БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №93 > ВСЯ ПРАВДА О ШАБЕС-ГОЕ
В номере №93

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+9
Интересно, хорошо написано

ВСЯ ПРАВДА О ШАБЕС-ГОЕ
Сима КОРЕЦ(Израиль)

Ко мне обратились с просьбой написать статью. По замыслу редакции, она должна внести ясность в вопрос возможности пользоваться в Шабат работой, сделанной неевреем. Редактора в первую очередь волновал моральный аспект проблемы – в сущности, неудобно пользоваться услугами человека, допуская, чтобы он выполнял для тебя работу, которую твоя религия в этот день тебе самому выполнять запрещает.

Итак, заглянем в Талмудическую энциклопедию – источник, безусловно, авторитетный и пользующийся уважением и доверием представителей всех течений ортодоксального иудаизма.

Первым положением статьи о просьбах, с которыми собираются обратиться в Шабат к нееврею, является запрет. «Запрещено просить нееврея выполнить в Шабат работу, которую еврею нель­зя выполнять». Приводится мнение Мехильты (толкование муд­ре­цов Миш­ны), что данный запрет по своему статусу является заповедью Торы. Это мнение основывается на стихе «никакой работы не делайте в эти дни» (Ис­ход 12, 16).

Нельзя просить выполнить не только ту работу, которая запрещена Торой, но даже и ту, которую мудрецы запретили совершать в этот день. Запрещено перед Шабатом договариваться с неевреем, что он сделает для тебя какую-то запрещенную тебе самому работу, если ему самому в этот день ее делать не надо и он может выполнить ее для себя уже после окончания Шабата. Запрещено давать ему деньги до наступления Шабата и просить что-то купить в Шабат, но можно сказать – купи это для себя, а если тебе не понадобится, я после окончания Шабата у тебя куплю.
Но если ни Тора, ни мудрецы не запрещают совершать какое-то действие, а просто это не принято в силу обычая или необязательного устрожения, можно попросить нееврея помочь.

Запрещено не только прямо просить нееврея выполнить в Шабат работу, но и намекать или говорить такие вещи, из которых он может заключить, что его просят ее выполнить.

Но если намек сформулирован не как просьба, а как не обращенное ни к кому кон­кретно высказывание, например, что нагар на свече мешает читать или что свеча плохо горит, то его можно произнести при нееврее, и он, если догадается, может снять нагар со свечи.
В высказанной подобным способом просьбе нет нарушения запрета получать пользу от работы, произведенной кем-то в Шабат, потому что при свете коптящей свечи, несмотря на неу­доб­ство, все-таки можно читать. И можно после Шабата сказать нееврею: «Почему же ты не сделал такую-то вещь в Шабат?» – несмотря на то, что нееврей поймет: от него хотят, чтобы в следующий раз он это сделал.

Однако запрет касается только тех просьб к нееврею, с которыми еврей хочет обратиться ради себя. Сказать тому, что он может сделать работу для своих нужд или удобства, можно. По поводу права сказать нееврею в Шабат, «возьми мясо и свари себе еду» – есть разногласия. Некоторые не согласны разрешить это потому, что сам еврей варить мясо в Шабат не имеет права, поэтому он не может позволить выполнять работу, используя свои вещи. Согласно другим мнениям, сказать так можно, поскольку еврей ничего от этого не выигрывает.
Среди позднейших законоучителей нет также согласия в вопросе, позволено ли передать распоряжение сделать в Шабат какую-то работу нееврею через другого нееврея. Некоторые позволяют это, другие запрещают. Есть также мнение, что можно передать таким образом распоряжение до начала Шабата, а в Шабат запрещено.

За нарушение запрета просить нееврея сделать работу в Шабат еврею полагается наказание. Если он все-таки нарушил запрет и нееврей сделал для него какую-то работу, ее плодами еврею запрещено пользоваться. И даже если нееврей сделал работу по собственной инициативе, без просьбы, но ради еврея, ее плодами нельзя пользоваться. По облегчительному мнению, после того, как Шабат закончится, еврей должен выждать такое время, которое у него самого заняло бы выполнение этой работы, а потом можно воспользоваться ее результатом, а по другому мнению – ему запрещено воспользоваться плодами этой работы навсегда.

Заставлять гоя работать в субботу НЕЛЬЗЯ!!!
Хороший еврей хорошо готовится к субботе, и у него обычно нет потребности в шабес-гое.
Когда в средние века возник институт субботних гоев, им не платили. Гой работал на еврея в Шабат, а еврей на гоя – в другой день недели. Они составляли договор. Это, кстати, пример добрососедских отношений между евреями и христианами. Лишь в более позднее время стали платить, что, строго говоря, не правильно.
Есть конторы, где сидят субботние гои. Их наняли раввины и проиструктировали, что им можно, а что нельзя делать в Шабат.
Субботнего гоя никто не презирает. Наоборот, он – уважаемый человек в еврейском квартале. Раввины жмут ему руку. Он – «царевич и спаситель и могучий избавитель».
У моих родственников умер папа в Шабат, нужно было его в субботу готовить к похоронам. Это сделала русская жена одного из родственников. Она понимала, что совершает заповедь, и не чувствовала себя униженной.
Есть гои, которые работают в Шабат постоянно – обычно в больницах, на перевозке больных и пр. Но тут речь идет о спасении человеческих жизней. Они, конечно, на зар­плате. Но зарплата – не за субботу, а за весь месяц.
Анна Файн (Израиль)
В каких же случаях разрешено попросить нееврея помочь и сделать работу, которая еврею в Шабат запрещена? Это можно сделать ради исполнения заповеди; ради больного; ради животного, чтобы оно не страдало; во избежание убытка и ради покойного.
Но и тут позволено далеко не все. Например, можно ради исполнения заповеди обрезания, когда восьмой день жизни ребенка выпадает на Шабат, попросить нееврея принести горячей воды из одного дома в другой там, где нет «эрува»1, объединяющего владения, но по поводу того, можно ли попросить его разогреть воду, имеются разногласия.
Разрешение касается только работ, запрещенных мудрецами, но не связанных с нарушением заповедей из Торы. Имеются и другие тонкости закона, так что лучше всего, если мальчик родился в Шабат, заранее посоветоваться с раввином и выяснить, с какими просьбами можно обращаться к нееврею в день обрезания, а с какими – нет, и как их формулировать.

Ради больного, болезнь которого не является опасной для жизни (ради спасения жизни еврею можно делать самому), можно прибегать к помощи нееврея, и даже просить его выполнять работу, запрещаемую Торой. Больным мы называем человека, который из-за болезни не поднимается с постели. Если маленькому ребенку нечего есть, можно попросить нееврея сварить ему еду, поскольку потребности маленького ребенка сравнимы с потребностями больного. Ради легко больного или при сильной необходимости, или для человека, которому трудно обойтись без чего-то (на иврите это звучит как «чувствует себя несчастным, горюет»), можно просить одного нееврея через другого, так же, как разрешают ради исполнения заповеди.

Ради животного, которое мучается от избытка молока, можно попросить нееврея подоить его, несмотря на то, что дойка является работой, запрещаемой Торой.

Что можно делать ради избежания убытка? Если Шабат застал человека в дороге и у него в кармане кошелек, он может попросить нееврея нести его деньги до места, где он сможет их хранить. Если в Шабат случился пожар, запрещено просить нееврея тушить огонь, но можно сказать, ни к кому не обращаясь: «тот, кто потушит этот пожар, не будет в убытке». Если же поблизости не оказалось нееврея, можно его позвать, а если во время пожара могут пострадать святые книги, разрешено по­просить нееврея вынести их из дома на улицу там, где обычно в Шабат переносить вещи из владения во владение запрещено.

Ради покойного. Если из-за покойного в доме распространился неприятный запах, или если это вот-вот произойдет, что позорит и мертвого, и живых, можно попросить нееврея вынести тело на крыльцо, но на улицу выносить нель­зя, чтобы не проявить к покойному неуважения. Но просить нееврея похоронить умершего в Шабат запрещено по всем мнениям, поскольку неуважением к мертвому будет похоронить его, нарушив святость субботнего дня.

Итак, мы видим, что еврейский закон, насчитывающий тысячелетия, возникший во времена, когда понятия людей о гуманности и правах личности сильно отличались от современных, до сих пор не противоречит нашим представлениям о взаимной вежливости и добрососедских взаимоотношениях с последователями иных религий.

Недаром евреи, веками проживая среди других народов, исповедовавших самые разные религии, умудрялись не только преодолевать искусственно создаваемые для них неблагоприятные условия, но еще и находить в себе силы оставаться народом Кни­ги во всех смыслах.
Живя в самых отдаленных уголках земного шара, куда их забрасывали обстоятель­ства, еврейские общины умуд­ря­лись поддерживать высокие стандарты образованности и сохранять жизненный уклад, в котором духовности придавалось первоочередное значение, а удовлетворению материальных потребностей отводилась важная, но все-таки второстепенная роль.


1В Шабат запрещено переносить что-либо из частного владения в общественное, и наоборот (т.е. из дома/квартиры – на улицу, и соответ­ственно обратно). Один из видов эрува – это ограждение, которое превращает территорию в одно владение.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №93 > ВСЯ ПРАВДА О ШАБЕС-ГОЕ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2021-05-11 05:16:36
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Еврейский педсовет Всемирный клуб одесситов