БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №137 > СОБРАТЬ ОДЕССКИЙ ПАЗЛ
В номере №137

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+2
Интересно, хорошо написано

СОБРАТЬ ОДЕССКИЙ ПАЗЛ
Малка КОРЕЦ (Израиль)

Недавно мне довелось познакомиться с любопытным человеком. Александр Монастырский, ныне живущий в Израиле, является представителем целого поколения одесских коллекционеров 1960-80-х годов. В своей памяти он хранит десятки имен людей, посвятивших жизнь любимому делу: коллекционированию антикварных и редких вещей.

– Коллекционеров одессики, – говорит Александр Леонидович, – я мог бы разделить на две категории. Для первых Одесса была основной темой коллекции. Другие не коллекционировали, а «подбирали»: и если им попадалось что-то интересное, бережно его хранили. Это так и называлось: «у него есть подборка».

Впервые это красивое, певучее слово «одессика» я услышал в связи с коллекцией Виктора Корченова. Он, насколько мне известно, единственный собирал одессику в металле: медалях, жетонах, памятных знаках. Кстати, он же был обладателем самой крупной на то время коллекции почтовых открыток с видами Одессы, которую выкупил у другого очень известного коллекционера – филателиста Кабардинцева – за тысячу рублей. Сумма по тем временам (кажется, конец 60-х) была гигантская, она резала слух и воображение. Однако речь шла как минимум о полутора, если не двух, тысячах открыток. Легендарная покупка!

Кабардинцев был одним из очень известных филателистов не только союзного, но и международного масштаба. Он обладал уникальной коллекцией цеппелиновой почты. Такая почта – дирижаблями – существовала в конце 19 – начале 20 веков. На письмах, перевозимых таким образом, ставился специальный штемпель. Причем у каждого дирижабля был собственный штемпель, который ставился на всех конвертах и открытках, прошедших через борт данного дирижабля.

В серьезной филателии существует такое понятие как цельная вещь. Это конверт с маркой или открытка, прошедшие почту, – снабженные маркой и проштемпелеванные. Особенно ценится, если письмо «заблудилось», и на нем несколько штемпелей и пометки о пересылке. Когда каллиграфически разборчивый почерк, все это гуляние можно проследить. Кабардинцев был обладателем уникальной коллекции такой вот «цельной» цеппелиновой почты.

Интерес к коллекционированию у моего собеседника оказался наследственный. Впрочем, все не так просто: строго говоря, первым в семье собирать начал не отец Александра, а он сам – марки, которые приносила с работы мама. Однако потом под влиянием давнего друга семьи, Василия Ивановича Сидорика – довольно известного коллекционера-нумизмата, отец Александра, Леонид Александрович Монастырский занялся коллекционированием настольных памятных медалей. И так коллекционирование стало делом семейным.

– Я был единственным в тех кругах «сыном коллекционера». Отец всюду брал меня с собой. Если продавец коллекционного материала потом не мог вспомнить его фамилию и говорил: «такой высокий мужик с сыном», все знали: там был Монастырский. Это вызывало зависть, иной раз подколки. Потому что другого такого сына-продолжателя в коллекционных кругах Одессы в то время не было. Отец говорил, что мы друг друга дополняем. Он был человеком очень знающим, во все вникал, постоянно покупал много литературы по разным областям искусства. А я был эксперт, если можно сказать, практический: у меня более острый глаз, я лучше замечаю детали, изъяны в конкретных предметах.

В середине 70-х годов, еще при советской власти, одесский коллекционер с необычной греческой фамилией Ципоркис умудрился заполучить в свое пользование башню, которая завершала аркаду Хаджибеевской крепости (в парке им. Шевченко). Где он сделал экспозицию одесских открыток из своей личной коллекции. Открывал этот мини-музей почти каждый день, находился там, оказывая экскурсоводческие услуги всем желающим. Посещение было бесплатным. Однажды классе в десятом (это был 75-й год), Саша решил проказенить школу и, гуляя по городу, забрел к Ципоркису в его башню. Оказалось, что Михаил Рудольфович знал Монастырского-старшего, и они поговорили об открытках. Это была их единственная встреча.

– Моя мама, Евгения Пименовна, любила и ценила искусство, живо интересовалась моим и отцовским увлечением, расспрашивала о новых приобретениях. Это тоже было большой редкостью: жена, которая не пилит мужа за то, что он «тащит в дом всякую ерунду». Без ее поддержки наша коллекционная семья просто не состоялась бы.

ИзменитьУбрать
(0)

Монастырский-старший часто бывал в командировках, куда всегда возил с собой большой портфель с обменным материалом, как правило, буквально неподъемный! И однажды привез из Симферополя необычную покупку: подборку примерно из 50 открыток с видами Одессы в отличном состоянии. Так он осуществил свое давнее желание «прикоснуться» к ушедшей старой Одессе.

ИзменитьУбрать
(0)

– Я сразу влюбился в тему, стал заниматься ее пополнением. С тех пор, где бы ни бывал, стараюсь заглянуть в местные антикварные магазинчики и на базары.

Забавно, что когда через несколько лет Александр, в свою очередь, оказался в Симферополе, то совершенно случайно наткнулся на бывшего владельца тех самых привезенных отцом открыток и выкупил у него оставшуюся часть коллекции. Владельца звали Зеновий Яковлевич Гершкович.

– Далеко не все предметы у нас «приживались». Например – вывеска Одесского общества искусственных и минеральных вод, которую я нашел в мусорнике во дворе дома, где жила наша семья, на улице Чижикова (Пантелеймоновская), 7. Вывеска в итоге попала к знаменитому коллекционеру одессики Анатолию Дроздовскому, который ворвался в мир коллекционеров одессики на рубеже 70-х годов и очень быстро стал ведущим коллекционером этой темы – на зависть своим более опытным коллегам.

Перед эмиграцией в Германию в 1993 г. Монастырский-отец распродал свою коллекцию. Все равно ее не удалось бы вывезти. Открытки же, около пятисот штук, Александр сохранил и привез в Израиль.

– Одним из редких видов старых почтовых открыток являются рекламные. Коллекционеры заслуженно ценят и любят их. В моей коллекции есть среди прочих вот такая. На ней изображен еврейский писатель и общественный деятель, что делает ее интересной и ценной для людей, интересующихся еврейской жизнью Одессы. Одна любопытная деталь, касающаяся дизайна и полиграфии: на открытке использовано тринадцать (!) различных видов шрифта.

Александр Леонидович Монастырский пишет воспоминания, посвященные своей семье, Одессе и ее коллекционерам. В добрый час!


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №137 > СОБРАТЬ ОДЕССКИЙ ПАЗЛ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-20 06:16:38
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Jewniverse - Yiddish Shtetl Еженедельник "Секрет"