БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №21 > Исход: как это было
В номере №21

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+2
Интересно, хорошо написано

Исход: как это было
Болеслав Капулкин

Поезжайте в Киев и спросите... Поезжайте в Иерусалим... В Нью-Йорк, в Мельбурн, Бершадь и Черновцы. Или можете никуда не ехать, а остаться в Одессе, это неважно. Просто, спросите еврея, когда же был Исход. Вы получите точную дату — 15 нисана 2448 года от Сотворения Мира. Все четко и понятно. К сожалению, в официальной истории такого четкого единодушия нет.

Вступление, или вспомните, как к берегам Австралии...

Вообще-то странные и удивительные вещи происходят в этом мире. Все согласны с тем, что евреи были в Египте. Все согласны с тем, что евреи были в Эрец-Исраэль. А вот как они туда попали, науке пока неизвестно. С одной стороны, вроде бы понятно — открываем Книгу и читаем, там все написано. С другой — есть следы пребывания дома Якова в Египте, есть следы пребывания в Эрец-Исраэль, а следов пребывания в пустыне — никаких.

Это тем более странно, что маршрут путешествия достаточно хорошо известен. Правда, дело осложняется тем, что пустыни, по которым, в основном, блуждали евреи, — вовсе не привычные нам по «Белому солнцу пустыни» песчаные барханы, а как раз наоборот — сплошные камни. К тому же, южная часть Синайского полуострова — это горы, и горы достаточно высокие. По крайней мере, гора Катерин (2637 м) выше израильского Хермона и украинской Говерлы.

В то же время следы должны быть. Ничто на земле не проходит бесследно, тем более — такая толпа. Вдумайтесь в эти цифры: шестьсот тысяч мужчин в возрасте от двадцати лет. Значит, у каждого (или почти каждого) есть жена. И дети. Или много детей. Итого, получается никак не меньше трех миллионов человек. И ведь это люди, не ангелы. Плюс скот. Не могли не наследить. К тому же, евреи не все время находились в движении. Значительную часть времени — 38 лет из 40 — они жили в лагерях, причем в одном из них, Рефидиме, аж 19 лет подряд. Согласитесь, что за такой срок 3 миллиона человек вполне могли навалить изрядный «культурный слой». И, тем не менее, никаких следов. Правда, нельзя сказать, что археологи прямо-таки перекопали весь Синай. В последние полвека там если что и копали, то в основном окопы...

Впрочем, это не беда. Найдут следы — не найдут... Есть задачи гораздо более интересные. Например, когда с точки зрения официальной науки это все происходило?

Это важно, в первую очередь, для самой науки египтологии, ведь точная привязка Исхода к правившей тогда династии помогла бы разрешить целый ряд имеющихся проблем. Сейчас же история Египетской империи разделена исследователями на следующие основные периоды:

1) Древнее царство — от начала до середины III тысячелетия до н.э. (династии 1-6), после чего в Египте по непонятным причинам наступает период хаоса и упадка централизованной власти фараонов («Первый Промежуточный период» — династии 7-11);

2) Среднее царство (12-я династия), после которого в начале XVIII века до н.э. Египет был завоеван семитским племенем гиксосов («Второй Промежуточный период» — династии 13-17);

3) Новое царство, начавшееся согласно принятой хронологии в 1570 г. до н.э. с 18-й династии фараонов и закончившееся завоеванием Египта Александром Македонским в 332 году до н.э.

Часть первая, или мне представляется совсем простая штука...

А на чем, спрашивается, основана хронология Древнего Египта?

Основой для астрономических расчетов хронологии египетской истории служит так называемый сотический календарь. У египтян год состоял из 365 дней, без добавления одного дня каждые четыре года, как это делается, например, в юлианском календаре. Началом солнечного года у египтян считался 1-й день летнего месяца тот. Теоретически этот день должен был совпадать с началом ежегодного разлива Нила и появлением на рассвете яркой звезды Сотис, известной у астрономов как Сириус или «альфа Большого Пса», однако на практике, из-за неточности египетского солнечного года, «отстававшего» от тропического ежегодно примерно на четверть суток, видимый «гелиакический», то есть происходящий на фоне зари восход звезды Сириус наблюдался под новый год только через 1460 лет. С этого дня начинался новый сотический период в 1460 лет.

Сведения о сотическом календаре имеются в книге римского писателя III века Цензорина. Согласно этой книге, первый год сотического периода особо почитался египтянами: считался великим, «б-жественным» годом.

Цензорин также утверждает, что в последний раз гелиакический восход звезды Сотис под египетский новый год произошел в 139 году н.э. В некоторых египетских памятниках содержатся намеки на восход Сотиса, наблюдавшиеся в царствование царя такого-то. Вот на основании этих данных египтологи и составили хронологию исторических событий Древнего Египта.

Сотическое летосчисление создает серьезные трудности для хронологии египетской истории. Например, период правления гиксосов, согласно спискам египетского жреца Манефона, продолжался 511 лет. Однако современные историки, составившие египетскую хронологию на основании астрономических данных, допускают для этого периода не более 108 лет. Дело в том, что конец 12-й династии Среднего царства приходится, согласно астрономическим вычислениям, составленным с учетом сотической эры, на 1780 год до н.э. После нее следует 13-я династия и период гиксосов. После гиксосов следует 18-я династия Нового царства, которая началась — опять-таки по расчетам сотического календаря — в 1580 году до н.э. Следовательно, на 13-ю династию и на гиксосов остается 200 лет. Ввиду того, что в 13-й династии были цари, которые имели довольно долгий период царствования, египтологи не могут выделить на гиксосов более 108 лет. Эта цифра, однако, находится в явном противоречии не только со списками многочисленных царей гиксосов, но и с огромными культурными и другими изменениями, которые Египет претерпел в результате правления гиксосов. В свое время британский египтолог Питри Флиндерс настаивал на том, что гиксосам надо дать не менее 1660 лет, то есть один дополнительный сотический период в 1460 лет!

Первоначально сотическая хронология была предложена в качестве рабочей гипотезы. Ее дополняли сведениями из позднее опровергнутой династической хронологии египетского жреца Манефона. На протяжении почти двух столетий археологические находки датировались, классифицировались и интерпретировались в соответствии с этой, ставшей стандартной хронологией.

Часть вторая, или ошибка вышла, вот о чем молчит наука...

С точки зрения рассказанного в Торе логичнее всего предположить временем Исхода один из переломных моментов египетской истории. И действительно, египтология знает факты и события, которые можно было бы истолковать подобным образом. Так, например, в Бруклинском музее хранится папирус, который специалисты относят к периоду Среднего царства. В нем перечисляются имена рабов с «семитскими» (древнееврейскими) именами (Шифра, Пуа, Менахем). Может быть, эти люди — древние евреи, порабощенные в Египте? Но в период Среднего царства (XVIII в. до н.э.) евреев в Египте еще не было...

А в Лейденском музее хранится «Папирус Ипувера», где рассказывается о бедствиях, постигших Египет, бедствиях, очень напоминающих десять египетских казней: вода в Ниле, превратившаяся в кровь, тьма, мор животных. Ученые расходятся во мнениях, относится ли этот папирус к концу Древнего или к концу Среднего царства, но и это, по их мнению, слишком рано для появления евреев в Египте.

Некоторые историки пытались, хотя довольно безуспешно, найти следы пребывания евреев в Египте и их Исхода в период Нового царства, точнее, во времена 18-й или, еще позднее, в период 19-й династии. Однако все предложенные теории содержат целый ряд противоречий.

Судите сами: массовый исход целого народа из Египта в период Нового царства практически немыслим. В этот период Египет достигает небывалой мощи (это нас как раз не удивляет, ибо в Торе сказано, что в момент Исхода египтяне были необычайно могущественны) и почти безраздельно властвует также над Кнааном. А вот это уже серьезно. Как могли еврейские рабы бежать в Кнаан от преследовавшей их армии фараона? И уж тем более, как могли они после Исхода свободно странствовать по Синайской пустыне 40 лет, а затем победоносно войти в землю Кнаан?

В то же время египтологи связаны и другим ограничением: известная стела фараона 19-й династии Мернепты (Мернептаха) упоминает Израиль по имени! Фараон утверждает, что он разбил народ Израиля («Израиль опустошен, семени его нет...») во время своего похода в землю Кнаан. Согласно принятой хронологии, стела датируется 1230 г. до н.э. В свое время ученые считали Мернепту «фараоном Исхода», который потонул в море Ям Суф, однако в настоящее время уже трудно найти кого-нибудь, кто бы придерживался такого взгляда. Кроме того, вопреки утверждениям египетских памятников, еврейские источники ничего не знают о реванше какого-либо фараона, ни во времена Моше-рабейну, ни во времена его преемника Иеhошуа бин-Нуна, ни даже во времена Судей и последующих поколений времен царей Шауля, Давида и Шломо.

Еще одна теория предполагала Исход Израиля из Египта во времена фараона-реформатора Эхнатона, в правление которого Египетская империя пришла в упадок. Найденные в районе Тель-Эль-Амарны многочисленные глиняные таблички, представляющие собой архив дипломатической почты этого фараона, свидетельствуют о наступлении банд грабителей хабиру (или апиру) на города Ханаана. Поскольку слово «хабиру» фонетически схоже с «иври», многие решили, что речь идет о завоевании евреями, под руководством Йеhошуа бин-Нуна земли Кнаан. Однако и здесь вышла неувязочка: из тех же архивов следует, что гарнизоны египетской армии находились в Сирии и Кнаане. Однако в книге Иеhошуа, где говорится о войнах в Кнаане, нет ни малейшего намека на какое-либо египетское влияние в регионе.

Было предложено и другое решение проблемы Исхода: евреи покинули Египет в переломный момент, когда в результате восстания были изгнаны из страны иноземные завоеватели — гиксосы. После изгнания гиксосов в Египте установилась 18-я династия фараонов, однако в Кнаан израильтяне прибыли только в правление Эхнатона, то есть почти в конце 18-й династии. Эта гипотеза, по мнению самих египтологов, также не выдерживает критики, уже хотя бы потому, что тогда на пребывание евреев в пустыне следовало бы отвести 200 лет.

В популярной, а также в справочной литературе эти научные проблемы обычно замалчиваются, а взаимоисключающие взгляды различных школ египтологов преподносятся как достоверные исторические факты.

Часть третья, или но есть, однако же, еще предположенье...

Следует отметить, что хронология Древнего Египта создавалась выдающимися учеными и является гордостью современной научной египтологии — на ней строится датировка археологии всего Древнего Востока. Однако, с другой стороны, нет никакой возможности сократить или удлинить еврейскую историю для того, чтобы синхронизировать ее с египетской: каждый период еврейской истории библейской эпохи хорошо освещен, время правления царей Израиля и Иуды известно по текстам ТАНАХа, еврейская хронология синхронизирована с ассирийско-вавилонскими памятниками, а после танахической истории существует уже богатая литература древнегреческих и других писателей, в соответствии с которой написана история античного мира.

Радикальную реконструкцию хронологии и истории Древнего Египта предложил американский ученый Иммануил Великовский. Так, согласно его теории, события египетской истории неверно датируются историками, которые невольно принимают на веру фальсификации Манефона и других. Если египетскую историю сократить на шесть, а в некоторых случаях на восемь веков, то она будет хорошо синхронизироваться не только с библейской историей, но и с другими письменными памятниками и памятниками материальной культуры древности.

В качестве исходной точки для своей хронологической реконструкции Великовский принял «папирус Ипувера». Это не единственный памятник, рассказывающий о тяжких бедствиях, приведших к катастрофическому распаду Египта. В папирусе, хранящемся в Эрмитаже («Эрмитажский папирус», или «Поучение Неферреху»), мудрец по имени Неферреху говорит о внезапной тьме, когда «померкло солнце», когда весь Египет «в перевороте». «Поучение Неферреху» дошло до нас в нескольких списках, и это свидетельствует о том, что содержание его было хорошо известно в Древнем Египте.

Итак, Великовский принял точку зрения тех египтологов, которые относят Ипувера к концу Среднего царства или началу правления гиксосов. Исход Израиля совпал по времени с катастрофическими событиями, известными нам как «десять казней египетских». Затем Египет был завоеван племенем гиксосов, которые правили им несколько веков. На протяжении всего этого периода Египет не был сверхдержавой и даже не обладал собственной независимостью. Именно поэтому с момента Исхода и вплоть до времен царя Шломо Египет не упоминается в ТАНАХе как реальная политическая сила. Израиль вел войны с плиштим (филистимлянами), амалекитянами, царями Кнаана, но ни разу — с египетской армией, которая, согласно стандартной хронологии, должна была в этот период контролировать Кнаан! Согласно же реконструкции Великовского, именно в этот период египетской армии вообще не существовало.

Далее, по мнению Великовского, гиксосы не только не были раньше евреев в Египте, не только не были евреями, но завоевали Египет лишь после того, как Израиль покинул Египет!

А с гиксосами профессор Великовский отождествил амалекитян. Почему? Египтяне называли гиксосов «аму». В ТАНАХе они называются Амалек. Согласно Манефону, «гиксосы» — это «цари-пастухи» (гик — на языке жрецов — «царь», сос — на языке простого народа — «пастух»). Однако, согласно более надежному источнику, Туринскому папирусу, «гиксосы» (hega-khase) — это «иноземные правители». Но если так, то, возможно, слово «гиксосы» является переводом семитского имени Амалек («ам» — «народ», «малк» — «царь»)?

Но и это не все. Великовский полностью отказался от стандартной (сотической) хронологии. Он передвинул конец Среднего царства примерно на шесть веков вперед, приняв его в качестве исходной даты истории Израиля.

А что делает Великовский с многочисленными списками династий фараонов, которыми оперируют египтологи? Согласно его теории, некоторые династии просто являются «призрачными» повторениями других династий. Сделано это было тем самым Манефоном, с целью удлинения истории Египта и повышения авторитета фараонов. Например, история 19-й династии написана на основании египетских монументов; а история 29-й и 30-й династий, о которых египетские монументы ничего или почти ничего не знают, — на основании книг греческих авторов.

Полному пересмотру подверглась и более поздняя история Египта. Например, фараона Рамзеса III, одного из последних выдающихся фараонов обычно относят к XII веку до н.э. На барельефах он изображен в битве с некими ПеРеСеТ (в оригинальном тексте указаны только согласные буквы). Поскольку в египетской письменности звуки «р» и «л» обозначаются одним и тем же иероглифом, считается, что Пересет — это Плешет (она же «Палестина») — земля плиштим. Однако каким образом на оборотной стороне плит пола дворца Рамзеса III могли оказаться древнегреческие буквы классического периода, для ученых оставалось загадкой. Великовский перенес Рамзеса III на восемь (!) столетий вперед, в IV век до н.э., и отождествил его с фараоном Нактанебо I. Этот фараон известен из книг древнегреческого историка Диодора, описавшего его битву с персидским войском. Сравнив шлемы воинов Пересет со шлемами персидских стражей на барельефах в Персеполе, Великовский указал на их поразительное сходство. Отсюда вполне естественный вывод: Пересет — не плиштим, а персы!

Весной 1971 года в лаборатории Британского Музея в Лондоне были произведены радиоуглеродные анализы с целью датировки гробницы фараона Тутанхамона, сына Эхнатона. Анализы подтвердили тезис Великовского о необходимости пересмотра стандартной хронологии, дав расхождение между углеродной датой и подсчетами Великовского всего лишь в 6 лет!

Если, однако, отказаться от стандартной хронологии, мы вправе искать Исход Израиля из Египта чуть ли не в любой точке египетской истории! Это так, но есть в истории своеобразные «контрольные точки»...

Как вы помните, Моше вынужден был бежать от гнева фараона, во дворце которого вырос, в Мидьян. И вот в 80-летнем возрасте он узнает, что прежний фараон умер и Вс-могущий велит ему вернуться в Египет. Спрашивается, сколько же лет царствовал этот фараон?

В конце Древнего царства был фараон Пепи II Неферкаре, который царствовал более 90, а по некоторым источникам — 95 или даже 100 лет! После него царствовал короткое время Меренре II. В этот период происходит распад Египетской империи, и если папирусы Ипувера и Неферреху говорят именно об этом времени, то мы можем себе представить, как все это выглядело. Достаточно просто перечитать Тору...


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №21 > Исход: как это было
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 11:05:27
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Всемирный клуб одесситов Jerusalem Anthologia