Феномен еврейско-литовской истории воплощен в легенде о том, как в 1586 г. Шауль Валь (Каценелленбоген) был избран на одну ночь королем Речи Посполитой (см. МТ №41).
Исторически факт этот весьма сомнителен, но легенда отражает тогдашнюю силу и влиятельность литовских евреев.
Литовская еврейская община, как и следовало ожидать от одной из славнейших общин, дала миру многих выдающихся деятелей науки и культуры: скульпторы Жак Липшиц, Марк Антокольский, Борис Шац, художники Исаак Левитан, Хаим Сутин, физик Герман Минковский, публицист Моше-Лейб Лилиенблюм, писатели Александра Бруштейн, Ромен Гари, лингвист и основоположник современного иврита Элиезер бен-Иеѓуда. В Литве Авраам Мапу написал и выпустил в свет «Любовь к Сиону» – первую книгу на современном иврите. В родном Вильно всю жизнь трудился известный общественный деятель и публицист, доктор Цемах Шабад (прототип Доктора Айболита).
Трагедии литовского еврейства посвящены пронзительные работы Самуэля Бака, художника, прошедшего ребенком гетто и концлагерь.
Литовские корни есть у писателя Джерома Сэлинджера, актера Саши Барона Коэна, израильского политика Эхуда Барака, канадского поэта и певца Леонарда Коэна, американской певицы Пинк, актрисы Скарлетт Йохансон и многих других. В основном, это те литваки или потомки тех, кто покинул Литву до того, как она стала юденфрай. Этих имен могло быть в тысячи раз больше. Сегодня литовская еврейская община насчитывает 5000 человек.
*
Первая литовская еврейская типография по-явилась в конце 18 в. в Гродно. Основателем дела стал Барух бен Реувен РОММ (1750-1803), выходец из Галиции. В 1799 г. Барух перевел дело в Вильно. В 1806 г. его сын объединил капитал с владельцами еврейских типографий Вильно и Гродно. Образовавшийся союз издателей выпустил в свет Тору (1830) и начал издание Вавилонского Талмуда. При этом виленско-гродненские издатели вступили в конкуренцию со славутским издателем Моше Шапиро, выпустившим к тому времени три отличных издания Талмуда. Обращение сторон к раввинскому суду ни к чему не привело.
Смерть типографского рабочего (тело обнаружили на чердаке славутской типографии) позволила недоброжелателям обвинить владельца печатни и его сыновей в убийстве (М. Шапиро умер в тюрьме). Вскоре после суда было издано положение российского кабинета министров от 27 октября 1836 г. о закрытии «для облегчения надзора» всех еврейских типографий, кроме двух – киевской и виленской.
В Вильно разрешенной еврейской типографией оказалась печатня Абрама Дворжеца, но к маю 1837 г. Менахему Ромму с компаньонами удалось вытеснить и этого конкурента.
В 1854 г. было завершено издание Талмуда. Однако дела типографии основательно пошатнулись, и хасидская молва сочла это Б-жьим наказанием за недобросовестную конкуренцию с домом Шапиро.
С 1863 года типография носила название «Типография вдовы и братьев Ромм». Издательство выпускало раввинистическую литературу, литературу Хаскалы, светские произведения – сочинения И. Б. Левинзона, А. Мапу, Шомера и др. Здесь в 1860-80 гг. печатался первый в Российской империи журнал на иврите «Га-Кармел».
В 1910 г. издательство купил барон Д. Гинцбург, а после его смерти в том же году предприятие приобрели Н. Гордон и Х. Кохен.
Фирма Роммов просуществовала до 1940 г., а потом была «национализирована». (ЭЕЭ)
*
Единственная в своем роде вегетарианская поваренная книга еврейской кухни, вышедшая в Вильно в 1938 г., была переиздана спустя 77 лет, благодаря двум студенткам, которые увидели ее в центре YIVO.
Фаня ЛЕВАНДО родилась в 1887 г. в городке Влоцлавек, в семье рыбака Хаима Эфраима Фишлевича и его жены Эстер-Малки. У них было шестеро детей. В 1901 г. семья эмигрировала в Англию, но Фаня осталась в Польше.Вышла замуж за Лазаря Левандо из Белоруссии и в 1920-х
переехала вместе с ним в Вильно, где они открыли ресторан вегетарианской еврейской кухни на улице Немеска, 14. Многочисленные теплые записи в книге отзывов говорят о том, что это заведение – довольно дорогое – пользовалось популярностью у интеллектуальной и творческой элиты. Среди посетителей были Марк Шагал и Ицик Мангер.
Помимо ресторана, Фаня основала диетологическую школу, выступала с лекциями и даже работала шеф-поваром на океанском лайнере.
В 1938 г. Фаня Левандо издала книгу «Сборник вегетарианских диетических рецептов: 400 блюд, приготовленных исключительно из овощей». В предисловии она писала: «С профилактической точки зрения (чтобы уберечь себя и свою семью от различных желудочных расстройств и других хворей), нам нужно избегать мясного как минимум три дня в неделю. Но мы, евреи, считаем воздержание от употребления мясных продуктов испытанием, символом скорби (как в случае девяти дней поста в память о разрушении Храма)».
В этой книге можно найти рецепты обычных еврейских блюд – кугель, блины, компот, борщ, – и множество оригинальных рецептов: фалафель, иерусалимский суп из артишоков, фриттата, пудинги, даже вегетарианский аналог шницеля...
В начале Второй мировой войны Фаня и ее муж исчезли. Их дальнейшая судьба неизвестна.
Барбара Мазур и Венди Ваксман обнаружили книгу в YIVO, где у них проходили занятия. Они увлеклись идеей переиздать ее – всячески рекламировали, собрали средства и убедили переводчицу с идиша Еву Йохновитц перевести ее на английский язык. Им удалось передать копию текста автору кулинарных книг Джоан Натан.
«Виленская вегетарианская поваренная книга» была переиздана в мае 2015 г. издательством Shocken Books, с предисловием Дж. Натан. Кроме оригинального текста и иллюстраций, в ней содержатся избранные записи из гостевой книги ресторана Фани Левандо.
Мазур и Ваксман, совсем не вегетарианки, сами опробовали несколько рецептов. «Шницель, который Левандо готовила в 1938 г. из овощей, очень напоминает сегодняшние веганские бургеры, – утверждает Ваксман. – Мне также было интересно увидеть, как будет смотреться одно из главных мясных блюд еврейской кухни – чолнт – в вегетарианской версии. …А когда смотришь на список фрешей, которые она предлагает приготовить, то чувствуешь себя просто в каком-то джус-баре в Тель-Авиве. Несомненно, она опережала свое время». (jewishnews.com.ua, culture.pl)
*
Эммануэль ЛЕВИНАС (Левин, 1905-1995) – яркий представитель «философии диалога».
Родился он в Ковно (Каунас), в семье владельца книжного магазина Иехиела Левина и его жены Двойры Гурвич. Получил еврейское воспитание, с детства изучал иврит.
В 17 лет Эммануэль уехал во Францию. Он получил философское образование в университетах Страсбурга и Фрейбурга, посещал семинары Гуссерля и Хайдеггера. Также на него оказали влияние идеи Бубера и Розенцвейга.
В 1932 г. Эммануэль женился на Раисе Леви, которую знал с раннего детства. У них родилось двое детей. Молодой ученый защитил докторскую диссертацию, много публиковался. Преподавал в Париже, в школе для еврейских студентов – Ecole Normale Israelite Orientale (а после войны был ее директором).
В 1941 г. он был мобилизован, попал в плен и почти всю войну провел в лагере для офицеров в Германии. Его родители погибли в Литве. Жена и маленькая дочь укрывались в Париже.
Философ сожалел о своей увлеченности Хайдеггером, примирившегося с нацизмом. В комментариях к дискуссии о прощении в Талмуде Левинас писал: «Можно простить многих немцев, но есть много немцев, которых трудно простить. Трудно простить Хайдеггера». (lechaim.ru)
Собственная философия Левинаса начала складываться после Второй мировой войны. Ученый выпустил вторую книгу (написанную в плену) – «От существования к существующему». Он выступал с лекциями и изучал Талмуд под руководством выдающегося учителя Шушани.
С 1957 г. Левинас регулярно участвовал в конференциях франкоговорящих еврейских интеллектуалов, на которых давал урок Талмуда. Эти уроки позднее были собраны в книгах («Четыре талмудических прочтения» и др.). Французская «Либерасьон» однажды назвала его человеком четырех культур: еврейской, русской, немецкой и французской.
В 1973 г. философ получил должность в Сорбонне, где после выхода на пенсию остался почетным профессором.
Эммануэль Левинас умер в Париже. Надгробную речь произнес Жак Деррида.
Левинас был убежден, что философия – это, прежде всего, мудрость сострадания и любви. Он разрабатывал концепцию подлинных отношений, которые преобразовали бы общение и культуру в целом. Он «предложил учение, согласно которому отправной точкой становится персональная этическая ответственность перед другими людьми. …Этика Левинаса – этика свидетеля переломного столетия в истории человечества, века Освенцима и ГУЛАГа». (lechaim.ru) Всемирный еврейский конгресс провозгласил его философом, который «никогда не прекращал своих поисков всемирной нравственности и морали после Холокоста». Его идеи оказали влияние на несколько поколений французских философов.
Мария РОЛЬНИКАЙТЕ, или Маша Рольник, которая умерла весной нынешнего года в Санкт-Петербурге, – человек уникальный. Она вышла живой из вильнюсского гетто и двух фашистских концлагерей, где погибли ее мать, сестра и брат. Она не просто выживала, а писала стихи на идиш и вела дневник – ежедневное свидетельство преступлений фашизма – единственно доступным способом: запоминая наизусть. Иногда писала на каких-то клочках, на бумаге от цементных мешков.
Потом ей пришлось приложить немалые усилия, чтобы дневник этот был напечатан в советской интернациональной стране.
Закончилась война, и началась борьба с «космополитами» – «Как будто не было шести миллионов людей, расстрелянных и задушенных в газовых камерах! В мире все оставалось по-прежнему…»
Книга «Я должна рассказать» первоначально была опубликована на литовском языке в 1963 г., а затем в авторском переводе был издана на идиш и русском (журнал «Звезда», 1965), а позднее – на 18 других языках.
Мария Рольникайте еще долго боролась с фантомами пережитого: никогда не садилась спиной к двери, сходила с тротуара, спохватившись: «Нам же, евреям, можно только по проезжей части!»; однажды, проснувшись ночью в гостинице города Эрфурта, куда была приглашена на презентацию своей книги, испугалась, что она опять за стенами гетто…
«Мне как-то сказали: ”Ну почему вы все пишете о грустном, Мария Григорьевна? Пишите о любви!“ У меня ком встал в горле».
Она была мужественным борцом со всеми формами фашизма, не устающими плодиться едва ли не по всему свету.
«Ведь сколько ни утекло воды со времен, о которых я рассказываю, а люди не стали друг друга больше любить. Возьмите отношение к гастарбайтерам, возьмите братские народы русских и украинцев! Везде, то вспыхивая, то стихая, бушует вражда. …Я не знаю, откуда берется эта желчь. Но я должна рассказать! Иначе надо – повеситься».
Мария Рольникайте также написала несколько военных повестей и две книги мемуаров – «И все это правда» и «Наедине с памятью».
Из воспоминаний современника, А. Френкеля: «… постепенно я увидел, что “строгая” Маша – очень веселый, ироничный и смешливый человек, да к тому же певица с бесконечным репертуаром еврейских песен …Она еще в юности записывала ругательства и проклятия еврейских торговок на виленских рынках. Маша очень ценила свой дар “носителя фольклора” и то и дело, ввернув очередную идиому или шутку на идише, спрашивала: “А это выражение вы знаете? А это вы слышали?”
Ей все время казалось: она сделала слишком мало для того, чтобы “люди знали”. …Позволю себе утверждать от лица всех, кто прочитал ее книги еще в юности, пришедшейся на глухие застойные годы, и для кого эти книги стали потрясением: она смогла рассказать». (narodknigi.ru,aif.ru, jewish.ru)
*
Величайший скрипач 20 в. Яша (Иосиф) ХЕЙФЕЦ (1901-1987) родился в Вильнюсе, в семье преподавателя музыки, клезмера Рувина Хейфеца и Хаи Шарфштейн. Первым учителем музыки у него был отец. С 4-х лет Яша стал учиться в музыкальной школе у Э. Малкина. Первый концерт состоялся в 1908 г. в Вильнюсе.
В 1910 г. мальчик поступил в Петербургскую консерваторию. Его учителем стал выдающийся педагог Леопольд Ауэр. Из-за черты оседлости родители Яши не могли жить с ним в столице. Но Ауэр нашел выход: он принял 40-летнего отца Яши студентом в свой класс (на студентов действие этого закона не распространялось).
В 1913 г. прошли триумфальные гастроли юного скрипача в Германии, Чехии и Норвегии, состоялись концерты в родном Вильнюсе. По свидетельству современников, это была игра зрелого мастера, овладевшего виртуозной техникой.
Весной 1916 г. Хейфец окончил консерваторию. Он не проявил блестящих знаний, но директор консерватории решил, что «этому мальчику нельзя не дать диплом».
В 1917 г. Хейфец отправился в Америку. Уже первый концерт в Карнеги-холл принес ему грандиозный успех. В 1925 г. музыкант получил американское гражданство. Он много концертировал по Европе, однажды посетил Россию.
В 1953 г., в Израиле, музыкант включил в программу Скрипичную сонату Штрауса. В то время многие израильтяне считали Штрауса нацистским композитором, и произведения его и Вагнера были неофициально запрещены. Несмотря на просьбу правительства Израиля изменить программу, Хейфец заявил: «Музыка выше этих факторов». Публика встречала сонату Штрауса гробовым молчанием. Хейфец получил несколько писем с угрозами, но стоял на своем. Однажды на него совершили нападение, и последний концерт пришлось отменить, поскольку у музыканта была повреждена правая рука. Хейфец не возвращался в Израиль до 1970 года.
Яша Хейфец играл на скрипке Гварнери 1742 г., ранее принадлежавшей П. Сарасате. Играя, он почти никогда не смотрел в зрительный зал, а скрипку держал необычайно нежно. Он не разыгрывался перед выступлением. В его активе был практически весь скрипичный репертуар, а технические возможности позволяли ему исполнять, например, концерт Мендельсона в таком темпе, что оркестр не поспевал за ним. (jewish.ru) «Непревзойденная техника, чарующая красота звука и величавость сценической позы и жеста производили незабываемое впечатление на слушателей. Под маской невозмутимости скрывалась страстная и романтическая натура».
С 1959 г. Хейфец преподавал в Калифорнийском университете. Его ученики Э. Фридман и Э. Фодор стали лауреатами Международного конкурса имени Чайковского в Москве. Несколько лет Хейфец давал частные уроки в своем доме в Беверли-Хиллз. Говорят, что преподаватель, будучи приверженцем железной дисциплины, распоряжался запирать ворота своего дома к началу урока, чтобы проучить опоздавших студентов.
С 2001 г. в Вильнюсе проводится Международный конкурс скрипачей имени Яши Хейфеца.
Музыкальная критика единодушно признала исполнительское мастерство Хейфеца уникальным явлением искусства 20 века. Бернард Шоу сказал о его игре: она «опровергает аксиому, что в этом мире нет ничего совершенного». (eleven.co.il)
*
Филип ГЛАСС (р. 1937) – «создатель музыки, которую по праву можно назвать голосом планеты Земля ХХ века». (epochtimes.com.ua)
Филип родился в Балтиморе, в семье литовского происхождения. Отец владел музыкальным магазином. Среди самых ранних музыкальных впечатлений Филипа – Струнный квартет Бетховена и фортепианное трио Шуберта. Он учился игре на флейте на подготовительном курсе консерватории Пибоди. В 15 лет поступил на ускоренный курс Чикагского университета, где изучал математику и философию. В Чикаго Филип познакомился с музыкой и теорией австрийского композитора Веберна, ученика Шенберга.
Гласс поступил в музыкальную школу Джульярд на класс фортепиано, где в 1959 г. получил престижную премию BMI для молодых композиторов. В 1964 г. он получил Фулбрайтовскую стипендию и уехал в Париж, где учился композиции у знаменитой Нади Буланже. В Париже Гласс писал музыку к фильмам и спектаклям и познакомился с индийским композитором Рави Шанкаром, значительно повлиявшим на его творчество. В 1966 г. Филип отправился путешествовать по Индии. В 1968 г. он основал группу Philip Glass Ensemble.
Композитор приобрел мировую популярность в 1983 г. после создания саундтрека к первому фильму трилогии американского режиссера Годфри Реджио «Каци». Реджио – создатель экспериментальных документальных фильмов об одной из главных проблем современности – победе технологии и гибели духовности. Саундтрек Гласса стал не фоном к фильму, а действующим лицом.
Мелодика Гласса минималистична, но композитор отрицает свою причастность к минимализму. Он считает себя композитором-классицистом, глубоко изучившим творчество Шуберта, Баха и Моцарта. Известны его оперы об исторических фигурах – «Эхнатон», «Сатьяграху» (о Махатме Ганди), «Эйнштейн на пляже». Композитора вдохновляет мысль о том, что добрая воля выше насилия.
Гласс написал музыку к таким фильмам, как «Кундун», «Шоу Трумэна», «Часы», «Кэндимен», «Иллюзионист» и др. Также он автор музыки для церемонии открытия Олимпийских игр 1984 г. в Лос-Анджелесе.
Филип Гласс создал 85 музыкальных произведений в самых разных жанрах, сыграл как актер, в том числе и самого себя, в 23 фильмах, написал сценарий к фильму «Сатьяграху». В 2007 г. вышел документальный фильм Скотта Хикса «Гласс: Портрет Филипа в двенадцати частях».
На вопрос: «Какую музыку должен услышать каждый человек?» – композитор ответил: «Музыку собственного сердца». (epochtimes.ru)
*
Боб ДИЛАН (Роберт Аллен Циммерман, р. 1941) – автор-исполнитель, художник, писатель и киноактер, – культовая фигура в рок-музыке на протяжении полувека. По опросу журнала Rolling Stone, является вторым (после «Битлз») по значимости исполнителем в истории музыки.
Роберт родился в Дулуте (Миннесота) в семье мелкого торговца Абрахама Циммермана и Беатрис Стоун. Его дедушка и бабушка по линии отца, Зигман и Анна Циммерман, уехали в США из Одессы в связи с еврейскими погромами 1905 года. Предки по материнской линии – Беньямин и Либба Эдельштейн, литовские евреи, – эмигрировали в 1902 году.
Музыкой Роберт увлекся с ранних лет. После окончания школы поступил в Университет Миннесоты. В свободное время он успешно выступал в студенческих кафе и барах. Окончательно решив стать музыкантом, он взял имя Боб Дилан. В начале 60-х Дилан переехал в Нью-Йорк и выпустил первую пластинку.
Популярность Дилан получил благодаря второму альбому «The Free wheelin' Bob Dylan», в который вошли «протестные» песни и композиций с политическим подтекстом. Альбом стал поворотным в истории фолка, оказал влияние на многих музыкантов и получил «платиновый» статус.
Утверждают, что Боб Дилан был первым, кто начал в текстах излагать суть не прямо, а с помощью сложных образов.
Постепенно Дилан переходил от фолка к рок-н-роллу. 1960-е гг. стали пиком его популярности. Он создал три альбома, объединенные в трилогию, которая стала заметным явлением в американской рок-культуре.
В 1966 г. музыкант попал в аварию и на время прекратил гастрольную деятельность. Несколько лет он переживал серьезный творческий кризис.
В 1974 г. Боб Дилан вернулся на рок-сцену. Он записал новый альбом «Planet Waves», в поддержку которого вместе с «The Band» отправился в длительный тур по Америке, ставший самым коммерчески успешным в истории рок-музыки.
Через год на волне успеха и триумфа Дилан отправился в новый концертный тур, который завершился концертом в Сан-Франциско 25 ноября 1976 года. Этому событию Мартин Скорсезе посвятил известный документальный фильм «Последний вальс».
Боб Дилан продолжает давать сольные концерты и выпускать альбомы. Его музыка все еще пользуется успехом. Так, в 1998 г. альбом «Time Out of Mind» удостоился трех премий «Грэмми», а вышедший в 2006 г. «Modern Times» был назван лучшим диском года.
Кроме музыкальных наград, Дилан является обладателем Пулитцеровской премии по литературе и «Оскара» за песню к фильму «Вундеркинды». (peoples.ru)
*
В 2012 г. немой черно-белый художественный фильм «Артист» получил 5 «Оскаров»: в номинациях «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая мужская роль», «Лучший дизайн костюмов» и «Лучшая музыка к фильму». Режиссер фильма – Мишель Хазанавичус.
Его супруга Беренис Бежо (мать годовалой Глории и 3-летнего Люсьена), сыгравшая в фильме, «Оскара» не получила, однако недавно ей была вручена главная кинопремия Франции – «Сезар».
Двукратный лауреат премий BAFTA, «Сезар» и лауреат премии «Оскар», Мишель Хазанавичус родился в 1967 г. в Париже, в семье еврейских эмигрантов из Литвы.
В 1988 г. Хазанавичус начал карьеру, сочиняя скетчи для популярного телеканала. Снимал рекламные ролики для известных торговых марок, а в 1997 г. снял свою первую короткометражку. В полнометражную ленту «Мои друзья» Мишель пригласил своего старшего брата Сержа Хазанавичуса.
В 2006 г. Хазанавичус снял фильм-пародию на бондиану «Агент 117: Каир, гнездо шпионов». Секретный агент по заданию французских властей отправляется в Каир, совершенно не представляя себе ни традиций, ни культуры страны, и начинает с того, что убивает муэдзина, потому что тот мешал ему спать, созывая мусульман на утреннюю молитву… «Агент 117» стал одним из самых кассовых фильмов в истории кинематографа Франции.
Известно, что следующий фильм Мишеля Хазанавичуса будет о Чечне, а главную роль исполнит Беренис Бежо. (newsru.co.il)
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.