Человека, которого прозвали «гений из Вильно» или Виленский Гаон*, сопровождает шлейф историй, и где в них правда, а где вымысел, трудно сказать – а впрочем, и не нужно.
Родился Элияѓу бен Шломо Залман в 1720 г., в первый день праздника Песах, в местечке Сельцы неподалеку от Гродно. И говорят, что в 5 или 6 лет (или даже в 3 года, но это уж совсем невероятно) он стал глубоким знатоком Пятикнижия, почти весь текст выучил наизусть. А когда он в 7 лет в главной синагоге Вильно произнес речь о Талмуде, раввин города подумал, что кто-то дал выучить мальчику готовый текст, и решил побеседовать с ним. Оказалось, Элияѓу до тонкостей понимал предмет своей речи.
Верится во все это с трудом, но, с другой стороны, ничего удивительного: среди предков Элияѓу были знаменитые виленские раввины – р. Моше Ривкес, автор комментариев к «Шульхан Аруху», и р. Моше Кремер.
Вопреки устоявшемуся порядку, он учился самостоятельно. Только в 1727 г. некоторое время занимался с р. Моше Маргалиотом из Кейдан, автором комментария к Иерусалимскому Талмуду.
Элияѓу разбирался не только в Писании и Мишне, Талмуде, законодательных кодексах и основных сборниках респонсов, но также изучал светские науки – математику, астрономию и другие. Интересовался каббалой, читал Зоѓар и сочинения р. Хаима Виталя. Юный вундеркинд пытался даже, подобно Маѓаралю из Праги, создать Голема, но что-то не вышло… Во всяком случае, так передает ученик Гаона – Хаим Воложинер, которому учитель рассказывал о своей жизни.
В 18 лет он женился, поселился в Кейданах и, благодаря заботам тестя, мог целиком отдаться занятиям.
Тем временем к нему стали все чаще обращаться за разрешением сложных галахических вопросов. То ли пытаясь укрыться от мирской славы, то ли по обычаю, р. Элияѓу отправился в странствия по Европе. Однако это только прибавило ему известности в еврейском мире. В частности, рабби И. Эйбеншюц в своем споре с рабби Я. Эмденом апеллировал к авторитету Элияѓу бен Шломо Залмана, «слава которого велика в Польше, Берлине, Лиссе и во всех местах, где он странствовал».
В Гамбурге все евреи города собрались посмотреть на знаменитого мудреца. Бейт-мидраш, где находился р. Элияѓу, наполнился до предела, пришлось поставить железные ограждения, защищавшие почетного гостя от любопытных.
В 1745 г. он поселился в Вильно. От поста раввина решительно отказался, посвятив жизнь изучению Талмуда и раввинистической литературы.
Говорят, что мудрец стремился использовать каждое мгновение с исключительной полнотой. Обычно он дремал три раза по полчаса ночью и еще полчаса днем, утром съедал кусок хлеба размером «в две маслины», запивая его водой, такая же трапеза повторялась вечером – все остальное время было посвящено изучению Торы и углубленной молитве. Если ему приходилось отвлечься, он записывал в блокнот, в какой день и на сколько оторвался от занятий. В канун Йом Кипура, оценивая прожитый год, он подсчитывал все утерянные минуты и каялся «в грехе пренебрежительного отношения к изучению Торы». По свидетельству близких, утерянные за год минуты в сумме составляли не больше трех часов.
Стремясь предоставить Гаону возможность спокойно изучать Тору и обучать других, руководство виленской общины определило ему еженедельное пособие. Однако служка, которому поручили передавать деньги Гаону, присваивал их себе. Р. Элияѓу, семья которого в течение многих лет страдала от голода, не жаловался на служку, боясь его опозорить. Об этом стало известно только из признания самого служки.
Около 1749 г. он познакомился с Гер-Цедеком, польским аристократом из рода Потоцких, перешедшим в иудаизм. Когда его схватили и поместили в крепость, Гаон всерьез предлагал освободить его при помощи практической каббалы, однако Гер-Цедек предпочел выполнить заповедь кидуш Ашем – освятить Имя Всевышнего своей смертью, и был сожжен на рыночной площади Вильно...
К 1760-м гг. «гений из Вильно» стал бесспорным духовным лидером, читал лекции ученым-талмудистам и часто повторял слова из Талмуда: «Я многому научился от своих учителей, еще больше – от друзей, однако ученики научили меня большему, чем все друзья и учителя вместе взятые».
Многие его ученики – уже упомянутый Хаим из Воложина, Симха Бунем, Мендл из Шклова и другие – записывали его высказывания и толкования. Сам учитель редко записывал свои мысли. В основном, он делал пометки на полях книг. Но практически нет вопроса, касающегося иудаизма, на который Элияѓу бен Шломо Залман не ответил трудами, заметками или комментариями. Ему приписывают авторство свыше 70 сочинений (более 50 изданы посмертно), в том числе комментарииев к Торе, Талмуду, Зоѓару и «Шульхан Аруху». Мудрец не боялся объявлять ошибочными даже высказывания Талмуда, если они противоречили другим его частям, – а его энциклопедическая память позволяла обнаружить немало таких мест.
Виленский Гаон резко осудил зарождавшееся хасидское движение. С его точки зрения, это было новое лжемессианство, которое несло угрозу иудаизму, поощряло невежество и создавало раскол. Хасидский мистицизм Гаон счел профанацией каббалы.
Гаон отказался встретиться с делегацией хасидских лидеров. В 1772 г. был объявлен «великий херем» – все последователи хасидизма отлучались от еврейской общины. Текст херема с подписью Гаона был разослан по общинам Европы. Гаон возглавил лагерь миснагдим (противников хасидизма), и это частично остановило развитие хасидизма в Литве.
После смерти Гаона в Вильно распространились ложные слухи, что местные хасиды танцуют от радости, и конфликт разгорелся с новой силой.
В 1783 г. Гаон решил уехать в Эрец Исраэль и затем вызвать туда семью. С дороги он написал домой нечто вроде духовного завещания. Он советовал жене и дочерям поменьше посещать синагогу и молиться дома, чтобы избежать пустой болтовни и зависти. По неизвестным причинам с середины дороги он вернулся в Вильно.
Сохранилось предание, что, когда Гаон уже плыл на корабле в сторону Земли Израиля, у него из рук упала книга Торы и открылась на стихе: «Не перейдешь, ты этого Иордана». Такими словами Всевышний известил Моше, что ему не суждено войти в обетованную землю. Позже мудрец объяснил своему сыну: «С Небес не дали мне разрешение».
Гаон умер в 1797 г. в Вильно, в праздник Суккот. Перед смертью, собрав последние силы, он успел с великой радостью выполнить нетилат лулав, благословив четыре вида растений.
Спустя 10 лет после смерти учителя большая группа его учеников переехала в Святую Землю. Они составили общину «прушим», которая сыграла важную роль в заселении Страны Израиля. В Иерусалиме и в Цфате сохранилось несколько синагог, где молятся по обычаям, установленным Виленским Гаоном.
*Гаон – духовный лидер, высший авторитет в толковании Талмуда и решении галахических вопросов.
Вы не можете удалить эту картинку |
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.