Пока ничего не слышно об уроках «одессоведения», о которых мы упоминали в прошлом отчете. Но зато стартовала программа «Холокост. Уроки толерантности», инициированная Израильским культурным центром и одесским горсоветом.
Конечно, посещаемость нашего музея – дело сезонное, и в этом, наверное, еврейский музей не отличается от многих других.
Плюс (точнее - минус) кризис, на редкость плохая погода и другие стихийные бедствия, вроде выборов.
Все основные музейные «показатели» уже опубликованы в общем отчете центра «Мигдаль», поэтому я позволю себе лишь прокомментировать основные удачи и недостатки нашей работы. Мы уже отмечали, что в прошлом «финансовом» году наши сотрудники пообщались с рекордным для музея количеством гостей – более трех с половиной тысяч (из них более трехсот – на «выездных» лекциях и экскурсиях).
Декабрь для еврейского музея Одессы грозил полным безлюдьем. Карантин сменился настоящей эпидемией какого-то крайне некошерного гриппа, плавно перешедшего в новый карантин. Вдобавок, Одессу накрыло стихийное бедствие в виде нежданного (действительно, в декабре заносы – как снег на голову) снегопада.
Такого еще не было!
(contemporary visual art в еврейском музее)
«Клуб еврейского студента» (КЕС) и Музей истории евреев Одессы «Мигдаль-Шорашим»
приглашают на открытие выставок:
«УРА-А! КРИZИС!»
(инсталляции, фото)
«Игры Хануки»
(фото)
Выставки проходят в программе празднования Хануки
общинным центром «Мигдаль»
Открытие 16 декабря, в среду, в 16.00
в Музее истории евреев Одессы (Нежинская, 66)
Тел. 7289743
Где-то в 90-е я полушутя писал, что настоящей достопримечательностью тот или иной одесский памятник или здание становятся тогда, когда к нему приходят фотографироваться свадьбы.
И вот свершилось! На восьмом году существования нашего музея перед хупой Ханы-Ривки (Нюси) и Шмуэля (Юры) здесь была проведена фотосессия с невестой.
Из названия нашего музея понятно, что он посвящен евреям Одессы. Однако в нашей коллекции немало экспонатов, связанных с евреями других стран. Евреи – народ подвижный, правда, не всегда от хорошей жизни. Чемоданы разных времен – один из доминантных символов в нашей экспозиции.
В пятницу, 30 октября, похоронили Бориса Григорьевича Молодецкого, замечательного врача, прекрасного рассказчика и лектора, одного из преданных друзей нашего музея.
Когда-то Одесса славилась многим, в том числе, и своими «городскими сумасшедшими». С детства и до сих пор я помню одного из них. Он садился на вокзале в «первый» троллейбус с букетиком опавших листьев и проникновенно произносил стихи собственного сочинения: «Осень наступила. Листья желтые летят. Я буду очень недоволен, если мне не заплатят». С ударением на последнем слоге. Сейчас Одесса известна больше пожарами, сжирающими руины ее былой славы. Бомжей и беспризорных полно, а вот специфически одесских «сумасшедших» что-то не видно. То ли все резко поумнели, то ли они не выделяются на общем «культурном фоне», который становится все менее одесским.
Лето для всех одесских музеев – жаркая пора. Не только в прямом, температурном смысле, но, прежде всего – как пик туристического сезона и соответственного увеличения количества посетителей.
Музей «Мигдаль-Шорашим» вот уже третий год работает летом без перерыва, хотя сотрудники музея в июле-августе поочередно уходят в «творческий отпуск».
Этим летом нас выручали Кристина Фогель, Женя Спектор и Нюся Верховская, вполне профессионально освоившие роль экскурсоводов по музею (Кристина – на русском, а Женя и Нюся – на английском языках).
Около 5-ти лет назад Велвел Верховский подарил музею старые настенные часы. Шли они неважно, а вскоре и вовсе остановились.
И так было де тех пор, пока за них не взялся Володя Барац. Вдохновил его на эту работу Фестиваль еврейской культуры, проходивший в июне, в том числе и выставки, открывшиеся в нашем музее.
17 июня, в среду, в 17.00 в Музее истории евреев Одессы (Нежинская, 66) состоится вечер памяти выдающегося ученого-микробиолога, одного из основателей Одесской бактериологической станции, инициатора создания и первого руководителя Станции скорой помощи в Одессе, профессора Якова Юльевича Бардаха (1857-1929). На встрече будут представлены материалы о деятельности Я. Бардаха - документы, фотографии, газеты, брошюры, книги и др., живописный портрет Я. Бардаха работы художника Розы Нейдинг. (Экспонаты предоставлены М. Э. Владовой и А. Е. Фабрикантом.)
«Вы видите на мне эти брюки? Это пасхальные брюки. Раньше я надевал их только на пасху, а теперь я ношу их каждый день»
Зиц-председатель Фунт.
Во вторник 9 июня в 4 часа прямо в еврейском музее, что на Нежинской, 66, можно будет поговорить с мосье Дроздовским и мадам Красновой за эти брюки и за другие штучки-дрючки из частной коллекции Анатолия Дроздовского.
Здесь они будут представлять публике толстую и красивую книжку «Старая Одесса. Торговля и промышленность». И немножко еврейских открыток. Где-то так, штук 70.
Щупать пасхальные брюки 100-летней давности от мосье Плессера (Одесса) и рассматривать старые стереоскопические открытки через специальный аппарат приблизительно того же возраста — только с разрешения хозяев за отдельное благотворительное пожертвование.
И это еще не все.
Прямо через окна для почтеннейшей публики будет сохнуть выставка уникальных фото «Современная еврейская Одесса» (авторы М. Аеров, И. Блит, Б. Бухман, С. Гевелюк, Д. Нерсесян - Одесса, С. Райхман -Симферополь, М. Трембовлер - Нидерланды) в количестве около 80 штук, а может и больше, если поместятся.
И все это будет в программе фестиваля «Радуга еврейской диаспоры».
Хотя в нашем музее эта радуга висит все время и сверх всяких программ. И, конечно, не только в музее, потому что он называется «Мигдаль-Шорашим».
Если что не так, звоните по номеру 7289743, но учтите, что мы встаем только к 12-ти, а по пятницам и субботам трубку не берем.
Май в нашей квартире на Нежинской, стилизованной, как известно, в виде музея, прошел деловито и как всегда по-домашнему.
Можно отметить, что к нам на огонек зашли 337 друзей самых различных возрастов и гражданств (в мае прошлого года было 217).
Для них мы открыли одну выставку и провели 36 общений экскурсионного типа.
Эту выставку мы задумали давно, готовилась она долго, а работать будет только дней десять. Мы не делали официального открытия. Все материалы из наших фондов, в основном те, которые показывали редко или вообще представляем впервые. Прессу, конечно, пригласим. Но без помпы. Очень уж не хочется втягивать эту тему в грязную до невыносимости жижу современной политики.
В продолжение полемики об истории Холокоста в Одессе я хотел бы познакомить читателей нашего сайта со статьей проф. И. Левита (1922, Кишинёв — 2006, Форт Ли, Нью-Джерси), выложенной на ресурсе «Нового русского слова». И. Левит полемизирует с другим историком, но суть проблемы та же. К сожалению, в этой статье нет ссылок, но из контекста видно, что перед уходом из жизни доктор исторических наук И. Левит успел ознакомиться с нашей книгой «История Холокоста в одесском регионе».
Это дело относится совсем к другому периоду (по сравнению с документами СБУ, которые мы публиковали ранее). Речь идет об Абраме Лейбовиче (в анкете - Львовиче) Немировском, судьба которого решалась в период с 1925 по 1927 год.
Не могу сказать, что кризис как-то негативно сказывается на количестве гостей одесского еврейского музея.
Я не люблю участвовать в официальных «датских» мероприятиях, но годовщина смерти Льва Думера (19 апреля) и День памяти Холокоста (20 апреля) стали хорошим поводом для высказывания того, что, как говорится, «накипело».
Вот такое объявление от «аднимистрации»
было обнаружено на воротах двора Нежинской, 66,
где расположен музей.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.