БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №153 > ГОРОД ГОРЕНШТЕЙНА
В номере №153

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

ГОРОД ГОРЕНШТЕЙНА
Анна МИСЮК

Фридрих Горенштейн (1932, Киев – 2002, Берлин) – сын расстрелянного в 1937 г. преподавателя политэкономии и учительницы, вернувшейся после ареста мужа в 1935-м в родной Бердичев, где ей удалось получить незавидную должность директора детдома для трудных детей.

ИзменитьУбрать
(0)

Из книги Мины Полянской «Я – писатель незаконный…»
Записки и размышления о судьбе и творчестве Фридриха Горенштейна
Горенштейн писал: «Восьмого июля 1941 года, через 17 дней от начала войны танки немецкой дивизии победным маршем ворвались в Бердичев "стратегически важный объект", как обозначен был Бердичев на оперативных немецких военных картах. А стратегического было в Бердичеве – только старьевщики и их клиенты. "Веселые немцы"… ехали на танках и грузовиках, смеялись и кричали: "Juden kaputt!"»
Фридрих рассказывал, что чуть было тогда не погиб от разорвавшейся рядом бомбы. Им удалось с матерью сесть в последний эшелон, отправляющийся в эвакуацию.
Однако самое жестокое испытание для мальчика было еще впереди. Мать заболела и умерла прямо в поезде. На какой-то станции ее вынесли из вагона, а девятилетнего Фридриха отправили в детский дом. Так рассказывал он мне эту историю. …это факт не только биографический, но и литературный. Он лег в основу рассказа, благодаря которому советский читатель впервые познакомился с творчеством Горенштейна – «Дом с башенкой», и наложил неизгладимый след на все его творчество…
К концу войны детей, которые помнили, из каких мест они родом, отправляли в детские дома «по месту жительства» в надежде, что найдутся какие-нибудь родственники и заберут ребенка. Фридрих, конечно, помнил, что родился в Киеве, и его распределили в какой-то детский дом на Украине. Его и в самом деле отыскали сестры матери из Бердичева – Рахиль и Злота. В своей пьесе «Бердичев» он оставил им подлинные имена.

Этот детдом стал первым бердичев­ским приютом для ее трехлетнего сына. Вместе с ним они и эвакуировались, а вернулся после войны Фридрих в Бердичев уже круглым сиротой.

Домом для подростка стала квартира его теток Рахили и Злоты. Их-то, эту семью, ее быт и бытие он и запечатлел в пьесе «Бердичев» (1975).

Можно сказать, что пьеса стала литературным памятником образу бердичевского мира, Берко­града, еврейской столицы – как его то иронически, то снисходительно, то с издевкой (устами одного из персонажей пьесы) называли – и называли заслуженно, так как Бердичев на поколения стал еще в 19 веке неформальной столицей страны штеттлов, еврейских местечек.

Действие пьесы охватывает период с 1945 по 1973 годы. На каждое десятилетие – картина. Почти неизменно место действия: двор, комнаты, в 1967-м – новая аллея Славы, в 1960-е начинается традиция чествования ветеранов ВОВ. Почти неизменен состав персонажей, весь драматизм пьесы – это взаимодействие персонажей между собой и с житейскими перипетиями. Трудно передать содержание каждой картины, ведь оно в репликах, грубой примитивной бытовой речи и мелких дворовых конфликтах. Среди конфликтов пьесы и трагедия: самоубийство еврейки Фани, не выдержавшей побоев мужа, того самого мужа, который во время войны спас и свою жену, и детей, а после войны мстит ей же за свою пропитанную водкой жизнь.

В других конфликтах все ограничивается руганью, оскорблениями и мордобитием. В ругательствах и оскорблениях, которыми обмениваются персонажи, легко угадываются кальки с идиш. Пунктиром проходят события исторического фона. К этим событиям персонажи относятся как к стихии: идет дождь – так постарайтесь раздобыть хоть какой-то зонтик. Этим зонтиком могут служить и партбилет, и боевой характер («со мной не хотят связываться»), и выступления на собрании с обличением израильской военщины. Все персонажи, независимо от национальности, живут в еврейском городе и при этом в чуждой стране.

Пьеса несет автобиографическую нагрузку. Горенштейн выводит там и себя – в образе Вили, подростка в первой картине, и известного московского литератора – в последней.

Именно ему доверена и роль резонера, он произносит реплики, посвященные в целом культурному образу столицы «черты оседлости». В ремарках содержатся подробные описания – от устройства двора до общего вида городского пейзажа, а в разговор с вполне ассимилированным московским интеллигентом Овечкисом Горенштейн вставляет текст энциклопедической статьи об истории Бердичева.

В монологе Вилли-Горенштейна слышим тот именно мотив, который и вдохновил автора на создание этой пьесы: «Бердичев – уродливая хижина, выстроенная из обломков великого Храма для защиты от холода, дождя и зноя…»

Обращаясь к своим теткам, таким грубым, вульгарным, надежным, сварливым, жадным, преданным и щедрым, он скажет: «…вы свой бердичевский дом сами себе сложили из обломков библейских камней и плит, как бродяги складывают себе лачуги из некогда роскошных автомобилей и старых вывесок… А Овечкис живет в чужих меблированных комнатах… Но скоро весь Бердичев переедет тоже в меблированные комнаты, а библейские обломки снесут бульдозерами…»

Литературный дар Фридриха Горенштейна был не из тех, которые обеспечивают популярность. Массового читателя он не приобрел, и не только потому, что с 1980 г. жил в Германии, но потому, что его творчество всегда касается сложных, мучительных проблем взаимоотношений человека с себе подобными и с жизнью. «Ад – это другие», но и сама жизнь – это другие…

Легким чтением ни одно из произведений Горенштейна не являлось, к пьесе «Бердичев» это относится тем более. Только в одно издание, вышедший в Америке сборник «Три пьесы» она была включена1.

«Да и стоял Горенштейн, конечно же, особняком – может быть, это был единственный писатель своего (да и не только своего) поколения, в котором не было ни "советского", ни "антисоветского", который построил себя и свое творчество вне этих рамок...
Оглядываюсь теперь вокруг – и не очень понимаю, кто же возьмется публиковать оставшуюся после смерти Горенштейна "Веревочную книгу" – 800 страниц прозы, кто возьмется за собрание сочинений? Когда-то, в 91-92-м, "Октябрь" не пожалел на "Псалом" пяти номеров, но сейчас? Горенштейн был вообще трудный человек – трудно жил, трудно умирал, похоже, что и после смерти судьба его легкой не будет»
. (Александр Агеев, russ.ru)

На протяжении ряда лет «домом» для публицистики Горенштейна стал журнал «Зеркало загадок». Вот что вспоминает литературный редактор журнала Мина Полянская:

«Мы печатали его острые полемические статьи, по сути дела, у нас для Горенштейна не существовало слова "нет", поскольку с самого начала оценили его политическое чутье по самому высокому счету. Происходящие в мире события – в Боснии ли, России, Израиле, или же в Чечне – становились фактом его личной биографии. И задолго до трагического 11 сентября Горенштейн предупреждал: легкомысленное, несерьезное, инфантильное даже отношение мировой общественности к терроризму, и на территории Израиля в особенности, приведет в конце концов к тотальному терроризму. Своей жесткой позиции писатель оставался верен до последних дней.
Другой важной темой гневной горенштейновской публицистики была Вторая мировая война, нацистское прошлое Германии и неонацизм в наши дни. На страницах "Зеркала загадок" писатель высказывал смелые, нелицеприятные мысли, выступал с резкой критикой германских властей»
.

ИзменитьУбрать
(0)

Фридрих Горенштейн написал сценарии семнадцати фильмов, пять из которых были осуществлены. Среди них – «Солярис», «Раба любви», «Седьмая пуля», «Комедия ошибок». Также были написаны повести «Зима 53-го года», «Ступени», пьесы «Споры о Достоевском», «Бердичев», романы «Искупление» (1967), «Псалом» (1975), «Место» (1976), «На крестцах. Хроника времен Ивана IV Грозного», философско-эротический роман «Чок-Чок» и др.


1В 2007 г. издательство «Текст» выпустило пьесу «Бердичев» отдельным изданием.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №153 > ГОРОД ГОРЕНШТЕЙНА
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-20 05:40:56
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Jewniverse - Yiddish Shtetl Еврейский педсовет