из уникальных нью-йоркских зданий, построенном по проекту Фрэнка Ллойда Райта. Оно выглядит как перевернутая башня-пирамида, а посетителям предлагают подняться на лифте на верхний этаж и оттуда, спускаясь по спирали, осматривать экспозицию.

Практически каждое здание на Пятой авеню хранит следы еврейского участия в ее истории. И ежегодный праздничный парад в День независимости «Салют, Израиль!» проходит именно здесь. Десятки тысяч человек, объединенных идеей мира и процветания Израиля, проходят по всей Пятой авеню . (jewish.ru)

*

Всеизраильское общество филателистов объединяет более 500 членов. Раз в два года, а иногда и чаще, в Израиле проводится национальная выставка почтовых марок, нередко с привлечением коллекций из-за рубежа. Примерно раз в 10 лет Израиль организует Всемирную филателистическую выставку. Среди израильских филателистов, приглашаемых в жюри выставок, наиболее известны Э. Вебер, Я. Шабтай, М. Ладор, Э. Лейбо, Я. Цахор, Й. Слуцкий, М. Мартин, профессор И. Илан, Г. Минц. В мае 1998 г. в Тель-Авиве проходила Всемирная выставка, посвященная 50-летнему юбилею создания Государства.

Иудаика – популярная тема коллекционирования, число ее собирателей в мире исчисляется многими тысячами. Дж. Москатти из Неаполя, владелец коллекции «От диаспоры до Государства Израиль», получал высшие призы на крупнейших международных выставках. Известен израильский коллекци­онер иудаики У. Гросс, репатриировавшийся в Израиль из США.

Заместитель председателя Всеизраильского общества филателистов Я. Шабтай собрал коллекцию разновидностей Доар иври3 . Его коллекция неоднократно получала большие золотые медали на международных выставках. Председатель израильского объединения собирателей иудаики А. Линн также не раз получал высокие призы на международных выставках. Много лет он возглавлял редакцию израильского филателистического журнала.

Коллекционером иудаики был Э. Лапин, репатриировавшийся в Израиль из России в середине 1920-х гг.; он был популяризатором филателистической иудаики, опубликовал десятки статей. Крупный популяризатор филателистической иудаики – А. Розенталь, эмигрировавший в Канаду из СССР.

Во Франции среди коллекционеров иуда­ики в филателии известен К. Вайнштейн. Среди советских коллекционеров – М. Озеранский, Г. Якобсон. Известным собирателем иудаики в США был составитель каталога «Иудаика на почтовых марках» Д. Рихтер. (ЭЕЭ)

*

ИзменитьУбрать
(0)

Минчанка Валерия Гайшун – по образованию экономист, художник в душе и рукодельница. Ее куклы выполнены из шерсти в технике сухого валяния. «Какая история у кукол? Они рождаются, приходят. Начинаю делать голову – и становится понятно, как куклу зовут. Я с ней знакомлюсь, одеваю, создаю какой-то минимальный интерьер, детали…»

Но изюминка в том, что ее куклы – колоритные еврейские фигуры. «Все мои персонажи – евреи из прошлого времени, времени СССР, люди, которых я знала по Бобруйску, где родилась. Это им посвящение, и в том числе – моему деду, которого я обожала...»

Эти удивительные куклы, сделанные из такого уютного материала, с любовью и юмором, душевным трепетом и знанием колорита и быта еврейского местечка, вызывают теплые чувства. В коллекциях «Пятая графа», «Еврейская мама», «Еврейское счастье» и др. можно увидеть изображение учительницы музыки Симы Исаевны, уехавшей из Бобруйска с первой волной эмиграции, и киоскера Левы, торгующего крошечными журналами «Огонек», «Советский экран», «Здоровье», и фотографа Семена, и учительницы немецкого языка Беллы Львовны, и портного Лейба… Это самые настоящие постановочные сюжеты, например: «долго Броня просила Марика ездить аккуратно, а он не послушался и таки упал».

«Ида вынуждена сушить белье на кухне, так как на улице в прошлый раз украли ее любимую комбинацию… Еврейское счастье для Ра­хиль Соломоновны – то, что пригорели синенькие, но зато каша удалась и Мойшенька хорошо кушает. А у Мойше еврейского счастья пока нет – он еще маленький. У Натана Садовского, живущего в квартире под ним, в глазах вселенская печаль. В ОВИРе­ ему в очередной раз сказали "Ждите!"».

ИзменитьУбрать
(0)

Художница использует уникальные мини-детали, которые приходится приобретать у антикваров или заказывать у мастеров. Так, крошечный велосипедик, с которого навернулся тот самый Марик, был добыт в Даугавпилсе, а немецкая игрушечная швейная машинка для портного Лейба с датировкой «1942 год» продана за полцены антикваром, который восхитился творчеством Гайшун. Это стало поводом для шутки: «Конечно, клейма зачистили, но каков пассаж – машинка из фашистской Германии для еврейского портного, да по бросовой цене!»

Многие куклы уехали на постоянное место жительства в Израиль, Россию, Францию, отправились к новым владельцам – своим прототипам. Каждой убывающей кукле готовится сертификат в виде красного советского паспорта, где указаны имя и год рождения. У себя Валерия оставляет дубликаты паспортов. По ним видно, что куклы уже пережили несколько волн эмиграции. У коллекционных выставочных экспонатов таких паспортов нет, поскольку они навсегда остаются на родине.

Один из последних показов состоялся на международной кукольной выставке в Минске «Панна DOLL», где участвовали авторы из 18 стран. «Куклы – особый вид искусства, – считает Валерия Гайшун, – они способны вернуть в детство, когда человек умеет жить, не нахмурив лоб». (isrageo.com, jeps.ru)


1Авраам Гаркави (1839-1919) – востоковед и гебраист. Был членом правления Петербургской еврейской общины, редактором издательства Русско-еврейского археологического общества.
2Морис Реймс (1910-2003) – французский искусствовед, аукционист, писатель. Его дочь Беттина Реймс – известный фотограф.
3В 1948 г. израильская почта выпустила первую серию почтовых марок под названием Доар Иври («Еврейская почта»), из-за того, что название страны еще не было выбрано.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №137 > ИСКАТЕЛИ СОКРОВИЩ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2019-11-15 09:07:55
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Еврейский педсовет Всемирный клуб одесситов