БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №161 > МОЗАИКА
В номере №161

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

МОЗАИКА

В Старом городе Иерусалима, на Западной Стене (Котель), живут семь видов диких растений.
* * *
В ТАНАХе дерево упоминается 329 раз, начиная с книги Берешит и заканчивая Книгой Эстер, где рассказывается о высоком дереве, на котором повесили злодея Амана и его сыновей.
* * *
Еврейские имена, обозначающие животных...

В Старом городе Иерусалима, на Западной Стене (Котель), живут семь видов диких растений.

Каперс колючий необычайно неприхотлив - переносит жару и холод, отсутствие воды и почти полное отсутствие земли. В одном из трактатов Вавилонского Талмуда сказано: «Три непревзойденные стойкости есть в мире: Израиль среди народов, коза среди животных и каперс среди деревьев». Растение не раз упоминается в священных текстах. Очень красиво цветет. Цветок каперса - символ заповедника Неот Кдумим. В народе каперсы больше известны в виде маринованных зеленых бутончиков.

Белена золотистая - многолетнее растение, живущее на каменных стенах, заборах, развалинах, у входов в пещеры. Отличается красивыми цветками, резким ароматом и изрядной токсичностью. Как многие ядовитые создания, используется в медицине. Есть легенда, что белена помешала римлянам разрушить Котель-подступая к стене, они засыпали тяжелым сном. Дело было в том, что в готовящуюся для них еду заносило ветром листья белены.

Львиный зев сицилийский - неприметное многолетнее растение, впервые описано в Иерусалиме в 1889 году. Есть версия, что монахи или рыцари, которые прибывали в Святой город в период крестовых походов, принесли семена на одежде или обуви. Возможно и другое: львиный зев был завезен в Иерусалим как декоративное растение. В Израиле он встречается только на городских стенах - в горах и других диких местах его не увидишь.

Эфедра хвойная - растение с тонкими ветвями и малозаметными прозрачными листьями. Плоды представляют собой ложную ягоду с мясистым желтоватым или красным покровом. Обычно эфедра оплетает деревья и кусты, но может использовать как опору заборы и столбы. Эфедрин в прошлом широко применялся в медицине.

Фагналон скальный - неброское, очень распространенное растение. Небольшие полукустарники опушены белой «шерстью». Корни тонкие, растут во все стороны, что позволяет ему селиться между камнями, в среде обитания относительно влажной и мало заселенной растениями-конкурентами. До середины 20 в. каждый местный бедуин носил в кармане вместо коробка спичек пучок сухого фаг-налона. Растение используется в народной медицине.

Спорыш хвощевидный - трава или небольшой кустарник. Растет по всему Израилю и цветет весь год. Стебли, гладкие, тонкие и длинные, играют большую роль в фотосинтезе, так как листики у растения маленькие, а часто и вовсе опадают летом. Цветки белые или розовые, опыляются мухами и медоносными пчелами. Спорыш важен для пчеловодов для получения меда летом, когда почти нет цветов. Разнообразно используется в народной медицине. В Мишне его называют «пастуший фагот», видимо, благодаря его форме.

Подоносма восточная - многолетнее травянистое растение из семейства бурачниковых. Растет на вертикальных каменистых поверхностях. Широко распространена в Израиле. Цветет почти весь год, кроме ноября. Цветки очень скромные, стебли покрыты мягкими щетинками и неприятны на ощупь. В высоту подоносма может достигать 20-40 см.

(По материалам dona-anna.livejoumal.com)

........................................

В ТАНАХе дерево упоминается 329 раз, начиная с книги Берешит и заканчивая Книгой Эстер, где рассказывается о высоком дереве, на котором повесили злодея Амана и его сыновей.

Одним из первых оазисов стало чудесное дерево, которое выросло в одну ночь и одарило тенью пророка Иону.

Образ божественного сада толкуется как источник Б-жественной мудрости. Цитрусовый сад Пардес является символом высочайшей мудрости, доступной немногим. И в то же время Пардес является аббревиатурой, своеобразной формулой различных уровней знания Торы.

Цветущие деревья - это бесценные сокровища, связывающие разные поколения людей. И когда старики сажают деревья, то внуки наслаждаются их плодами и уже сами сажают сады для будущих поколений. Цветущие сады подобны традиции, которая создается и развивается тысячелетиями.

Традиция трепетно относится к дереву как к Б-жественному творению, но не рассматривает его как предмет культа. Прежде всего, это живое существо. Недаром человек, творение Б-га, сравнивается с деревом (Дварим). Пророк Исайя сравнивает себя с засохшим деревом. Праведники сравниваются с деревьями, растущими на берегу реки, а ведь вода символизирует Тору. В праздник Суккот мы держим в руках четыре вида растений. Этрог, ива, пальма и мирт, соединяясь вместе, символизируют разнообразие человеческого общества.

Судьба дерева подобна судьбе человека. «Каждая травинка, каждое дерево поет свою песню Б-гу» (р. Нахман из Браслава).

russianjewishhistory.org

...........................

Еврейские имена, обозначающие животных

Лев (м). Когда Яаков благословлял своих сыновей, он сравнил нескольких из них с животными. Например, Йегуда сравнивается со львом. По этой причине имя Йегуда часто относят к категории мужских имен, буквально означающих в переводе «лев» - это ивритское Арье и идишистское Лейб.

Газель/олень (ж/м). Благословляя своего сына Нафтали, Яаков сказал, что тот похож на стремительную газель, называемую на иврите «цви». Потому имена Нафтали и Цви часто комбинируют с именем Хирш (или Герц, в зависимости от диалекта), что в переводе с идиша означает «олень». Хотя это не является технически точным переводом, но все же максимально отражает историческое использование слова «цви», которое постепенно изменило значение с «газель» на «олень».

Волк (м). Своего младшего сына Биньямина Яаков сравнивает с голодным волком. На иврите волк -это Зэев, а на идише - Вольф. Встречается комбинированное имя - Биньямин-Зэев-Вольф. А уменьшительная версия звучит как Велвел.

Медведь (м). Место медведя в еврейской традиции не так очевидно, однако он упоминается в Танахе несколько раз. В иврите этому животному соответствует имя Дов, а в идише - Бер. Довольно часто они объединяются в одно имя -Довбер (или Дубер), уменьшительная форма - Дуби, Берл, Бериш, Берке.

Птица (ж/м). Ципора (на иврите -«птица») была женой Моше. В комментариях объясняется, что подобно тому, как кровь принесенной в жертву птицы очищает пораженный проказой дом, Ципора очистила дом своего отца от идолов. Говорится, что люди восхищались красотой Ципоры, любуясь ею, словно диковинной птицей. Имена Фейга, Фейгеле имеют аналогичное значение на идиш.

Собака (м). Среди 12 разведчиков, посланных Моше в Святую Землю, Калев, сын Йефуне, и Йегошуа, сын Нуна, были единственными, кто отказывался говорить плохое о земле, которую Б-г обещал своему народу. И хотя произносятся эти слова по-разному, имя Калев пишется точно так же, как «келев» - слово на иврите, переводящееся как «собака».

Пчела (ж). Имя Двора в переводе с иврита означает «пчела». В Торе упомянуты две великие женщины. Первая - кормилица праматери Ривки. Более известна Двора-пророчица, которая в эпоху Судей на протяжении 40 лет судила и обучала еврейский народ и возглавила его в войне против кнаанских угнетателей Израиля.

Козерог (ж). Победа над кнаанеями, предсказанная Дворой, произошла благодаря действиям другой великой женщины, Яэль, которая пригласила вражеского генерала Сисру зайти в ее дом, а затем убила его колышком для палатки, пока тот спал. В переводе с иврита имя Яэль означает «козерог».

Голубь (ж/м). Слово Иона (на иврите -«голубь») - имя пророка, проглоченного китом, когда решил бежать и спрятаться от Всевышнего вместо того, чтобы следовать Его указанию отправиться в Нинве (Ниневию) и предупредить его жителей о наказании за их грехи. Идишист-ская версия - Тайбел (Тойбел).

(imrey.org)


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №161 > МОЗАИКА
  Замечания/предложения
по работе сайта


2020-02-26 12:25:37
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Еженедельник "Секрет" Всемирный клуб одесситов