БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №137 > ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ С ДЖАЗОМ
В номере №137

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ С ДЖАЗОМ
Евгений ГОЛУБОВСКИЙ

Американский изобретатель Эмиль Берлинер в 1888 г. запатентовал новое устройство – граммофон и основал первую в мире компанию по продаже граммофонных пластинок. И старая пластинка, и современный диск – это звуковая дорожка, скрученная в спиральную «канавку» с неровными краями, размер которой определяет время и качество звучания.

Первые пластинки изготавливали из натуральной смолы, шеллака, выделяемой насекомыми. Для изготовления одной граммофонной пластинки собиралась смола 10 тысяч этих крошечных червячков.

Отсюда – дороговизна первых пластинок, которая увеличивалась необходимостью менять иглу после каждого прослушивания. Были попытки делать пластинки из железа, стекла, даже фантастические «одноразовые»  – из шоколада.

В 50-е годы прошлого века появились первые долгоиграющие пластинки. Это был настоящий прорыв!

ИзменитьУбрать
(0)

Именно в это время, более полувека назад, увлекся совсем не поощряемой властями джазовой музыкой («Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!»), а вслед за этим и собиранием пластинок одесский журналист Феликс Кохрихт. Восприняв как аксиому утверждение Леонида Утесова, что джаз родился в Одессе, он начал собирать и пластинки с записями песен Утесова, и все, что связано было с понятиями «джаз» и «в Одессе». Кстати, и сегодня Феликс Кохрихт убежден, что Леонид Утесов – выдающийся джазовый деятель, не только музыкант, но и организатор, пропагандист джаза. Те первые пластинки – иногда записи «на костях», т.е. пластинки на рентгеновских снимках, сродни «самиздату» в литературе, иногда довоенные записи, он подарил создававшемуся в Одессе, но так и не открытому музею1 в Треугольном переулке, 11, – в доме, где родился Ледя Вайсбейн, будущий Леонид Утесов…

Феликс открывает дверцу стеллажа – и, как книги, стоят на полках сотни пластинок, уже не выпускаемых ни в России, ни в Украине, сотни компакт-дисков, магнитофонных записей. Но прежде всего смотрим книгу – «Украинскую энциклопедию джаза», изданную в Киеве в 2004 году. Здесь многие статьи написаны Ф. Кохрихтом, есть статья и о нем, члене Международной федерации джаза при ЮНЕСКО, одном из фундаторов Одесского джаз-клуба, наряду с Юрием Затворницким, Николаем Голощаповым, Юрием Евстратовым, Юрием Кузнецовым, Михаилом Бочаровым…

И еще одна книга привлекает мое внимание. Изданная в США монография Фредерика Стара о советском запретном (в те годы!) джазе с надписью автора: «Дорогому Феликсу – защитнику чести и славы города Одесса и организатору фестивалей джаза в городе, где родился Леонид Утесов».

И все же что побудило молодого человека в конце 50-х годов начать собирать джазовую музыку? Встреча с удивительным человеком, собирателем, которого знала вся музыкальная Одесса, – Александром Пикерсгилем. В его квартире на углу Пастера и Петра Великого Феликс впервые увидел несметные сокровища – пластинки, записи, книги. Здесь всегда звучал джаз. Как было не попробовать собрать свою коллекцию любимой музыки?

А тут еще в 1954 г. в Одессу приехал оркестр Эдди Рознера (тогда-то весь город запел «Моя родная Индонезия»), затем – «Голубой джаз» из Польши (и вновь у всех на устах «Розовая гвоздика»). И вот они – пластинки с записями оркестра Эдди Рознера, Олега Лундстрема – первых ласточек, пробившихся после запрета с середины 30-х годов джаза в СССР.

ИзменитьУбрать
(0)

Коллекция Феликса Кохрихта интересна тем, что все музыканты, приезжавшие в Одессу, дарили ему свои пластинки с автографами. Держу в руках диски ставших легендарными Алексея Козлова, Николая Левиновского, Леонида Чижика… А какой восторг вызвал ансамбль «ГТЧ» из Литвы, в составе которого были Ганелин, Тарасов и Чекасин! Они приезжали в Одессу по приглашению джаз-клуба и, естественно, бывали в доме Феликса Кохрихта и Татьяны Вербицкой, дарили свои записи.

Но не только гастролями приезжих джазменов жила Одесса. Кто из нас не помнит оркестр Евгения Болотинского, работавший во Дворце студентов? В коллекции Феликса есть плакат 1963 г. – выступление оркестра в Ленинграде, в программе «Как пройти на Дерибасовскую?».

Кстати, в школе Феликс учился в одном классе с замечательным одесским джазовым музыкантом, «Золотой трубой», как его называли, Аркадием Астафьевым. А затем, уже в джаз-клубе, подружился с Юрием Кузнецовым, Сергеем Терентьевым. В моих руках изданная «Мелодией» в 1980 г. пластинка «Свет осенней листвы». На одной стороне – записи Сергея Терентьева, а на другой – трио – Ю. Кузнецов, А. Кучеревский и С. Зак. В эти же годы пришла слава к Татьяне Боевой, Ларисе Долиной. Одесская филармония, по инициативе ее директора Ю. Петренко, создала два джазовых абонемента. Николай Голощапов в музучилище открывает джазовое отделение, создает свой первый «Биг Бэнд».

ИзменитьУбрать
(0)

И все это отражено в пластинках, в записях. Как драгоценной реликвией дорожит Ф. Кохрихт записью «Духовного концерта» Дюка Эллингтона в исполнении оркестра Николая Голощапова с дружеской надписью старейшины одесского джаза. А вот – совсем свежий компакт-диск – джазовая певица Маша Монастырская, надежда одесской джазовой школы.

Среди особо ценных пластинок – запись выдающегося джазового скрипача Стефано Граппели, в исполнении которого Кохрихт слушал Гершвина в легендарном нью-йоркском кабачке «Блю Нот». А вот привезенные из Германии записи «вечнозеленых» джазовых пьес времен Второй мировой войны в исполнении оркестра Глена Миллера…

ИзменитьУбрать
(0)

Во времена гонений на джаз лучшие пластинки из этой коллекции звучали у Феликса Кохрихта дома – на импровизированных «музыкальных собраниях», которые, как и А. Пикерсгиль, как и М. Обуховский, он проводил с лекциями для молодых энтузиастов. Сейчас эта музыка доступна всем, и диски с автографами стали частью домашнего музея Кохрихта. О каждом из них можно рассказать занимательную историю. К примеру, диск с записями группы «Аллегро». И Алеша Ботвинов, и Юрий Кузнецов, у которых сейчас свои великолепные коллекции, приходили в дом Феликса Давидовича переписывать эту редкую запись. А сколько пластинок он переписал у них! Так шел обмен музыкальными новинками, взаимопомощь и взаимовыручка людей, любящих джаз.

Конечно, не только джазовые пластинки есть в коллекции Ф. Кохрихта. Есть и классическая музыка. По сути, это уже тема другой статьи. Но одну группу пластинок не могу не упомянуть. Мать Татьяны Вербицкой, жены Феликса Кохрихта – Наталья Сергеевна Завалишина, в одесской юности дружила и играла в четыре руки со Святославом Рихтером. Уже став всемирно известным пианистом, С. Рихтер не забывал о днях молодости и присылал ей свои пластинки с трогательными надписями. И они сейчас бережно хранятся в коллекции Феликса Кохрихта и Татьяны Вербицкой.

Еще раз просматриваю пластинки на стеллаже. Чего тут только нет! Все диски одесских джазовых фестивалей, все записи одесских джазменов. И как результат подвижнической работы по возрождению джазовой жизни в Одессе – награда джазового карнавала 2004 г. в виде пластинки – в память о том, что эти диски сопровождают людей по жизни вот уже 120 лет.

Сегодня пластинки, как я уже писал, ни в России, ни в Украине не выпускаются. Известные и уважаемые музыкальные группы, наряду с CD-альбомами, выпускают небольшие тиражи пластинок. Несмотря на то, что пластинки капризны в хранении, не любят попадания прямых солнечных лучей, дыма, пыли, влаги, им необходимо регулярное проветривание и хранение в специальном конверте, – они были и остаются реликвиями у ценителей музыкального искусства.

Как замечательно, что и в нашем городе есть дом, есть люди, бережно сохраняющие музыкальную историю. И, что не менее важно, их собрание – не музей, а живая жизнь музыки.


12 сентября 2015 г. музей Утесова в Одессе был открыт. – Ред.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №137 > ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ С ДЖАЗОМ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2019-11-17 11:19:43
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов