БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №153 > МУДРЕЦЫ И ТАЛАНТЫ
В номере №153

Мигдаль Times №153
МУДРЕЦЫ И ТАЛАНТЫ
Подбор материала Виты ИНБЕРГ

В Бердичеве родились немало известных людей.

Но, подобно многим одесситам, жили и работали они в других городах и странах. Художники Теофил Фраерман (1883 – 1957, Одесса), Арон Бух (1923 – 2006, Москва), Ген­надий Гликман (1921 – 1991, Киев); писатели Василий Грос­сман (1905 – 1964, Москва), Матвей (Мотл) Гарц­ман (1909 – 1943, погиб на фронте), Абрам Каган (1900 – 1965, Киев); актриса Ада Сонц (1897 – 1968, Днепропетровск), оперные певицы Мария Будкевич (1869 – 1943, Ленинград), Элеонора Мелодист (1871 – 1948, Ленинград); микробиолог Любовь Горовиц-Власова (1879 – 1941, Ленинград), выдающийся шахматный тренер Владимир Зак (1913 – 1994, Павловск), композитор Яков Файнтух (1892 – 1974, Одесса); кинодраматург, режиссер и музыкант Геннадий Островский (р. 1960); композитор, один из участников и создателей рок-группы «Круиз» Матвей Аничкин (Шнеур) (р. 1951), и другие.

Либер Элиэзер Великий (1667-1771) – раввин, каббалист, – жил в Бердичеве во времена зарождения хасидизма. К сожалению, до нас дошло больше легенд о нем, чем исторических фактов. Среди его предков были известные каббалисты.

После смерти отца – магида Авраама Ашкенази из Кракова, – титул магида перешел к р. Либеру. Его считали праведником, говорили, что прадед, Натан Шапиро из Кракова, каждую ночь ему является, чтобы наставлять в каббале.

Легенда гласит, что р. Либер часто уходил в лес или поле, чтобы помолиться в уединении. Однажды его увидел некий знатный человек. На его обращение раввин, углубленный в молитву, не ответил, и высокомерный князь велел жестоко наказать его. Через некоторое время князь тяжело заболел, его жена решила, что это Б-жье наказание, и посоветовала попросить прощения у р. Либера. Князь так и сделал, а в знак раскаяния построил на месте их встречи здание для большой синагоги. Со временем Бердичев разросся, и синагога оказалась в районе Старого города. Она просуществовала до немецкой оккупации.

Баал Шем-Тов (Бешт), путешествуя по городам Подолья и Волыни, обычно останавливался в Бердичеве у р. Либера. О нем Бешт говорил так: «Бывают праведники, которым дарит откровения пророк Элияѓу, с Либером происходит обратное: это он дарит откровения пророку». Либер же глубоко уважал Бешта, хотя и не принадлежал к кругу его учеников.

Умер Элиэзер Либер на 104-м году жизни, во время эпидемии чумы. По преданию, чувствуя приближение смерти, он позвал к себе четырех евреев и пообещал им место в загробном мире, если они похоронят его по всем правилам, в индивидуальной могиле, а не бросят в общую. Сразу после его смерти эпидемия утихла.

За могилой Либера на старом еврейском кладбище постоянно ухаживали. В 1913 г. Соломон Юдовин, участник этнографической экспедиции Семена Анского, сфотографировал место упокоения р. Либера.

В начале 1930-х гг. кладбище разрушили, а на его месте устроили городской парк. Через полвека еврейская община Бердичева восстановила могилу рава Либера. Сейчас она расположена в парке, но не на том месте, где была раньше. (ujew.com.ua, berdychiv.in.ua)

(0)

Арн-Мойше (Авраам-Мойше) Холоденко (1828-1902) – скрипач, композитор, клезмер, известный под артистическим прозвищем Педуцер.

Арн-Мойше всю жизнь провел в Бердичеве – руководил клезмерской капеллой. Своим многочисленным ученикам он стремился привить широкий музыкальный кругозор.

Он пользовался уважением в раввинской среде: «Рэб Гилель рассказал нам, что его дед, р. Нахман, бывало, говорил, что игрой на скрипке достигают "источника пения" и черпают из него полные горсти. Педуцер своей скрипкой раскрывал тайны Торы. Только жаль, что он сам не понимал, что раскрывает», – записал А. Рехтман в книге «Еврейская этнография и фольклор», посвященной экспедиции С. Анского. (berdicheva.net)

Как реформатор клезмерского жанра, Педуцер сумел органично соединить традицию русской скрипичной музыки 18 в. и молдавского фольклора, создав своеобразную полуфольклорную традицию, ставшую каноном еврейской музыки. Нотные записи Педуцера, сохраненные учениками, попали к Моисею Береговскому, который, в свою очередь, сберег их для последующих поколений. Имя Педуцера в значении «музыканта-виртуоза» стало нарицательным.

По материнской линии из семьи Педуцер-Холоденко происходили поэты Давид Гофштейн и Шифра Холоденко.

(0)

Дер Нистер (Пинхус Менделевич Каганович) (1884-1950) – писатель и поэт. Родился в состоятельной хасидской семье. Старший брат Пинхуса, Арон, увлекся хасидизмом, младший, Мотл (Макс Каган), стал скульптором, переехал в Париж и занялся коллекционированием живописи. Сестра Хана, ставшая врачом, жила в Киеве.

Пинхус получил традиционное образование, но увлекся светской литературой. В 1905 г. он переехал из Бердичева в Киев и около 12 лет жил под чужими именами, скрываясь от призыва в армию. Зарабатывал на жизнь уроками иврита.

Писать он начал в ранней юности, под псевдонимом Дер Нистер («скрытый»). Как замечает исследователь Д. Роскес, «взяв псевдоним, …столь звучно напоминающий о каббале и еврейской эзотерической традиции, автор сразу заявил о своей принадлежности целой вселенной».

В Киеве Дер Нистер сблизился с молодыми прозаиками и поэтами – Д. Бергельсоном, Д. Гоф­штей­ном, Л. Квитко и др. Его стихи на иврите были опубликованы в журнале «Бхинот» (1906). На идише вышел прозаический сборник «Мысли и мотивы».

Дер Нистер тяготел к символизму, в котором усматривал сочетание близких ему философских исканий и форм творчества с каббалистической литературой. Двойственность человеческой природы, конфликт между устремлениями и реальностью, противоречивость чувств – близкие ему темы. Писателя увлекла идея синтеза еврейского мистицизма и мировой мифологии. К 1929 г. окончательно сложился его индивидуальный стиль, в литературе на идиш – уникальный.

В 1918-1920 гг. Дер Нистер нашел работу в Подмосковье, в еврейском детском доме. С одним из коллег, преподавателем рисования Марком Шагалом, у него завязалась дружба. Впрочем, еще раньше Шагал иллюстрировал некоторые произведения Дер Нистера. В 1921 г. писатель переехал в Берлин, где издал сборник мистико-фантастических рассказов «Воображение».

В 20-х гг. советская власть поощряла развитие идишистской культуры. Привлеченный этим, в 1926 г. Дер Нистер вернулся в СССР. Его печатали, тем более, что в начале 1920?х «в прозе Дер Нистера доминировал оптимизм. …даже при неудачах герои не теряли бодрости духа и веры в будущее... При желании мистические фантазии Дер Нистера, насыщенные каббалистическими образами, но лишенные национальной окраски, можно было истолковать как своего рода революционный символизм» (М. Крутиков, lechaim.ru).

Но роман между советской идеологией и модернизмом не мог быть долгим. После публикации рассказа «Под забором» печатать Дер Нистера перестали. «…Рассказ в символической форме воспроизводил мрачную атмосферу преследований, предательств, публичных разбирательств и общественных судов, которая к этому времени стала частью литературной жизни в СССР». (lechaim.ru)

Брат посылал Дер Нистеру помощь из Парижа. Некоторое время писатель занимался редактурой и переводами классиков на идиш, попытался обратиться к жанру очерка. Но оказалось, что изменить самому себе непросто. Даже в очерках проступает сопротивление соцреализму, склонность к фантастике и гротеску.

Позднее Дер Нистер все же пришел к выводу, что должен написать большой реалистический роман. В 1934 г. он писал брату: «Если я этого не сделаю, я буду вычеркнут из литературы и из жизни живых».

Роман Дер Нистера «Семья Машбер» – значительное событие в идишистской прозе середины 20 века. «Машбер» на иврите – «кризис, перелом». Книга задумана как эпопея, картина распада традиционных устоев и связей еврейского общества в 1870-1917 гг. Действие двух первых томов происходит в городе N, в котором без труда угадывается Бердичев. Роман и впрямь реалистический, но следы символистских интерпретаций можно найти и здесь, а также «глубину видения, богатую образность и оригинальный стиль, способность запечатлеть историческую реальность еврейской жизни, исчезающую на глазах его поколения...» (Х. Шмерук)

В 1941-1943 гг. писатель сотрудничал с ЕАК, по его поручению сопровождал в Биробиджан поселенцев из Украины (1947) и написал серию статей об этой поездке в газете «Эйникайт».

Когда развернулась борьба с «безродным космополитизмом», в 1949 г. Дер Нистера арестовали как «буржуазного националиста». Он умер в лагерной больнице.

В 2017 г. профессор университета Бар-Илан Бер Котлерман установил по архивным документам и воспоминаниям очевидцев местонахождение могилы на кладбище рядом с Абезьским лагерем (республика Коми). Его усилиями на могиле писателя установлен памятный знак в виде звезды Давида, обвитой колючей проволокой.

Основные произведения Дер Нистера изданы между 1947 и 1963 гг. в Израиле в переводе на иврит. Некоторые тексты из его архива публиковались в журнале «Советиш геймланд». «Семья Машбер» вышла на русском языке в 2010 году.

Соломон Евсеевич Файнтух (1899-1985) – композитор и дирижер. Его дед был раввином, отец – кантором одной из бердичевских синагог. Соломон учился в ешиве. Гражданская война и погромы привели к тому, что семья Файнтухов переехала в Харьков, где жил брат главы семейства Аарон. Здесь Соломон получил возможность учиться в консерватории по классу фортепиано, а в 1927 г. окончил Харьковский музыкально-драматический институт.

В 1930-33 гг. Файнтух был художественным руководителем и дирижером Капеллы Наркомпроса УССР. Но его привлекала преподавательская работа, и несколько лет Соломон Евсеевич преподавал в Харьковской консерватории.

С 1934 по 1937 гг. Файнтух был музыкальным руководителем и дирижером «Экспериментальной оперной студии» в Киеве.

В 1937 г. он организовал фактически клезмерский ансамбль – «Государственный ансамбль еврейской народной музыки и песни Украинской ССР». В репертуаре были фольклорные и авторские произведения. Композитор З. Компанеец писал, что это был очень интересный коллектив, а Соломон Евсеевич был его душой.

В своем творчестве Соломон Файнтух обращался к разным музыкальным жанрам – оратории, романсы, сюиты, обработки народных песен, оперетты, музыка к драматическим спектаклям (в том числе для Одесского еврейского театра и Биробиджанского драматического театра). Был женат на актрисе театра оперетты Раисе Меерсон.

Оказалось, что семья Файнтух была немалой, и ее потомков разбросало по свету. Согласно воспоминаниям одного из них, Сола Леви (Вячеслава Бочкаренко), у Соломона Файнтуха были четыре сестры. Полина (Пешке) всю жизнь прожила в Харькове. Соня и Анна со своими семьями уехали в Нью-Йорк. Елена (Ешке) стала актрисой оперетты (Леви пишет, что она «играла в еврейском театре Клары Юнг»), но, пережив смерть одного из сыновей и уход мужа, тяжело заболела и рано умерла.

Один из братьев Соломона – Лев Файнтух – всю жизнь проработал на Одесской киностудии. Его дочь Галина, ныне живущая в Нью-Йорке, была женой одесского хирурга Александра Штейнберга.

Другой брат, Янкель, ухитрился потеряться (сбежал из поезда вместе с приятелем) при переезде семьи в Харьков. После ряда приключений его усыновила украинская семья, и он получил другое имя. Его сын – автор цитируемых воспоминаний – живет во Флориде. (berdychiv.in.ua, florida-rus.com, yiddishmusic.jewniverse.info)

Авраам Фишзон (1860-1922) – без сомнений, личность замечательная в истории еврейского театра. Режиссер, антрепренер, талантливый администратор. И «потрясающий комедийный артист с мощнейшей актерской природой, – пишет исследователь истории еврейского театра Фауст Миндлин. – Он создал на еврейской сцене множество ставших хрестоматийными ролей».

Но то ли тщеславие его этим не удовлетворилось, то ли некая авантюрно-мистификаторская жилка взыграла, – а без нее как руководить странствующей театральной труппой? Так или иначе, Фишзон стал автором «Записок еврейского антрепренера» (библиотека журнала «Театр и искусство», 1913 г.). Редакция предварила «Записки» следующим резюме: «Автор, по справедливости, должен считаться основателем еврейского театра в России».

По справедливости ли? Или создателем профессионального театра на идиш в России был все-таки Авраам Гольдфаден1?

Без цитаты из Фишзона не обходится ни один пишущий об истории еврейского театра, но у исследователей, например, у Евгения Биневича, возникло множество вопросов. Действительно ли труппе Фишзона запрещали играть в Одессе? Действительно ли они гастролировали во Франции и Америке? Правда ли, что в Киеве артистов забрали в участок, и они шли по Крещатику в театральных костюмах?

Об Аврааме Алтере Фишзоне известно, что он родился в ортодоксальной семье, учился в хедере и пел в синагогальном хоре, обладал превосходным голосом и поэтическими способностями. Сочинял песни на идиш и исполнял их в кругу семьи. Кстати, позднее его песни получили широкую популярность, их исполнял Леонид Утесов. (05366.com.ua)

По воспоминаниям одессита М. Моргулиса, в 1850-х в Жи­то­мирском раввинском училище, где он обучался, возник «школьный театр». Труппа частично состояла из бердичевских раввинистов, и там же, в Бердичеве, дала первый спектакль – пьесу на идиш «Кагал в местечке», написанную студентом В. Камрашем.
Чтобы получить разрешение начальства, решили дать ряд представлений в пользу воинов, раненных в Севастополе (шла Крымская кампания).
«В Бердичеве тогда находилось много военных, генералы ухватились за эту мысль, сняли городской театр и предоставили его раввинистам. …На первый раз поставлена была пьеса из быта еврейского кагала на жаргоне, мелодрама с песнями.
…Публика состояла из военных и евреев. …В городе только и слышны были разговоры о спектакле, …военные потребовали вторичной постановки той же пьесы, которая им очень понравилась. Хотя они жаргона не понимали, но смысл пьесы им был понятен».
Раввинисты еще не раз выступали в Бердичеве с другими пьесами. Участвовавшим в представлениях была объявлена Высочайшая благодарность за пожертвование в пользу раненых. (По материалам Фауста Миндлина)

Дальше, по версии Фишзона, на горизонте появляется другой житель Бердичева, Срулик Розен­фельд, которого сейчас мы назвали бы толковым менеджером. (Причем, как показывает Ф. Миндлин, реальность бытия Срулика – тоже под большим вопросом.) Этот загадочный персонаж организовывает юному дарованию домашние концерты, разумеется, небескорыстно. Наконец Розенфельд предлагает устроить выступление не в доме, а в настоящем театральном зале, и оно имеет успех.

Фишзон приводит текст афиши: «Бердичев / С дозволения начальства / В субботу, 4 октября 1875 года по желанию публики дан будет – еврейский концерт – под управлением А. Фишзона / с участием еврейских хористов. Театр помещается в зале гостиницы “Золотые Берега”…»

«Вот эта афиша, – заявляет мемуарист, – знаменует начало еврейского театра».

Он начинает писать сценки, концерты все больше похожи на театральные представления. Совершает турне по разным городам и местечкам. В одной из поездок знакомится с Ицхоком Линецким и Авраамом Гольдфаденом. Гольдфаден дарит Фишзону свой фельетон, который впоследствии стал комедией «Бабушка и внучка», а Линецкий – книгу своих стихов…

Авраам Фишзон. Из архива Ф. Миндлина
(0)

Так излагает историю А. Фишзон и плавно подводит к заключению: «…Я думаю, что до сих пор никто еще не знает, кто и каким образом был первым основателем еврейского театра, …могу с гордостью сказать, что это я, сын народа, из любви к своим братьям, создал его…. Основателем еврейского театра не был Гольдфаден».

Однако афиша-доказательство не сохранилась, «пропала при пожаре».

Фишзон утверждал, что под именем Срулика Розенфельда скрывался известный в дальнейшем бродерзингер Исроэль Гроднер. Но биография певца противоречит изложенному в мемуарах.

Рассказ о первых гастролях труппы в Одессе не совпадает с «географией» Одессы, и это событие никак не отмечено прессой. Ею же не отмечена и колоритная история о «карнавальном шествии» по Крещатику. Подобные происшествия случались, и о них в газетах писали. Только с другими героями… Таких расхождений с реальностью оказалось слишком много.

По мнению Ф. Миндлина, «Записки…» Фиш­зона, скорее, похожи на художественное произведение, источником которого стали, с одной стороны, накопленные воспоминания и наблюдения, с другой – газетные публикации, рассказы, курьезы, детали жизни других людей. Плюс живое воображение и талант драматурга.

Так или иначе, Авраам Фишзон был одаренный человек и настоящий артист, который жил сценой и умер на сцене, в китайском городе Харбин.

Эфраим Лойтер (1889 – 1963, Москва) – театральный режиссер и педагог. В детстве переехал с семьей из Бердичева в Вильно (Вильнюс). С 1906 г. Эфраим был театральным рецензентом в виленских газетах, публиковал рассказы на идиш, участвовал в издании альманаха еврейской литературы и сборника «Еврейский мир».

В 1919 г. Эфраим Лойтер стал одним из сооснователей и режиссером еврейской театральной студии при киевской «Культур-лиге». В студию приняли 80 абитуриентов. В Киеве режиссер с обученной им группой актеров ставил пьесы И.Л. Переца, Шолом-Алейхема, П. Гиршбейна. В Москве учился режиссуре у Вахтангова и Мейерхольда.

В 1925-1928 гг. Лойтер был главным режиссером Харьковского государственного еврейского театра (ГОСЕТ), созданного на основе студии «Культур-лиги». В его труппе играла еще одна известная уроженка Бердичева – Ада Сонц.

На 2-м съезде работников еврейской культуры и образования Э. Лойтера резко критиковали, и ему пришлось оставить должность главного режиссера. Но Соломон Михоэлс, оценивший талант Лойтера, пригласил его в Москву. В 1929 г. они вместе создали театральную студию, где Лойтер преподавал до 1935 г.

Лия Бугова и Эфраим Лойтер. Одесса, 1937 г.
(0)

С 1935 г. Эфраим Лойтер работал художественным руководителем Одесского еврейского театра (см. МТ №32), ставил пьесы по Лопе де Вега, Шолом-Алейхему, М. Горькому и т.д. Во время войны вместе с ГОСЕТом находился в эвакуации в Ташкенте.

В 1947 г. Лойтер вернулся в Одессу, но из-за отсутствия помещения (здание было занято другим театром) ГОСЕТ стал передвижным, а в 1949 г. его ликвидировали. Режиссер переехал в Москву, продолжал ставить спектакли в разных городах страны.

Эфраим Лойтер – автор книги «Слово на сцене и эстраде» (1954). Совместно с В. Ардовым перевел на русский язык пьесу Шолом-Алейхема «Крупный выигрыш» и поставил ее на сцене Московского гастрольного театра комедии. В начале 1960-х гг. печатался в «Советиш геймланд».

Брат Эфраима Лойтера Нахум (1891-1966) учился у К. Мард­жанова. В 1922 г. окончил Го­сударственные высшие режиссерские мас­терские, работал как режиссер-лаборант у В. Мейерхольда, в 1925-1929 гг. – главный режиссер Московского театра Пролеткульта. С 1930 г. возглавлял ГОСЕТ в Харькове. Главный режиссер Одесского, затем Киевского еврейских театров (1930-е гг.). В 1940-1957 гг. работал в белорусском Театре им. Я. Коласа. (berdychiv.in.ua, ejwiki.org)

Марк Дербаремдикер (1920 – 2007, Киев) – химик, обладатель более 80 авторских свидетельств, «лучший изобретатель легкой промышленности СССР». Один из основателей Международного еврейского Соломонова университета.

Отец Марка Львовича был назван Леви-Ицхаком в честь своего отца, цадика Леви-Ицхака Бердичевского, и 25 лет подряд занимал должность главы бейтдина. Марк учился в хедере при бердичевской синагоге. «Заложенные родителями и полученные знания …стали основой дальнейшего жизненного опыта, который позволил выжить в непростых условиях советского строя. Я сохранял и соблюдал на должном уровне еврейские традиции, полученные в своей семье…»

Когда власти закрыли хедер, Марк продолжил учебу в общеобразовательной школе, где обучение велось на идиш. Но предметы, связанные с традицией, были запрещены. Он даже стал пионером, поскольку его отец считал, что не стоит вступать в конфликт с властями.

В июне 1941 г. Марк с отличием окончил Киевский технологический институт легкой промышленности. Из-за проблем со здоровьем не смог пойти в армию, но во время войны выполнял военные заказы в должности главного инженера Орского кожевенного завода, получив звание инженера-лейтенанта.

В начале войны родители Марка выехали из Бердичева и таким образом спаслись.

(0)

После войны Дербаремдикер защитил диссертацию и более 30 лет работал в Киеве, в Научно-исследовательском институте кожаной промышленности. В то же время он живо интересовался еврейской историей и культурой, собирал еврейский фольклор.

В начале 90-х Марк Дербаремдикер вместе со своими братьями стал активистом еврейского международного движения. Он часто посещал синагогу, где его называли не иначе как реб Мордехай, стал почетным членом общины.

Марк Львович несколько лет преподавал идиш и курс истории хасидизма в Киевском Соломоновом университете. Он автор 140 научных публикаций по вопросам еврейского языкознания, истории и литературы. В начале 2000-х он сотрудничал с Украинским Центром изучения истории Холокоста, опубликовал ряд статей.

По поводу евреев в большой политике Марк Львович цитировал Давида Гофштейна: «Когда собираешься открыть новую звезду, смотри, чтобы твоему народу не стало от этого темнее!»

Однажды его спросили, есть ли пророки в современном мире. Реб Мордехай ответил: «Каждая эпоха рождает своих героев, своих пророков. Думаю, не стоит сейчас говорить об отдельных личностях, потому что только сам народ выступает в роли коллективного пророка-провидца. И это выражено в его поговорках, песнях, легендах…»

Александр Хазин (1912 – 1976, Ленинград) – прозаик, поэт, драматург. Окончил Харьковский электротехнический институт. Литературой занимался с начала 30-х гг., член Союза писателей. Выходили в свет сборники стихотворений «Дружба», «Норд-Ост», «Литературные пародии».

В начале войны Александр ушел на фронт корреспондентом армейской газеты «Знамя Родины». Был ранен. В 1945 г. вышел его сборник стихов «Земляки».

Даниил Гранин, хорошо знавший Хазина, вспоминал: «…он сыпал шутками, стихами, люди тянулись к его доброму юмору, вокруг него всегда празднично кипело, вспыхивали розыгрыши, экспромты…» Хазин успешно дебютировал в драматургии (сценки, монологи, пьеса в стихах «Второе свидание»). Особенно удавались ему пародии. Одна из них – «Возвращение Онегина» – была опубликована в журнале «Ленинград».

В трамвай садится наш Евгений.
О бедный, милый человек!
Не знал таких передвижений
Его непросвещенный век.
Судьба Онегина хранила –
Ему лишь ногу отдавило,
И только раз, толкнув в живот,
Ему сказали: «Идиот!»
Он, вспомнив древние порядки,
Решил дуэлью кончить спор,
Полез в карман, но кто-то спер
Уже давно его перчатки…

«Помню… как помятый экземпляр журнала со стихами Хазина мы, школьники, украдкой ­передавали друг другу. Смеялись – классическая "онегинская строфа" … была наполнена знакомыми малоприятными реалиями нашего времени. Весело, непринужденно, остроумно и без всякой злости (Хазин вообще был по натуре человеком добрым и легким) поэма высмеивала многие нелепости послевоенного быта». (З. Сагалов)

Однако непритязательная сатира об «отдельных недостатках» оказалась «недопустимым пасквилем, пустым зубоскальством и злостной клеветой», в которой автор посмел «доказывать, что наш век хуже века онегинского». Во всяком случае, так решил «ведущий литературовед» эпохи тов. Жданов. И утвердил свое мнение на собрании партактива Ленинграда и в печально известном постановлении о журналах «Звезда» и «Ленинград». Имя Хазина фигурировало там в блистательной компании Ахматовой и Зощенко.

Через несколько дней после выхода постановления Хазин уехал из Харькова в Ленинград, «где у него было немало истинных друзей, а враги вряд ли знали его в лицо». Но «двери редакций, издательств испуганно захлопывались перед ним. Театральные завлиты молча разводили руками… Не только имя его стало запретным, но боялись всего того, что он писал, – все смешное было опасным. А иного он писать не мог, не умел, таков был склад его таланта...» (Д. Гранин)

Аркадий Райкин не побоялся взять на работу «клеветника и злопыхателя» и вернуть ему литературное имя. Александр Абрамович стал заведующим литературной частью Театра миниатюр (1958-1967). Его афоризмы и остроты, произнесенные райкинскими персонажами, разносились по стране. По его сценарию был поставлен эстрадный спектакль «Волшебники живут рядом». Монологи и интермедии Хазина вошли в спектакли «Человек-невидимка», «Времена года», «Белые ночи».

Он писал прозаические и поэтические монологи для М. Мироновой и А. Менакера, Ю. Тимошенко и Е. Березина. Организовал вместе с И. Меттером при Ленинградском Доме писателей театрализованный альманах «Давайте не будем», и каждый выпуск становился событием в городе. В 1970-х Хазин работал над сатирическим романом «И. о.», повестями и рассказами, опубликованными после его смерти. (z-sagalov.narod.ru, ru.wikipedia.org)

(0)

Эля Шаевич Рондель (1922 – 2014, Монси) – «Изя-газировщик», продавец газировки, ставший своеобразной визитной карточкой города.

Родился Эля в многодетной семье. Предполагается, что фамилия Рондель французского происхождения («rondelle»«круглый»). Учился в еврейской школе, затем в Киеве – на курсах по подготовке учителей для глухонемых. Здесь его застала война. Ронделя направили в военное училище и на фронт.

Из хохмочек Эли Ронделя
Изя заговорщически спрашивает покупателя:
– Скажите, вам нужна «Победа»? Только без резины! Но очень дешево.
– Прошу вас, говорите тише... Очень нужна!
– Берите. Но деньги вперед! (Снимает с руки часы «Победа».)
Жара. Покупатель протягивает деньги. Изя:
– Вам холодной или с сиропом?
– Изя, вам нужна «Волга»?
– Нет! Зачем мне столько воды?
Покупатель подходит к будке и протягивает одну копейку. Изя:
– Вам на все деньги?
Местная газета взяла у Изи интервью по телефону. Попросили раскрыть тайну его мастерства. Изя ответил:
– Что за паника? А бисл сиропчик, а бисл хохма – и сверху 200 грамм водички!
Надпись на будке: «Закрыто. Выехал в Америку. Изя».

Вернувшись в родной Бердичев, Эля узнал, что вся его семья – отец, мать, сестра с ребенком и 14-летний брат – погибли 15 сентября 1941 года. В живых осталась только сестра, которая после войны вернулась в Бердичев и 40 лет проработала фармацевтом в аптеке.

Эля не имел возможности продолжить образование и устроился в заведение общепита – продавать газировку. Имя «Изя» ему присвоила бердичевская шпана, но он не обижался. Когда народ интересовался, он шутил, что это подпольная кличка. Прогуляться по Бердичеву и не выпить газводы «от Изи» – такого быть не могло. Коллекционер Вадим Халиф часто приходил к Изе за монетами старого образца (до 1960 г. выпуска), которыми рассчитывались покупатели.

Эля Рондель обладал природными математическими способностями. Его киоск находился недалеко от Бердичевского пединститута, и студенты, сдавая математику, нередко прибегали к Изе, который молниеносно решал задачи. Отсюда пошли слухи, будто он окончил математический вуз. А Изя говорил: «Я окончил два института – Водного транспорта и Нефтегазовой промышленности. Вот и работаю на газе и воде!»

Однажды в Бердичев из области приехал новый работник ГАИ. Местные решили разыграть его и отправили к Изе – купить тараньку под пиво. Изя, выслушав посетителя, сказал, что для выдачи рыбы нужна служебная расписка от начальника. Едва сдерживая смех, работники местного ГАИ дали новичку расписку. Неизвестно, что именно произошло, когда посетитель вернулся к Изе с распиской, но с тех пор каждый новичок проходил своеобразную проверку – его отправляли за таранькой к Изе-газировщику…

В 1991 г. Эля Рондель переехал в США и поселился в живописном городке Монси недалеко от Нью-Йорка. В окрестностях городка живут две его дочери с зятьями, четверо взрослых внуков и двое правнуков.

Монси чем-то похож на Бердичев сто лет назад: 80 процентов жителей города – евреи. Хасиды, литваки и члены «Нетурей карта» встречаются здесь на одной улице. В городе 112 синагог и 45 ешив, и все это на 14 тысяч населения. Некоторые даже называют Монси столицей еврейской Америки.

Интересная история произошла с Изей, когда он сдавал экзамен на гражданство (в таком солидном возрасте, да еще и с плохим слухом). Изя не расслышал заданный вопрос, уловил одно только слово – «президент». Этого было достаточно: он сразу назвал имена всех 43-х президентов и годы их правления. Экзаменаторы были так удивлены, что больше не задавали никаких вопросов.

Все, кто хоть раз с ним встречался, замечали его добрую светлую улыбку. В последние годы в Америке его иногда охватывала печаль, но, как всегда, помогало чувство юмора.

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

1Основателем профессионального еврейского театра считается А. Гольдфаден (1840 - 1908) - ухоженец Волыни, талантливый поэт, драматург, актер, режиссер, композитор и предприниматель.

  Отправить ссылку друзьям

Главная > Мигдаль Times > №153 > МУДРЕЦЫ И ТАЛАНТЫ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2018-06-23 21:41:19
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua
Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Jewniverse - Yiddish Shtetl Еженедельник "Секрет"