БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №93 > ИЗБРАННОСТЬ
В номере №93

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+8
Интересно, хорошо написано

ИЗБРАННОСТЬ
Инна НАЙДИС

Однажды в семейном лагере «Халом» устроили «пресс-конференцию» родителей и детей: дети задавали вопросы, родители – ответствовали. Как прошел диалог с детьми старшего возраста, могу судить только по доносившимся с «форума» возгласам и смеху. А вот, когда пошел мой отряд – младших школьников, произошло следующее. Шестилетний мальчик из смешанной семьи, попав в лагерь, впервые услышал слово «евреи». Вот он и задал вопрос: «А зачем нужны евреи?» И родители как-то стушевались, попробовали отшутиться… Тогда выступил вперед отец одной девочки, тоже из смешанной семьи, и ответил: «Евреи дали миру мораль».

Я не знаю, понял ли ребенок, но это был ответ всем нам – на детский вопрос, поставивший взрослых людей в тупик.
Мораль… Так что же, мы самые «моральные»? Когда-то существовали стереотипы, выразившиеся в словосочетаниях: ироническом – «аид а буденовец», и сомневающемся – «еврей-шикер?». То, что были евреи-буденовцы, уже и к Бабелю ходить не надо, а существование евреев – пьяниц и наркоманов, к сожалению, подтверждает наличие еврейских детей в интернатах и детдомах.

И по поводу морали можно ответить, что «ничто человеческое еврею не чуждо».
Более того, существует мнение, и отнюдь не антисемитское, что евреям свойственно все – и хорошее, и плохое, но всегда чуточку «гипер». То ли на нас видно больше, то ли такие уж у нас национальные особенности – не только речь, мимика, жестикуляция преувеличенные, но и любые другие проявления. Короче, совершенно очевидно, что у людей уравновешенных (каковые, кстати, и среди евреев попадаются), менее темпераментных, такие особенности могут вызвать раздражение: ну, хорошо, дали человечеству мораль, а теперь отдохните, уйдите со сцены. А мы три тысячи лет глаза народам мозолим, иных (народов) уж нет, а еврейская тема все еще актуальна.

Кстати, актуальна она была не всегда. Если верить р. А. Штейнзальцу, то первым антисемитом был Аман. У него ненависть к евреям была на генетическом (животном) уровне. До этого греки, римляне и пр. завоевывали еврейские земли и народ, так сказать, в ходе планового ведения хозяйства – а не из идеологических или религиозных соображений. Это уж потом, завоевав, они понимали, что, не сломив веру, и народ не сломишь.

А самый раздражающий фактор – это так называемая «избранность» еврейского народа. Когда-то на кухне я «до хрипоты» спорила со своей подругой-христианкой, которая втемяшивала мне про избранность еврейского народа. «Мы уже видели один избранный народ, – говорила я. – Истинные арийцы! Кому-кому, но не евреям говорить об избранности – после Гитлера».
Через некоторое время, осмысливая историю моего народа, я согласилась с его избранностью – избранностью на страдание, на изгойство.

Но ведь, говоря «избранные», мы подразумеваем кого-то, кому достается больше пряников: общество избранных, избранник судьбы, только для избранных…

В чем же избранность еврейского народа и почему на него, избранного, валится столько шишек?
Когда-то мы были избраны Всевышним. Как проходил этот процесс – отдельный разговор. Но факт остается фактом: мы «подписали договор» – взяли на себя исполнение Его законов (613!), приняли Тору. Кстати, и другим народам было предложено.
Если у вас есть ребенок, будете вы его любить, заботиться, ограждать от неприятностей больше, чем других детей? Избранность? Да. Теперь представьте, что приятель вашего сына набедокурил. Станете вы его наказывать? В крайнем случае – отчитаете. Своему же чаду за провинность выдадите по первое число. Тоже ведь избранность. Вам-то не все равно, что подумают о вашем ребенке и о вас. Получается, что не только у вас обязанности перед ним, но и он вас представляет и, волей-неволей обязан быть воспитанным.

Вот и мы, евреи, обязаны представлять перед народами Всевышнего – Его представление о том, что такое человек. Избранность? Да. Но с какой ответственностью!

Стоит ли завидовать такой избранности? Зависть вообще – двигатель истории, вернее, ее катаклизмов. Все войны и революции происходили оттого, что кому-то чего-то не хватало – любви, славы, благ… избранности.
В фильме «Фанатик» герой говорит: если вы хотите уничтожить евреев, полюбите их. Когда нас, евреев, любят, мы сливаемся в братской любви с народами и ассимилируемся. То есть, живем по их законам, забываем о своей тяжкой, но высокой миссии.
Вот на этот случай Всевышний и придумал антисемитизм. И все-таки, в любом народе находятся люди, к которым эта «хвороба» не пристает, или, осознав ее, они всю жизнь «выдавливают из себя раба». Что ж, эти люди порой лучше «избранного народа» являют миру Творение под названием «человек». Пожалуй, именно в этой «точке» и возникает конструктивный диалог между народами и их Творцом.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №93 > ИЗБРАННОСТЬ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 02:38:28
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Jewniverse - Yiddish Shtetl Jerusalem Anthologia