БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №161 > ЭТОТ МИР ПРИДУМАН ДЛЯ НАС
В номере №161

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

ЭТОТ МИР ПРИДУМАН ДЛЯ НАС
Ольга КСЕНДЗЮК

Сказал рабби Акива: «Точно так же, как дом свидетельствует о строителе, одежда –о ткаче, дверь – о столяре, весь мир свидетельствует, что Всевышний его создал». (Мидраш Тмура)

ИзменитьУбрать
(0)

Тысячелетиями человек задумывается о глубочайших тайнах мироздания. Происхождение жизни и явление разума, бесконечность пространства и вихри времени, структура материи и Вселенной… Бывали времена, когда казалось – вот-вот наука постигнет буквально все и настанет царство знания. Однако, чем дальше в лес, тем, соответственно, темнее.

Наука о живой материи – биология – сегодня невероятно обширна. В ней множество предметов, и, помимо известных нам со школьных лет зоологии, ботаники, биохимии и др., возникают новые смежные дисциплины: биофизика, космическая биология, биотехнология. Особенно быстро развивается молекулярная биология.

Однако, несмотря на все достижения научной мысли, мы продолжаем изумляться непостижимой сущности и многообразию живого. Все чаще ученые ищут ответы в других сферах: в философии, психологии, искусстве, в древних книгах и трудах мудрецов.

Жизнь и разум – явления уникальные и бесценные. Отчаянные поиски признаков иной жизни – будь то сигналы от далеких звезд, остатки воды на Марсе, следы микроорганизмов на Титане – пока лишь подчеркивают наше одиночество во Вселенной. Зелено-голубой шар в блистающих облачных покровах плывет через ледяную тьму,

неся на себе свет, воздух, миллиарды живых существ. «Достаточно немного всмотреться в окружающий мир, чтобы увидеть безграничную мудрость, заключенную в каждой части мира – от строения мельчайшего атома до огромных галактик. Сколь безграничная мудрость открывается во всем создании! Какая великолепная гармония царит в мире и объединяет чудесным образом все самые мельчайшие его части!» (Р. Куклин, toldot.ru)

Астронавты рассказывают об особом «эффекте обзора»: «…Видевший Землю со стороны никогда не станет прежним. Там начинаешь ощущать Вселенную и слышать, как дышит планета. “Чувство настоящего перерождения, благоговение, ощущение чуда, единения с природой, приобщение к чему-то высшему…” Видимо, каждому человеку хотя бы раз нужно побывать в космосе». (lpost.ru)

В сети обретаются десятки школьных сочинений на тему «Земля – наш общий дом»1. Но поселить это ощущение в сердце, следовать ему в повседневности – оказывается нелегким для большинства людей. Если бы человечеству удалось преодолеть ограниченность! Понять, что дом не обрывается за порогом квартиры или подъезда, или за калиткой огорода. В своем невежестве, эгоизме и безответственности люди безжалостны к животным, растениям, другим людям, к ресурсам и всей биосфере. Оскверняя свой Дом, мы загрязняем собственную душу.

«Я – патриот земли. Для меня не имеет значения, в каком месте на ее поверхности живет тот или иной человек. …Мы все люди, человечество, один биологический вид. Мы населяем самую лучшую из известных нам планет. Мы одни на тысячи световых лет вокруг. Ресурсы этой синей точки – все, что у нас есть. Я не вижу важности в том, кто владеет каким-либо кусочком этой планеты, если мы уничтожим ее ядерным взрывом или просто израсходуем все жизненно важные запасы, пытаясь доказать свою мнимую правоту. Я люблю свой дом – планету Земля». (Жак Фреско2, ru.citaty.net)

Я не сторонница экологического радикализма и апокалиптических картин, и не люблю, когда СМИ запугивают нас ежедневными катастрофами и прогнозами один страшнее другого, когда неприкосновенность природы сакрализируется и природные объекты объявляются едва ли не священными и более ценными, чем жизнь и благополучие человека. Экологи порой перегибают палку и искажают факты. К тому же, из экологического движения часто «торчат уши» чьих-то политических или промышленных интересов – не без того. Но я не разделяю и солнечного оптимизма многих критиков экологии, склонных объявлять беспокойство «зеленых» безосновательной паранойей, проблемы – раздутыми, факты – подтасованными, а земные ресурсы – неисчерпаемыми. Боюсь, у Земли все же есть предел ресурса и регенерации.

Два человека поспорили из-за участка земли. Каждый выдвигал неопровержимые доказательства своего права на владение. Они пошли к раввину, он выслушал их и сказал: «Я не могу решить, кому принадлежит земля, давайте спросим ее». Он приставил ухо к земле и через секунду поднялся. «Друзья, земля говорит, что не принадлежит никому. Это вы ей принадлежите», (fil.wiklreadlng.ru)

Безответственно отрицать влияние антропогенного фактора на природу. Можно спорить о частностях и способах решения проблем. На самом ли деле безвредны для окружающей среды электромобили Илона Маска? Что вреднее – пластиковые пакеты или продукты переработки бумажных кульков? Необходимо находить решения и средства на очистные сооружения и мусороперерабатывающие заводы. Нельзя бездействовать. Достойны уважения те, кто способен расширить свое чувство дома и делает вроде бы небольшие, но важные вещи. К сожалению, их пока немного, но они выходят на акции протеста против незаконных застроек и вырубок. Кормят, лечат и защищают бездомных собак и кошек. Сажают цветы и деревья. Берут перчатки и пакеты и идут убирать мусор в лесу или на берегу моря. Мусор – чужой, но лес и море – наши.

Есть и более масштабные плоды человеческой деятельности: озеленение пустынь, устройство природных парков и заповедников, использование естественных энергоресурсов (ветра, солнца). Ведь хозяин – это не только владелец. Это тот, кто бережет и улучшает свой дом.

*

Всевышний, благословен Он, подарил нам дом, чтобы стали мы в нем добрыми хозяевами. В книге Берешит сказано: «И сотворил Б-г человека по образу Своему… И благословил их Б-г, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, движущимся по земле» (1:27-28). Подлинное достоинство царя – править так, чтобы царство процветало.

«Сказал Всевышний сынам народа Израиля: "Хотя вы обнаружите, что страна эта полна всевозможных благ, не говорите, что раз так, мы можем спокойно сидеть и не заниматься посадкой деревьев. Вы найдете в ней деревья, которые другие посадили для вас, - так и вы сажайте деревья для ваших потомков. Пусть никто не говорит: "Я уже стар - сколько лет я еще проживу на свете? Зачем мне трудиться для других, если, может быть, уже завтра я умру..." Нет, пусть никто, даже старик, не уклоняется от посадки деревьев...» (Мидраш Танхума)

Каждый человек отвечает перед Творцом за все ценное в Его мире и должен заботиться о том, чтобы передать этот дар следующим поколениям. Отсюда заповедь о запрете бессмысленного уничтожения любого природного объекта. Тот, кто губит продукты питания и, в частности, неуважительно обращается с хлебом, «кто бьет сосуды, рвет одежду, разрушает здание, засыпает колодец», неразумно использует топливо, – преступает запрет «не разрушай». Интересно, что переедание нарушает этот запрет дважды: мы бесцельно расходуем продукты и наносим вред телу. Наш организм тоже нуждается в уходе и развитии.

Тора предостерегает против ненужных разрушений даже в военное время: «Если осаждать будешь город долгое время, чтобы завоевать его, то не порти деревьев его, поднимая на них топор, потому что от него ты ешь, и его не срубай, ибо разве дерево полевое – это человек, чтобы уйти от тебя в крепость?» (Дварим, 20:19) Мидраш говорит: когда срубают плодоносящее дерево, голос доносится из одного конца света в другой, но голос этот неслышим.

Один из даров мира – красота. Ее тоже надо беречь. Хотя Тора не дает прямого указания защищать красоту, она намекает нам, что такова воля Б-га.

«Взгляни на мои творения, как красивы и изысканны они. Все, что Я создал – Я создал для тебя. Смотри не разрушь и не уничтожь Мой мир, ибо если ты разрушишь его, некому будет его восстановить». (Коѓелет Раба, 7:1)

Не устаешь удивляться: насколько в Торе оговорены и предвидены все или почти все глупости, которые мы способны совершить. Есть целый свод предписаний: о бережном отношении к флоре и фауне, о спасении редких видов животных, создании зеленых зон вокруг населенных мест, о недопустимости истощения почвы интенсивным земледелием (закон шмиты), охране среды от загрязнений и шума. Галаха ограничивает допустимую близость к городу промышленных предприятий, размещение мясокомбинатов, кожевенных заводов, технических печей и т.п.

За других живых существ «мы несем особую ответственность, так как отличаемся от них: ведь мы ведаем, что творим» (р. Гарольд Кушнер). Строго запрещена жестокость по отношению к животным, и об этом постоянно напоминают мудрецы. Нельзя разорять гнезда, убивать самку и ее детеныша одновременно. Относительно животных, употребляемых в пищу, существуют требования шхиты.

Домашнее животное должно быть накормлено прежде, чем хозяин сам сядет за стол. Оно должно быть сытым, отдохнувшим и по необходимости подлеченным. А если вы взяли на себя ответственность держать дома собаку или кошку, необходимо соблюдать предписания, касающиеся Шабата и праздничных дней. С кормлением домашних любимцев в эти дни нет проблем. Другой вопрос, что они в Шабат – мукце (то, к чему нельзя прикасаться и передвигать). Но недопустимо и причинять страдания собаке, которую необходимо выгулять.

Существует группа запретов на смешение (килаим), которые не позволяют нарушать гармонию природы, ее границы. Например, совершать какую-либо работу, используя одновременно животных разных видов; скрещивать разные виды животных для выведения новых; сажать вместе разные виды растений. «Скота твоего не своди с другой породой; поля твоего не засевай зерном разнородным». (Ваикра, 19:19)

Однако не следует забывать об ограничениях, которые есть у экологической и любой другой деятельности. Если нужно выбирать между человеком и природой, еврейский здравый смысл отдает предпочтение ценности человеческой жизни и здоровья. «Например, если в стране начался голод, и других источников еды нет, то можно и нужно распахать и засеять даже заповедные земли, какие бы редкие животные ни обитали в этом заповеднике. Спасти людей важнее. Разумеется, подобные ситуации – скорее исключение, чем правило. Обычно же забота об окружающей среде одновременно является заботой о людях». (jerudaica.org)

Таким образом, в иудаизме присутствует взвешенный и разумный подход к природе, который может стать источником вдохновения для всего мира.

*

Рамбам говорит, что созерцание природы, восторг перед ней – один из ключевых способов исполнения мицвы «любить Б-га всем сердцем своим» (Мишне Тора). Задача человека в его служении Всевышнему – беречь и улучшать свой дом и самого себя, реализуя таким образом свой творческий импульс. Тогда человек становится истинным Его партнером в ежедневном деле сотворения мира.


1Кстати, в слове «экология» корень οἶκοζ; означает «дом, обиталище, имущество».
2Ж. Фреско (1916-2017, США) родился в сефардской семье. Промышленный дизайнер, инженер, футуролог. Размышлял о проблемах природных ресурсов, улучшения качества жизни и достижения оптимальной связи с природой, развивал идеи ресурсо-ориентированной экономики. Автор оригинальных архитектурных проектов («Трендовый дом» и др.).

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №161 > ЭТОТ МИР ПРИДУМАН ДЛЯ НАС
  Замечания/предложения
по работе сайта


2020-02-26 12:23:12
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Еженедельник "Секрет" Всемирный клуб одесситов