Ко мне обратились с просьбой написать статью. По замыслу редакции, она должна внести ясность в вопрос возможности пользоваться в Шабат работой, сделанной неевреем. Редактора в первую очередь волновал моральный аспект проблемы – в сущности, неудобно пользоваться услугами человека, допуская, чтобы он выполнял для тебя работу, которую твоя религия в этот день тебе самому выполнять запрещает.
Итак, заглянем в Талмудическую энциклопедию – источник, безусловно, авторитетный и пользующийся уважением и доверием представителей всех течений ортодоксального иудаизма.
Первым положением статьи о просьбах, с которыми собираются обратиться в Шабат к нееврею, является запрет. «Запрещено просить нееврея выполнить в Шабат работу, которую еврею нельзя выполнять». Приводится мнение Мехильты (толкование мудрецов Мишны), что данный запрет по своему статусу является заповедью Торы. Это мнение основывается на стихе «никакой работы не делайте в эти дни» (Исход 12, 16).
Нельзя просить выполнить не только ту работу, которая запрещена Торой, но даже и ту, которую мудрецы запретили совершать в этот день. Запрещено перед Шабатом договариваться с неевреем, что он сделает для тебя какую-то запрещенную тебе самому работу, если ему самому в этот день ее делать не надо и он может выполнить ее для себя уже после окончания Шабата. Запрещено давать ему деньги до наступления Шабата и просить что-то купить в Шабат, но можно сказать – купи это для себя, а если тебе не понадобится, я после окончания Шабата у тебя куплю.
Но если ни Тора, ни мудрецы не запрещают совершать какое-то действие, а просто это не принято в силу обычая или необязательного устрожения, можно попросить нееврея помочь.
Запрещено не только прямо просить нееврея выполнить в Шабат работу, но и намекать или говорить такие вещи, из которых он может заключить, что его просят ее выполнить.
Но если намек сформулирован не как просьба, а как не обращенное ни к кому конкретно высказывание, например, что нагар на свече мешает читать или что свеча плохо горит, то его можно произнести при нееврее, и он, если догадается, может снять нагар со свечи.
В высказанной подобным способом просьбе нет нарушения запрета получать пользу от работы, произведенной кем-то в Шабат, потому что при свете коптящей свечи, несмотря на неудобство, все-таки можно читать. И можно после Шабата сказать нееврею: «Почему же ты не сделал такую-то вещь в Шабат?» – несмотря на то, что нееврей поймет: от него хотят, чтобы в следующий раз он это сделал.
Однако запрет касается только тех просьб к нееврею, с которыми еврей хочет обратиться ради себя. Сказать тому, что он может сделать работу для своих нужд или удобства, можно. По поводу права сказать нееврею в Шабат, «возьми мясо и свари себе еду» – есть разногласия. Некоторые не согласны разрешить это потому, что сам еврей варить мясо в Шабат не имеет права, поэтому он не может позволить выполнять работу, используя свои вещи. Согласно другим мнениям, сказать так можно, поскольку еврей ничего от этого не выигрывает.
Среди позднейших законоучителей нет также согласия в вопросе, позволено ли передать распоряжение сделать в Шабат какую-то работу нееврею через другого нееврея. Некоторые позволяют это, другие запрещают. Есть также мнение, что можно передать таким образом распоряжение до начала Шабата, а в Шабат запрещено.
За нарушение запрета просить нееврея сделать работу в Шабат еврею полагается наказание. Если он все-таки нарушил запрет и нееврей сделал для него какую-то работу, ее плодами еврею запрещено пользоваться. И даже если нееврей сделал работу по собственной инициативе, без просьбы, но ради еврея, ее плодами нельзя пользоваться. По облегчительному мнению, после того, как Шабат закончится, еврей должен выждать такое время, которое у него самого заняло бы выполнение этой работы, а потом можно воспользоваться ее результатом, а по другому мнению – ему запрещено воспользоваться плодами этой работы навсегда.
Ради больного, болезнь которого не является опасной для жизни (ради спасения жизни еврею можно делать самому), можно прибегать к помощи нееврея, и даже просить его выполнять работу, запрещаемую Торой. Больным мы называем человека, который из-за болезни не поднимается с постели. Если маленькому ребенку нечего есть, можно попросить нееврея сварить ему еду, поскольку потребности маленького ребенка сравнимы с потребностями больного. Ради легко больного или при сильной необходимости, или для человека, которому трудно обойтись без чего-то (на иврите это звучит как «чувствует себя несчастным, горюет»), можно просить одного нееврея через другого, так же, как разрешают ради исполнения заповеди.
Ради животного, которое мучается от избытка молока, можно попросить нееврея подоить его, несмотря на то, что дойка является работой, запрещаемой Торой.
Что можно делать ради избежания убытка? Если Шабат застал человека в дороге и у него в кармане кошелек, он может попросить нееврея нести его деньги до места, где он сможет их хранить. Если в Шабат случился пожар, запрещено просить нееврея тушить огонь, но можно сказать, ни к кому не обращаясь: «тот, кто потушит этот пожар, не будет в убытке». Если же поблизости не оказалось нееврея, можно его позвать, а если во время пожара могут пострадать святые книги, разрешено попросить нееврея вынести их из дома на улицу там, где обычно в Шабат переносить вещи из владения во владение запрещено.
Ради покойного. Если из-за покойного в доме распространился неприятный запах, или если это вот-вот произойдет, что позорит и мертвого, и живых, можно попросить нееврея вынести тело на крыльцо, но на улицу выносить нельзя, чтобы не проявить к покойному неуважения. Но просить нееврея похоронить умершего в Шабат запрещено по всем мнениям, поскольку неуважением к мертвому будет похоронить его, нарушив святость субботнего дня.
Итак, мы видим, что еврейский закон, насчитывающий тысячелетия, возникший во времена, когда понятия людей о гуманности и правах личности сильно отличались от современных, до сих пор не противоречит нашим представлениям о взаимной вежливости и добрососедских взаимоотношениях с последователями иных религий.
Недаром евреи, веками проживая среди других народов, исповедовавших самые разные религии, умудрялись не только преодолевать искусственно создаваемые для них неблагоприятные условия, но еще и находить в себе силы оставаться народом Книги во всех смыслах.
Живя в самых отдаленных уголках земного шара, куда их забрасывали обстоятельства, еврейские общины умудрялись поддерживать высокие стандарты образованности и сохранять жизненный уклад, в котором духовности придавалось первоочередное значение, а удовлетворению материальных потребностей отводилась важная, но все-таки второстепенная роль.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.