БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №161 > БИБЛЕЙСКИЙ САД
В номере №161

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

БИБЛЕЙСКИЙ САД
Гершом ВЛАДИМИРОВИЧ

Растения, согласно Берешит, появились на третий день творения – задолго до человека и животных.

ИзменитьУбрать
(0)

В Торе упоминается более 120 разных растений, произрастающих на Синайском полуострове или знакомых его жителям благодаря торговле и культурному обмену. Переводчики Священного Писания на другие языки особые трудности испытывали с названиями растений, которые не были знакомы носителям этих языков. Мы можем обнаружить, что в одном и том же месте из Песни песней в зависимости от перевода возлюбленную сравнивают и с «лилией среди терний», и с «розой среди шипов». Благодаря переводчикам платан в Северной Америке называют сикомором, а североамериканская робиния стала белой акацией (из акации были сделаны части Ковчега завета), пихта стала буком, ель – пихтой, а в Сибири местные сосны назвали кедрами (или кедровыми соснами). Однако вклад в эту ботаническую путаницу внесла и эволюция самого языка иврит. Так, в современном иврите словом «орен» называется сосна, а в библейском – ясень.

Неоспоримость библейского текста заставляла людей искать вокруг себя «те самые растения», упомянутые в Священном писании. И дело было не только в их хозяйственном значении, а в колоссальном семантическом потенциале. Местом, в котором были собраны все сотворенные растения и все животные, был Ган Эден.

Местоположение райского сада разные авторы связывают, помимо Месопотамии, с Армянским нагорьем и Индией, которые тоже располагались «на востоке» от Египта и Ханаана. Достаточно интересной является версия Юриса Заринса, согласно которой Ган Эден около шести тысяч лет назад оказался затоплен и сейчас находится на дне Персидского залива.

Из всего многообразия растений в райском саду два дерева привлекают внимание исследователей более всего: Дерево жизни и Древо познания добра и зла. Обсуждение природы плодов этого дерева приводится в Мидраше Берешит раба: Древом познания могли быть пшеница, виноград, этрог, инжир (смоквы или фиги). Но, тем не менее, в итоге: «…не открыл Святой, благословен Он, то дерево человеку и не откроет в будущем!» Листья смоковницы или фиги упоминаются в истории изгнания из Рая как одежда, которую в раскаянии надели Адам и Ева. Тогда же в качестве наказания появились тернии, которые не были сотворены на третий день. Дерево жизни осталось в раю и с тех пор недоступно людям, кроме тех, кто изучает Тору. Потому что о Торе сказано: «Она – дерево жизни для тех, кто поддерживает ее». Валики, на которые наматывается свиток Торы, не зря называются ацей хаим («Древа жизни»), а их концы украшают изображениями плодов граната – символа жизни на древнем Ближнем Востоке.

Мечта о возвращении в благословенную Всевышним землю, райский сад, со временем сплелась с мечтой о Ханаане –земле, где реки текут молоком и медом, откуда лазутчики приносят гигантские грозди винограда и плоды инжира. Эта мечта привела к созданию ботанических садов, в которых собрались диковинные растения со всего света. Первый ботанический сад был заложен в начале 14 в. Маттео Сильватико при медицинской школе в Салерно (9-19 вв.). По легенде, эта школа была основана случайно встретившимися в грозу четырьмя врачами: итальянцем, греком, арабом и евреем.

В первых ботанических садах выращивали лекарственные и другие полезные растения либо те, которые считались таковыми. Часто их называли Медицинскими садами или Аптекарскими огородами. С развитием абсолютизма и формированием национального самосознания ботанические сады становились чем-то вроде «Нового Иерусалима на полях моей родной страны» (Н. Гумилев), места, венчающего и завершающего космос национального государства. При этом на первый план выходят эстетическая и научная составляющие, а практические аспекты отступают на второй план по сравнению с восхищением и преклонением перед разнообразием и чудесами мира.

Особое место среди ботанических садов занимают сегодня «Библейские сады» и заповедники. Они встречаются и в Великобритании, и в США, и в Герцеговине, и, конечно, в самом Израиле. Заглянем в некоторые из них.

«Второй Эдем» – ботанический сад в графстве Корнуолл (Великобритания) – включает оранжерею (площадь более 22 000 кв. м), в которой собраны растения почти со всего мира. Это чудо инженерной мысли можно увидеть в 20-м фильме бондианы «Умри, но не сейчас». В комплекс входят две оранжереи, каждая из которых состоит из нескольких соединенных геодезических куполов. Здесь созданы единые природные комплексы с основным типом зональной растительности – биомы1, характерные для влажных экваториальных лесов и для Средиземноморья. В первой оранжерее растут и плодоносят тропические растения: бананы, кофейные и каучуковые деревья, гигантский бамбук. Во второй – растения, характерные для Средиземноморья: оливы, виноград, этрог. Для создания особой атмосферы эта оранжерея украшена античными скульптурами. Третий биом расположен на открытом воздухе. Здесь можно увидеть растения умеренного пояса Старого и Нового света: подсолнух, лаванду, чай, хмель, терн.

В самой Земле Обетованной находится заповедник библейской природы Неот Кдумим, презентующий растительный мир Израиля и элементы древней сельскохозяйственной культуры страны: водоемы для сбора дождевой воды, маслобойные прессы, амбары, винодельни. Посетители могут прикоснуться к условиям природы и быта, в которых была создана древняя еврейская цивилизация, записаны древнейшие еврейские книги, возникли те образы и метафоры, которые тревожат и волнуют нас до сих пор. Все, кто стремится глубоко понять Тору, Мишну, Талмуд, могут найти вдохновение и ответы в Неот Кдумим.

История заповедника началась в 1906 г., когда в Палестину с территории современной Украины прибыли Хана и Эфраим Реувени. В 1917 г. супруги Реувени открыли в Иерусалиме первый еврейский ботанический сад во дворе своего дома. Здесь были представлены упоминаемые в Торе растения. Семья Реувени мечтала создать «сад пророков и мудрецов», и их сыну Ноге Реувени, продолжившему путь родителей, удалось в 1965 г. получить от правительства Израиля участок земли в районе Модиин, где библейский заповедник располагается и сейчас.

В заповеднике можно увидеть не только растения и животных, но и познакомиться с бытом древних иудеев, увидеть, как пасли скот, готовили сыр и масло, стригли овец, пряли шерсть, лепили кирпичи, растили злаки, жали снопы, мололи зерно на жерновах, пекли хлеб, давили вино и масло. Неот Кдумим предоставляет возможность попробовать сделать все это самому. Каждый посетитель может выбрать маршрут по душе: «От пастухов до земледельцев», «Растения как образ и символ жизни человека и народа», «От природы к еврейскому календарю» – экспозиции все время обновляются и пополняются. В заповеднике можно увидеть семь растений Земли Израиля, четыре вида растений, благословляемых на праздник Суккот, растения долины Песни песней, растительность «холма Меноры». Кроме этого, здесь представлена растительность разных климатических и ландшафтных зон Израиля и Иудеи: долины Шарона, горы Кармель, пустыни, горы Эфраим, Иорданской долины. В 1994 г. Н. Реувени и его сотрудники были удостоены государственной премии за свой многолетний труд.

А 4 октября 2013 г. закладка Библейского сада состоялась на территории Украины. Инициаторами создания этого сада в Черновицком университете стали авторы книги «Растения Святого писания» – профессора Степан Костышин и Светлана Руденко, а также преподаватели Черновицкого университета Оксана Ивасюк и Николай Щербань. Первые шесть саженцев атласского кедра, привезенных из Израиля, посадили посол Государства Израиль в Украине Реувен Дин Эль, президент еврейского Национального фонда Эфи Штенцлер и ректор ЧНУ Степан Мельничук. Пожелаем удачи черновчанам и будем надеяться, что библейский сад когда-нибудь появится и в Одессе.


1Биом - совокупность экосистем одной природно-климатической зоны.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №161 > БИБЛЕЙСКИЙ САД
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 09:07:28
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Еврейский педсовет Jewniverse - Yiddish Shtetl