БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №143 > ЭЛИЯЃУ ИЗ ВИЛЬНО
В номере №143

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

ЭЛИЯЃУ ИЗ ВИЛЬНО
Ольга КСЕНДЗЮК

Человека, которого прозвали «гений из Вильно» или Виленский Гаон*, сопровождает шлейф историй, и где в них правда, а где вымысел, трудно сказать – а впрочем, и не нужно.

ИзменитьУбрать
(0)

Родился Элияѓу бен Шломо Залман в 1720 г., в первый день праздника Песах, в местечке Сельцы неподалеку от Гродно. И говорят, что в 5 или 6 лет (или даже в 3 года, но это уж совсем невероятно) он стал глубоким знатоком Пятикнижия, почти весь текст вы­учил наизусть. А когда он в 7 лет в главной синагоге Вильно произнес речь о Талмуде, раввин города подумал, что кто-то дал выучить мальчику готовый текст, и решил побеседовать с ним. Оказалось, Элияѓу до тонкостей понимал предмет своей речи.

Верится во все это с трудом, но, с другой стороны, ничего удивительного: среди предков Элияѓу были знаменитые виленские раввины – р. Моше Ривкес, автор комментариев к «Шульхан Аруху», и р. Моше Кремер.

Вопреки устоявшемуся порядку, он учился самостоятельно. Только в 1727 г. некоторое время занимался с р. Моше Маргалиотом из Кейдан, автором комментария к Иерусалимскому Талмуду.

Элияѓу разбирался не только в Писании и Мишне, Талмуде, законодательных кодексах и основных сборниках респонсов, но также изучал­ светские науки – математику, астрономию и другие. Интересовался каббалой, читал Зоѓар и сочинения р. Хаима Виталя. Юный вундеркинд пытался даже, подобно Маѓаралю из Праги, создать Голема, но что-то не вышло… Во всяком случае, так передает ученик Гаона – Хаим Воложинер, которому учитель рассказывал о своей жизни.

В 18 лет он женился, поселился в Кейданах и, благодаря заботам тестя, мог целиком отдаться занятиям.

Виленский Гаон занимался по 18 часов в сутки. Один из учеников спросил, зачем это нужно, если учитель уже выучил все еврейские тексты наизусть. Ответом было: «Если Виленский Гаон изучает Тору по 18 часов в день, то раввины Польши будут изучать ее по 10 часов. Если раввины Польши будут работать по 10 часов в день, то в более просвещенной Германии раввины будут заниматься по 6 часов, а в Англии – по 2 часа, и тогда евреи Англии будут хотя бы соблюдать Субботу. Но если Виленский Гаон будет работать только 10 часов в сутки, то раввины Польши – 6, а Германии – только два, а Англии – полчаса. А если раввины Англии станут изучать Тору только полчаса в день, так что же тогда будет с соблюдением Субботы английскими евреями?!» (И. Телушкин)

Тем временем к нему стали все чаще обращаться за разрешением сложных галахических вопросов. То ли пытаясь укрыться от мирской славы, то ли по обычаю, р. Элияѓу отправился в странствия по Европе. Однако это только прибавило ему известности в еврейском мире. В частности, рабби И. Эйбеншюц в своем споре с рабби Я. Эмденом апеллировал к авторитету Элияѓу бен Шломо Залмана, «слава которого велика в Польше, Берлине, Лиссе и во всех местах, где он странствовал».

В Гамбурге все евреи города собрались посмотреть на знаменитого мудреца. Бейт-мидраш, где находился р. Элияѓу, наполнился до предела, пришлось поставить железные ограждения, защищавшие почетного гостя от любопытных.

В 1745 г. он поселился в Вильно. От поста раввина решительно отказался, посвятив жизнь изучению Талмуда и раввинистической литературы.

Говорят, что мудрец стремился использовать каждое мгновение с исключительной полнотой. Обычно он дремал три раза по полчаса ночью и еще полчаса днем, утром съедал кусок хлеба размером «в две маслины», запивая его водой, такая же трапеза повторялась вечером – все остальное время было посвящено изучению Торы и углубленной молитве. Если ему приходилось отвлечься, он записывал в блокнот, в какой день и на сколько оторвался от занятий. В канун Йом Кипура, оценивая прожитый год, он подсчитывал все утерянные минуты и каялся «в грехе пренебрежительного отношения к изучению Торы». По свидетельству близких, утерянные за год минуты в сумме составляли не больше трех часов.

Стремясь предоставить Гаону возможность спокойно изучать Тору и обучать других, руководство виленской общины определило ему еженедельное пособие. Однако служка, которому поручили передавать деньги Гаону, присваивал их себе. Р. Элияѓу, семья которого в течение многих лет страдала от голода, не жаловался на служку, боясь его опозорить. Об этом стало известно только из признания самого служки.

1 августа 1794 г., во время сражения за Вильно между наступающими русскими войсками и польскими легионерами, вся еврейская община города собралась в Большой синагоге для молитвы. Р. Элияѓу поднялся к Арон ѓа-Кодеш и широко открыл его. В этот момент раздался рев приближающегося пушечного ядра. Вся община в ужасе замерла, а Гаон во весь голос закричал: «Батель! Батель!» («Отмени! Отмени!»). Взрыва не последовало. Позже неразорвавшийся снаряд был обнаружен на крыше синагоги.

Около 1749 г. он познакомился с Гер-Цедеком, польским аристократом из рода Потоцких, перешедшим в иудаизм. Когда его схватили и поместили в крепость, Гаон всерьез предлагал освободить его при помощи практической каббалы, однако Гер-Цедек предпочел выполнить заповедь кидуш Ашем – освятить Имя Всевышнего своей смертью, и был сожжен на рыночной площади Вильно...

К 1760-м гг. «гений из Вильно» стал бесспорным духовным лидером, читал лекции ученым­-талмудистам и часто повторял слова из Талмуда: «Я многому научился от своих учителей, еще больше – от друзей, однако ученики научили меня большему, чем все друзья и учителя вместе взятые».

Многие его ученики – уже упомянутый Хаим из Воложина, Симха Бунем, Мендл из Шклова и другие – записывали его высказывания и толкования. Сам учитель редко записывал свои мысли. В основном, он делал пометки на полях книг. Но практически нет вопроса, касающегося иудаизма­, на который Элияѓу бен Шломо Залман не ответил трудами, заметками или комментариями. Ему приписывают авторство свыше 70 сочинений (более 50 изданы посмертно), в том числе комментарииев к Торе, Талмуду, Зоѓару и «Шульхан Аруху». Мудрец не боялся объявлять ошибочными даже высказывания Талмуда, если они противоречили другим его частям, – а его энциклопедическая память позволяла обнаружить немало таких мест.

Виленский Гаон резко осудил зарождавшееся хасидское движение. С его точки зрения, это было новое лжемессианство, которое несло угрозу иудаизму­, поощряло невежество и создавало раскол. Хасидский мистицизм Гаон счел профанацией каббалы.

Гаон отказался встретиться с делегацией хасидских лидеров. В 1772 г. был объявлен «великий херем» – все последователи хасидизма отлучались от еврейской общины. Текст херема с подписью Гаона был разослан по общинам Европы. Гаон возглавил лагерь миснагдим (противников хасидизма), и это частично остановило развитие хасидизма в Литве.

После смерти Гаона в Вильно распространились ложные слухи, что местные хасиды танцуют от радости, и конфликт разгорелся с новой силой.

Убежденный в бессмертии души, Гаон при этом рассматривал смерть как трагедию. Он считал, что пребывание в физическом мире представляет собой очень большую ценность для души. Рассказывают, что он заплакал на смертном одре, а на вопросы удивленных учеников ответил: «В этом мире я могу, потратив немного денег, приобрести Грядущий мир, к примеру, купив цицит. В загробном мире – мире душ – все это невозможно...»

В 1783 г. Гаон решил уехать в Эрец Исраэль и затем вызвать туда семью. С дороги он написал домой нечто вроде духовного завещания. Он советовал жене и дочерям поменьше посещать синагогу и молиться дома, чтобы избежать пустой болтовни и зависти. По неизвестным причинам с середины дороги он вернулся в Вильно.

Сохранилось предание, что, когда Гаон уже плыл на корабле в сторону Земли Израиля, у него из рук упала книга Торы и открылась на стихе: «Не перейдешь, ты этого Иордана». Такими словами Всевышний известил Моше, что ему не суждено войти в обетованную землю. Позже мудрец объяснил своему сыну: «С Небес не дали мне разрешение».

Гаон умер в 1797 г. в Вильно, в праздник Суккот. Перед смертью, собрав последние силы, он успел с великой радостью выполнить нетилат лулав, благословив четыре вида растений.

Спустя 10 лет после смерти учителя большая группа его учеников переехала в Святую Землю. Они составили общину «прушим», которая сыграла важную роль в заселении Страны Израиля. В Иерусалиме и в Цфате сохранилось несколько синагог, где молятся по обычаям, установленным Виленским Гаоном.

Потомки Гаона – Илья Ефрон, основатель издательского дома «Брокгауз и Ефрон», и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяѓу.

(По материалам jhistory.nfurman.com, shabat-shalom.info, machanaim.org)

*Гаон – духовный лидер, высший авторитет в толковании Талмуда и решении галахических вопросов.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №143 > ЭЛИЯЃУ ИЗ ВИЛЬНО
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-19 09:44:14
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Jerusalem Anthologia Еженедельник "Секрет"