БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №153 > СТОЛИЧНОЕ МЕСТЕЧКО
В номере №153

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

СТОЛИЧНОЕ МЕСТЕЧКО
Ольга КСЕНДЗЮК

Скромное обаяние Бердичева мало кого оставляет равнодушным.

ИзменитьУбрать
(0)

Город не раз называли «еврейским Парижем» (Шолом-Алейхем), «волынским Иерусалимом», «еврейской столицей» и даже «тайной столицей Украины». (berdichev.net) Причем еврейской столицей его считали не только «антисемиты и черносотенцы», как писал В. Гроссман, а прежде всего, сами евреи. В том числе Менделе Мойхер-Сфорим, Дер Нистер и другие.

Шолом-Алейхем гостил в Бердичеве у своего брата Вольфа. В романе-автобиографии «С ярмарки» он пишет, что речь их мачехи, уроженки Бердичева, вдохновила его в юности на первое «литературное произведение» – сборник колоритных, сочных словечек и ругательств. Известны фельетоны-зарисовки Шолом-Алейхема «Картины бердичевской улицы», цикл рассказов «Весь Бердичев» (позднее название – «Новая Касриловка») и «В маленьком мире маленьких людей». Писатель планировал создать серию романов о Бердичеве – в духе Эмиля Золя.

«Дедушка еврейской литературы» Менделе Мойхер-Сфорим женился на бердичевлянке Песе Левин и прожил в городе около десяти лет, принимая близко к сердцу местные проблемы (отраженные в его скандальной драме «Такса»). Речку Гнилопять, на которой стоит Бердичев, писатель без особых фантазий переименовал в Пятогниловку. Сам город, под именем Глупск, выступает «столицей мифической еврейской страны» в наиболее значительных произведениях Менделе – «Маленький человечек», «Фишка Хромой», «Путешествие Вениамина Третьего».

Дер Нистер посвятил родному городу большой исторический роман «Семья Машбер».

«В советское время Бердичев сохранил свою ауру местечковой подлинности, о чем свидетельствуют рассказ Василия Гроссмана “В городе Бердичеве” … а также непревзойденная в своей гротескной остроте и безжалостной точности пьеса Фридриха Горенштейна “Бердичев”». (М. Крутиков, lechaim.ru)

Если же говорить о современной прозе, стоит вспомнить не только легкие юмористические зарисовки Виктора Коржука и Бориса Ройтблата, но и, например, роман Марины Грымич1 «Фріда»«про життя одного бердичівського міського дворика протягом ста років, в якому переплелися долі українських, російських, єврейських, польських та вірменських родів». (livelib.ru)

Похоже, перед нами тот же феномен, что в Одессе и Черновцах, – многоголосье языков, перекресток культур. Естественная и живая особенность, которую не сглаживать нужно, а беречь, как берегут памятники архитектуры… И еще один штрих, важный для понимания сути Берди­чева: здесь героем народных легенд равно мог стать и почтенный каббалист р. Либер Элиэзер, и продавец газировки Эля Рондель. Это город «с уникальной атмосферой, суматошной и иногда анекдотичной, но одновременно мистической и полной экзотики». (jewish.ru)

*

Первое задокументированное упоминание о селении, которое превратилось позже в город Бердичев, обнаружено в переписи населенных пунктов 1545 г., где эта местность значится владением графского рода Тышкевичей, подданных Великого княжества Литовского.

Евреи в Бердичеве появились во второй половине 16 века. В документе 1593 г. упоминается арендатор мельницы на реке Гнилопять: «Город новооседлый Бердичев, находящийся на реке Большая Пята … Городище стенами обставлено, вокруг замка пригород. Возле замка гребля, став, млын с четырмя колесами, который орендует до 1599 года за 100 коп. в год еврей». (Орфография источника сохранена; berdychiv.in.ua)

В 17 в. город не миновали войны, пожары, эпидемии, опустошительные набеги. Документы за 1654 г. свидетельствуют о полном запустении.

Первые сведения о еврейской общине в Бер­дичеве относятся к 1712 г., когда, собственно, и был утвержден кагал (община). Евреи селились и в соседних селах – в местечке Райгородок, на хуторах Жидовцы и Шлемарка (современные Романовка и Любомирка).

Историк М. Вишницер пишет, что Бердичев «до 1793 г. представлял одну из значительнейших польских еврейских общин, часто называвшуюся “Иерусалимом Волынья”». В 1793 г., при втором разделе Польши, Бердичев вошел в состав Российской империи: был городком Брацлавского воеводства, позже – Волынской губернии, а с 1846 г. стал уездным городом Киевской губернии.

В первой половине 18 в. собственником Бердичева стал князь Николай Радзивилл. В 1765 г. его сыну Удальрику, человеку одаренному и дальновидному, пришла мысль устроить в Бердичеве ярмарки. Город был удачно расположен на пересечении основных торговых путей. А ведь для того времени ярмарка – не просто торговое место, это праздник, фестиваль, пространство общения и культурного обмена.

Сначала ярмарки проходили по 4 раза в год, потом их стало 10. Во время ярмарки население города увеличивалось вчетверо.

«В ту пору Бердичевская ярмарка славилась во всей Польше и России и играла ту же роль, что Лейпцигская в Германии. Сюда приезжали торговцы из … Австрии, Германии, Болгарии, Тур­ции, Аравии и Б-г знает, откуда. Годовой оборот бердичевских ярмарок достигал 20 миллионов рублей серебром...» (myshtetl.org)

В 1823 г. Ф. Ковальский писал: «Толпы покупателей и праздных зрителей переходили из одного магазина в другой, мужчины и женщины, старики и молодые, дамы в изысканных нарядах, сопровождаемые элегантной молодежью, паны и простые шляхтичи осаждали магазины или сами служили для них сильным гарнизоном. … Все продавали, покупали, а иные плутовали без конца. По пути, с трудом протискиваясь меж толпой, мы бегло осматривали блестящие магазины – французские, немецкие, итальянские, русские, греческие, болгарские, а широкой улицей, обстроенной каменными домами, в которых помещались еврейские лавки, текла бесконечная река покупателей».

Успеху способствовали невысокие налоги на заграничные товары – одежду, мебель, кофе, табак, цитрусовые, орехи, вина и пр. В 1795 г. князь Рад­зи­вилл подарил кагалу Бердичева привилегию на исключительное право торговли сукном.

Особенно же ярмарки славились лошадьми. Как сообщал польский писатель М. Чайковский, вся петербургская гвардия скакала на конях, купленных в Бердичеве.

Надо сказать, и в остальном повезло местным жителям: плодородные земли и пастбища, много лесов, залежи руды и глины. Бальзак писал: «Украина начинается в Бердичеве. ...Здесь начинается украинский чернозем».

В 1787 г. в Бердичеве жило 1500 евреев.

*

В 1785 г. раввином Бердичева избрали Леви-Ицхака бен Меира, заслужившего всеобщее уважение своей ученостью, простотой и мудростью. В 1811 г. в Бердичеве были посмертно изданы его труды, а его могилу по сей день посещают хасиды из разных стран.

1795 год отмечен появлением еврейской типографии, которая печатала религиозную литературу, почти исключительно на иврите.

Определенное распространение среди евреев Бердичева с начала 19 в. получили идеи Ѓаскалы. По инициативе писателя и публициста И.Б. Левинзона в начале 1820-х был создан кружок любителей просвещения.

В 1831 г. целое бердичевское семейство купцов Рубинштейнов2 – 35 человек – приняло православие. Любопытно то, что из этой семьи происходил выдающийся композитор и пианист Антон (Абрам) Рубинштейн. Как вспоминала его мать Клара, подтолкнул их к этому шагу печально известный указ от 1827 г. – о призыве детей кантонистами на 25-летнюю военную службу. Теперь на семью не распространялись законы черты оседлости, и в 1834 г. они переехали в Москву.

В 1842 г. советник по образованию Макс Лилиенталь путешествовал по населенным пунктам черты оседлости, чтобы подготовить еврейское общество к образовательной реформе. Он писал министру просвещения: «Успех в Бердичеве знаменует собой успех в Подолии, Волыни, Херсоне и Одессе; неудача в Бердичеве испортила бы все дело».

«Если ваши предки жили в Бердичеве, то это значит, что они были свободными людьми! Без гетто-комплекса маленьких местечек с их гнетущей подавляющей атмосферой, страхом перед внешней средой и внешним окружением. Это ведь был в России единственный крупный город – со своей большой ярмаркой и городскими привилегиями – который был доступен евреям, где они могли свободно себя чувствовать». (Ф. Горенштейн, из книги М. Полянской «Я – писатель незаконный…»)

В 1850-1860 гг. в городе открылись 2 казенных еврейских училища 1-го разряда (и несколько частных училищ) и пансион для девушек. Благодаря усилиям энтузиаста образования, доктора И. Роттенберга, были основаны гимназия и общественная библиотека.

Бердичевская книжная лавка издателя Натана Глюксберга была известна всей Украине. Натан получал новые издания из Варшавы, Киева, Петербурга, Одессы.

В 1860-х гг. в Бердичеве было два еврейских издательства, чьи книги достигали даже Европы. Типография Якова Шефтеля выпустила знаменитый сборник «Еврейская народная библиотека». Евреи всей России хорошо знали бердичевские издания Талмудов в красивых обложках.

«На 1 января 1899 г. из 62283 человек евреев было 50460; имелось 6 синагог и 72 молельных дома», богадельня, сотня хедеров. Из синагог выделялась Хоральная (1850 г.) – одна из первых в России. Здесь пели Нисе Белцер, Гершон-Ицхок Сирота, Лев Сибиряков, Кипнис Менахем3.

*

Город разделялся на Старый и Новый. В Старом городе жили большей частью мелкие торговцы, ремесленники, религиозные деятели. Говорили здесь на оригинальном идише, обогащенном украинской и польской лексикой.

Владимир Жаботинский (его мать Хава Зак родилась в Бердичеве) писал: «Я побывал в Бердичеве в начале этого столетия и даже тогда застал еще на железнодорожной станции православных грузчиков, которые изъяснялись на гораздо более чистом идиш, чем я сам, а в говоре их звучал настоящий еврейский распев».

Купцы, промышленники, интеллигенция селились в Новом городе. Они осваивали русский язык, чтобы «выходить в широкий мир».

Лидеры Ѓаскалы называли идиш «жаргоном», непригодным для еврейской культуры.

И.Б. Левинзон даже предлагал отказаться от родного языка и заменить его «чистым» немецким или русским языками.

Бердичевский филолог и просветитель Йегошуа-Мордехай Лифшиц (1829-1878), напротив, поддерживал идею светской еврейской культуры на основе идиша. Возможно, под его влиянием Менделе Мойхер-Сфорим перешел в своих произведениях с иврита на идиш.

Лифшиц в 1861 г. предложил еврейским писателям совместно создать словарь идиша. Но никто не отозвался, и ученый самостоятельно разрабатывал орфографические правила и обозначения для специфических звуков волынского диалекта идиша. Результатом стал изданный в 1869 г. «Русско-новоеврейский словарь», а через 7 лет – идиш-русский словарь, который содержал около 15 тысяч слов. Труды Лифшица до сих пор вызывают интерес ученых – ведь они охватывают почти весь лексикон волынского диалекта и включают множество редких или вышедших из употребления слов.

Деятельность Лифшица зачастую опережала свое время: он активно пропагандировал вегетарианство; предложил организовать в Бердичеве Общество защиты женщин; устроил швейную мастерскую, где и сам работал вместе с членами семьи, причем наемные работницы были компаньонами хозяев. Всю жизнь этот неспокойный человек прожил в родном городе.

Вообще, Бердичев славился своеобразием и деятельными гражданами. «Удивительной была в то время Бердичевская округа: полно жизни в людях, полно высокой фантазии в шляхте, а оригиналов столько, что можно было подумать, будто рассыпался мешок с ними на бердичевской ярмарке», – отмечал М. Чайковский. «С именем "Бердичев" в понятиях русского общества представляется что-то странное, анекдотическое. Сложились целые легенды об этом городе». (А. Косич4)

*

С установлением в конце 18 в. черты оседлости население Бердичева стало стремительно расти за счет «многих тысяч евреев, устремившихся в город из окрестных волынских местечек и деревень и из дальних концов Белоруссии и Литвы».

Первая половина 19 в. – золотое время бердичевской торговли. Экономист А. Суботин писал: «Бердичевские купцы деятельно посредничали между отдаленными местностями, имели отделения во многих других городах еврейского края и даже агентов во многих городах внутри России за чертою еврейской оседлости. Польские паны продавали здесь при посредстве евреев продукты своего хозяйства, а на вырученные деньги, по широте своей натуры, покупали массу разнообразных товаров».

Конечно, Бердичев не был идеальным городком из сказки. Почти половина евреев города в 1840-х гг. едва перебивалась со дня на день. «В тех местах‚ где живет бедная часть еврейского населения Бердичева‚ улицы не шире полутора саженей; на них с двух сторон обвалившиеся домики‚ один возле другого…» Неустроенные жилища, отсутствие канализации (водопровод провели в начале 20 в.), загрязненная отходами река, недостаток медицинских учреждений…

И все же уровень жизни еврейской общины, по сравнению с другими городами и селами, был несколько выше. «Сюда обыкновенно приезжают чиновники‚ которые ищут места для поправки своего состояния. Наши края – все равно‚ что подножный корм для проголодавшихся лошадей. И действительно‚ на этих теплых местах чиновная особа удивительно скоро тучнеет и оперяется! В этом случае главный или‚ вернее‚ единственный доход – с евреев…» (jhistory.nfurman.com)

В отличие от крупных еврейских городов (Одессы, Вильно), Бердичев не только не был губернским центром, но и не имел статуса города. В 1843 г. состоятельные горожане обратились к правительству с просьбой о присвоении такого статуса. Ведь сенат еще 40 лет назад признал Бердичев «коммерческим в Европе местом».

В обращении было сказано: «В числе естественных богатств полагается природный ум жителей. Он великими своими успехами принесет пользу государству и честным людям немалую».

ИзменитьУбрать
(0)

Когда Бердичев в 1845 г. получил-таки статус города, промышленность и торговля стали развиваться еще быстрее. К 1848 г. в городе насчитывалось 468 магазинов и лавок. Жителей – более 41 тысячи, в том числе 4700 купцов. Заводы и мастерские производили товары и изделия на сумму до 50 тыс. руб. серебром в год. Хотя это, скорее, были мануфактурные предприятия, потому что машины применялись редко, а работников бывало не больше 10 человек.

В середине 18 в. ремесленники объединились в цехи. В 1860 г. в них насчитывалось более 4 тысяч членов. Известны 104 пинкуса (летописи) молитвенных цеховых собраний.

В связи с оптовой торговлей в Бердичеве было полно легальных и нелегальных складов. Город стал одним из главных центров контрабанды в Восточной Европе. Способствовала этому и сложная разветвленная система подземных ходов и хранилищ. В 1867 г. было обнаружено 130 подземных ходов и 78 погребов под улицами. Как сообщает «Памятная книжка Киевской губернии на 1856 г.», «население города более состоит из евреев, а потому и нет предмета, которого бы турист или местный житель не мог достать в городе с значительною уступкою в цене противу других мест». (berdpo.info)

ИзменитьУбрать
(0)

К 1888 г. население Бердичева достигло 77 тысяч. Около 80 процентов составляли евреи.

В конце столетия торговлей и перепродажей в городе занимались почти 16,5 тыс. евреев. В 1897 г. Бердичев занимал 6-е место в Украине по численности купеческого сословия и первое место в России по количеству купцов-евреев (91,8 %). Процветали крупные торговые фирмы Манзона, Эфрусси, Горвица, Френкеля, Иолисов, Магазанникова, Бродского, Маргулиса и др.

Известными городскими предпринимателями были Рубинштейн, Вайнберг, Абрамович (производство кирпича); Геллин, Либерман, Журавский (выпуск венской мебели); Шнайдер, Штеренберг (мыловарни); Босин, Майденберг (кондитерское производство); Брейфман, Бебель, Лифшиц (мукомольная отрасль); Лейбель и Носх (крахмал); Гребельский (макароны); Гробивкер (табачная отрасль); Заходер (золотые и серебряные изделия); Маргулис и Бубис (бумажное производство); Беккель, Гольденберг, Дорфман, Бухман, Соболь, Барденштейн (типографское дело).

Работали обувные мастерские Львовского, Айзенберга, Зильберга, которые впоследствии стали крупными фабрикантами. Многие евреи занимались перевозкой приезжих купцов и жителей города.

Промышленный подъем в городе вызвало открытие заводов: кожевенных – австрийца Циллера и поляка Шленкера, фарфорово-фаянсового – Зусмана, чугунолитейного – Плаховецкого.

Бердичев стал крупным банкирским центром. В 30-х гг. здесь возникли кредитные общества и банкирские конторы – Еленера, Трахтенберга, Штейнберга, Гальперина и др. Расположенные на так называемой Золотой улице, они финансировали торговлю и выдавали кредиты помещикам. Вокруг них «роилась масса различных посредников, комиссионеров, маклеров».

Почетным членом еврейской общины и потомственным почетным гражданином Бердичева был купец первой гильдии, банкир Иосиф Израилевич Гальперин (1785-1865) – представитель крупнейшей в Украине банкирской семьи, чья деятельность была связана с сахарной промышленностью. Бердичевский городовой С. Громека писал о нем: «Я не видел другого еврея, который любил бы более своих единоверцев и принимал бы более участия в их общественных интересах и нуждах...»
Как выяснил израильский литературовед Дов Садан, одним из источников романа Дер Нистера «Семья Машбер» стала печальная история Иосифа Гальперина. Он не скрывал своей симпатии к хасидскому движению. В ответ маскилим распространили панику среди клиентов банкира и подорвали его деловую репутацию, что привело к банкротству и аресту Иосифа Гальперина. (lechaim.ru)

Основные операции бердичевские банкиры производили на Киевской контрактовой ярмарке. Для удобства они построили в Киеве «Бердичевскую финансовую контору». Сотрудничали с банкирскими домами Петербурга, Виль­но, Риги и особенно Одессы, со многими заграничными банками.

Бердичев стал вторым после Киева промышленным городом губернии, привлекательным для иностранных инвесторов. С 1870 г. Бердичев был составляющей трассы всемирно известного индийского телеграфа Калькутта-Лондон. Курсировали дилижансы в Житомир и Ровно, через город проходила железнодорожная магистраль Петербург – Варшава. Бердичев называли «знаменитой и богатой столицей польских евреев» (Ф. Ковальский) и «торговым Иерусалимом Руси» (М. Чайковский).

Удивляла современников еврейская больница, для которой приобрели лучшее помещение – дворец Тышкевичей с большим садом. Она была «устроена более чем роскошно: просторные, чистые палаты, широкие коридоры, масса света и воздуха, все необходимые условия… с такими удобствами, которым могут позавидовать многие наши столичные больницы». (berdicheva.net)

Приток средств всегда способствует развитию культуры. В начале 20 в. в городе были популярны кинотеатры «Новое время», «Наука и жизнь», «Модерн», «Иллюзион» и др., театры Шеренциса, Загерса, ряд кабаре и варьете. В роскошном саду «Эльдорадо» (сейчас – территория дома культуры завода «Прогресс») играл оркестр, прогуливалась элегантная публика. Местом отдыха был также сад «Тиволи».

В 1912-14 гг. выходила ежедневная газета «Южная молва». Действовали 4 библиотеки и читальня, клубы, музыкально-драматическое общество, общество любителей древнееврейского языка, общество взаимного вспоможения приказчиков и коммерческих служителей из евреев.

Однако во второй половине 19 в. роль Бердичева как торгового центра снизилась. В 1856 г. самые крупные ярмарки перенесли в Киев. Капиталы банкиров стали перемещаться в Одессу, Киев, Варшаву и Петербург.

В начале 1870-х проложили железные дороги Киев – Одесса (1871) и Киев – Брест (1873). И Бердичев утратил роль перевалочной базы. Ухудшили ситуацию и новые тарифные ставки, и обеднение многих польских помещиков, основных потребителей импортных товаров. В конце 19 в. объемы капиталов на ярмарках уменьшились втрое.

Бердичевские евреи стали усиленно развивать кустарную промышленность и ремесла. Город все еще оставался значительным торговым центром и по некоторым показателям опережал Киев, но уже не мог конкурировать с быстро растущими промышленными центрами страны.

*

Такое ощущение, что говорить детально о событиях 20 столетия даже нужды нет. Достаточно поставить даты, черточки и цифры: столько-то репрессировано, убито, столько-то эмигрировали…

В 1918-19 гг. в городе прошла волна погромов. В начале 20-х новая власть разместила в Хоральной синагоге «клуб воинствующих безбожников», остальные просто закрыли.

В 1920 г. открылся городской драматический театр. На его сцене выступали Качалов, Бучма, Яхонтов, Клара Юнг, Эпельбаум, труппа Мейер­хольда и Государственный еврейский театр Михоэлса, артисты Камерного театра Таирова.

Появилось отделение Евсекции. Выходила на идише газета «Дер арбетер» (10 номеров в месяц). Книгоиздатель Меир Эпштейн выпускал и распространял религиозную литературу. Действовали подпольные сионистские молодежные организации, сеть еврейских школ.

В ряде госучреждений идиш был признан официальным языком, наряду с украинским и русским. В 1924 г. в городе был создан первый в Украине суд, где делопроизводство велось на идише. В 1928 г. открыли историко-культурный «заповедник» с мемориальными залами Шолом-Алейхема и других деятелей еврейской культуры.

После отмены черты оседлости многие евреи уехали из Бердичева. По переписи 1926 г., вместо прежних 80 процентов они составляли половину жителей города.

В 1930-х гг. все культурные и просветительские еврейские учреждения были ликвидированы. К началу второй мировой войны еврейская культурная жизнь в Бердичеве прекратилась.

8 июля 1941 г. Бердичев заняли гитлеровцы. Треть евреев – около 10 тысяч – успели эвакуиро­ваться. Перед оккупацией в городе собралась часть евреев из близлежащих городков и сел.

В августе 1941 г. все еврейское население Бердичева было загнано в гетто. «Акции» уничтожения проходили вплоть до освобождения города в 1944 г. Источники свидетельствуют, что нацисты убили в Бердичеве больше 38 тысяч евреев. Уцелело 15-20 человек. Этим событиям посвящена документальная книга С. Елисаветского «Бердичевская трагедия» (1991).

После освобождения город часть евреев вернулась, но еврейская жизнь не возобновилась. Разрушенную Хоральную синагогу восстановили, но власти отобрали здание и разместили там трикотажную фабрику.

По данным переписи 1979 г., в Бердичеве жило 4637 евреев (5,8% населения города).

«Бердичев – синоним еврейской торговой буржуазии, гнездо спекулянтов, – город, где живут торговлей и обманом. Охотнорядцы и сухаревцы любят склонять это слово при каждом случае. В трамвае, или торгуясь с покупателем-евреем, охотнорядец говорит: “Не толкайтесь, тут вам не Бердичев; нечего, в Бердичеве будешь торговаться”. ... Да что охотнорядцы! Чеховский доктор Чебутыкин, господин вполне интеллигентный, с ужасом восклицает: “Бальзак венчался в Бердичеве, Бальзак венчался в Бердичеве!”» (В. Гроссман, «Бердичев не в шутку, а всерьез»)

С 1988 г. усилилась репатриация. На 1 января 1995 г. в Бердичеве осталось около 800 евреев.

В 1989 г. в городе было создано Общество еврейской культуры. С начала 90-х работали воскресная школа и спортивный клуб «Маккаби».

В 1995 г. на месте расстрела евреев Бердичева установили памятный знак. Надпись на мемориальной плите – на двух языках, идиш и украинском.

Восстановлена и функционирует синагога, при которой организована ешива. Работают еврейский детский сад и начальная школа. «Еврейское население Бердичева на 1 января 1998 г. составляло менее 700 чел.». (jewishheritage.org.ua)

«…в нашем городе и сейчас еще можно найти целые микрорайоны со старинной еврейской застройкой: старые магазинчики, административные сооружения, жилые домики, тесные дворики…» – пишет современник о родном городе. (turpravda.ua)

К сожалению, судьба того, что сохранилось, печальна. «Приезжая в очередной раз в родной город, я с горечью констатирую катастрофическое состояние исторической городской застройки и ее регулярное сокращение. Свою историю Бердичев не ценит и не бережет: инфраструктура города обветшала, исторические дома безжалостно сносят, строя на их месте уродливые пластмассовые сараи, превращая некогда красивый и колоритный город в унылую постсоветскую провинцию». (berdichev.forumgrad.com, 2014)

В советские времена Бердичев незаслуженно был нарицательным именем местечковости, провинциальности; похоже, таким его и пытаются сделать. Тем не менее, «Бердичев и поныне является особым городом для евреев всего мира». (ejwiki.org)

(В статье использованы материалы сайтов berdicheva.net, 7chudes.in.ua, berdychiv.in.ua, myshtetl.org, berdpo.info)


1Марина Грымич - писательница, ученый, издатель, лауреат Всеукраинской литературной премии «Коронацiя слова».
2Роман Рубинштейн был одним из богатейших купцов города. Основал поселение евреев-хлеборобов (ныне - Романовка).
3Нисн Спивак (Нице Белцер, или Нысе Бардичевер, 1824-1906) - известный кантор, автор литургической музыки, основатель крупной канторской школы. Гершон-Ицхок Сирота (1874-1943) - кантор, исполнитель оперных арий и еврейских песен. Лев Сибиряков (1878-1942) - фольклорист, певец, публицист.
4Землевладелец, автор книги «Город Бердичев и Бердический уезд», выпущенной в 1901 г. к сельскохозяйственной и промышленной выставке, которую он же и организовал.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №153 > СТОЛИЧНОЕ МЕСТЕЧКО
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-10-16 05:00:37
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Еженедельник "Секрет" Dr. NONA