Тема 143-го номера журнала «Мигдаль Times» – «В поисках литовского еврея».
Приступая к этой теме, мы подозревали, что Литва – это такая затонувшая еврейская Атлантида, но даже не подозревали, насколько она «затонувшая», То количество евреев, которое там теперь живет – результат «юденфрай». Но, оказывается, что в советское время евреям было за чем туда ехать.
Но прежде, чем говорить о литовских евреях, надо бы определиться, кого такими называть и чем они отличаются от других евреев.
Сегодня Литва «откапывает» свою еврейскую историю – историю, в которой Вильно было средоточием еврейской мысли и называлось Литовским Иерусалимом. А литовские евреи (те, кто уцелели) разъехались по миру и стали режиссерами, музыкантами, художниками, учеными с мировым именем, и даже Нобелевскими лауреатами.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
Есть такая игра – 10 фактов. Называют какую-нибудь тему, и нужно вспомнить 10 известных тебе по этой теме фактов.
Феномен еврейско-литовской истории воплощен в легенде о том, как в 1586 г. Шауль Валь (Каценелленбоген) был избран на одну ночь королем Речи Посполитой (см. МТ №41).
Человека, которого прозвали «гений из Вильно» или Виленский Гаон*, сопровождает шлейф историй, и где в них правда, а где вымысел, трудно сказать – а впрочем, и не нужно.
Для известного израильского писателя Я. Шехтера Литва стала последней «остановкой» перед подъемом в Эрец Исраэль. Приглашаем на экскурсию по его Вильнюсу.
Предлагаем вашему вниманию текст, найденный в интернете в Живом Журнале под ником Szhaman.
В 2001 или 2002 г. я прогуливался по берегу Тихого океана в Сан-Диего и случайно зашел в один из сувенирных магазинов.
Весь интернет облетело открытое письмо Марюса Ивашкявичуса – литовского прозаика, драматурга, киносценариста и режиссера. Это письмо – ответ на недоумение, вызванное его призывом к общественности, и в первую очередь – к литовцам, собраться 29 августа в городе Молетай, где пройдет марш памяти двух тысяч евреев, убитых в начале Второй мировой войны.
Первые полтора года жизни он провел в Каунасском гетто, до 50 лет жил«за железным занавесом» и до сих пор ищет свой путь к свободе. Великий Товстоногов считал его своим лучшим учеником и потому фактически закрыл для него ленинградские театры – Мастер не терпел конкуренции даже от своих любимых студентов и актеров.
Он признается, что ни рождение сыновей, ни внучки особо его не взволновало, но самым трогательным моментом считает тот, когда его полурусская внучка сказала: «Я хочу учить иврит».
Отзывы на его спектакли колеблются в диапазоне от «Это гениально!» до «Это смотреть невозможно!», а он сетует на то, что театральная критика как журналистский жанр исчезает.
Он – один из культовых режиссеров советского, а теперь – и российского театра, экспериментатор, не приемлющий перформанс как искусство, считающий, что театр без человека мертв, – Кама Гинкас.
Каждое утро, пока остальные евреи читают «слихот», покаянные молитвы, немировский ребе куда-то исчезает.
(Фрагмент из автобиографической трилогии «Дорога уходит в даль»)
О 20-м семейном лагере «Халом» рассказывают его организаторы Кира Верховская, Полина Блиндер и Татьяна Бойко.
Некоторые факты
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.