БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №10 > Храмовые вопросы
В номере №10

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Храмовые вопросы

Статья рава Штайнзальца.

— Какую форму имела храмовая менора? Были ли ее ветви прямыми или закругленными? Если они были прямыми, что за менора изображена на арке Тита в Риме?

— Искусство, во всех своих проявлениях, оставляет широкий простор для творческой фантазии. Могу ли я судить о подлинной внешности царя Ивана Васильевича, исходя из того, что изображено на картине Репина? Автору полотна не обязательно самому присутствовать при событии, ему достаточно прочесть или услышать рассказ об этом и воспроизвести все так, как ему подсказывает его художественное чутье. Это — первая причина, согласно которой изображение меноры — храмового семисвечника — на триумфальной арке Тита не может являться документальным свидетельством.

Во-вторых, по всем мнениям в основании храмовой меноры был треножник. Однако у меноры, изображенной на триумфальной арке, ножек нет вообще. Можно, конечно, предположить, что они были отбиты при транспортировке и резчик изобразил то, что видел. Но, с другой стороны, не исключено, что это мог быть один из тех светильников, которые использовались в Храме для освещения, а не в ритуальных целях. Известно, к примеру, что в Первом Храме, построенном царем Шломо, было целых десять светильников, но Танах не приводит их конкретного описания. И еще: вполне вероятно, что образцом для римского резчика мог служить не оригинал, а какой-нибудь другой светильник, лишь напоминавший храмовый.

В действительности у нас имеется множество древних изображений меноры: на монетах, на найденных при археологических раскопках остатках стенных росписей, на осколках глиняных светильников и т.д. Среди них имеются изображения как с закругленными, так и с прямыми ветвями. (Хотя надо сказать, что изготовление литого золотого светильника с гнутыми ветвями и в наше время представляет собой техническую проблему.) При видимом наличии некоторых общих деталей, все эти изображения, так или иначе, отличаются друг от друга, и поэтому мы не можем опираться на свидетельства подобного рода.

В разные времена менора, стоявшая в Храме, выглядела по-разному. В период правления династии Хасмонеев, например, она была железной (в ту эпоху у евреев просто-напросто не было достаточно золота). Сколько менорот использовалось в Храме в разные времена? Был ли только один светильник или же их было несколько? Может быть, их постоянно меняли, скажем, для реставрации или починки, или по каким-то другим соображениям. Известен закон, гласящий, что если менора изготовляется из золота, то ее должны делать с декоративными украшениями, а если из другого металла — то без оных. Поэтому любое найденное древнее изображение, даже сделанное евреем-очевидцем, не является однозначным свидетельством.

В заключение, чтобы не оставлять читателя в недоумении, напомню, что, согласно мнению Любавичского Ребе, не существует ни одного факта или свидетельства в Торе в пользу того, что ветви меноры были закругленными, а не прямыми. Ввиду того, что изготовление такого светильника из золота (мягкий металл) да еще подобного размера представляло собой определенную техническую трудность, и учитывая отсутствие прямого указания в Торе на особенности при изготовлении столь важной и трудоемкой детали, предполагается, что ветви меноры были прямыми. В своих рассуждениях Ребе опирается на мнение такого авторитета как Рамбам.

— В книге «Ваикра», которая посвящена преимущественно жертвоприношениям, неоднократно встречается оборот: «благоухание, приятное Б-гу». Как Б-гу может быть приятен запах сжигаемой туши?

— Я, конечно же, очень хорошо понимаю человека, задавшего этот вопрос. Однако запах сжигаемой говяжьей туши — и впрямь «благоухание» по сравнению с запахом сожженной птицы с перьями, и, тем не менее, по отношению к жертвоприношениям из горлиц и молодых голубей также сказано: «...это жертва всесожжения, благоухание, приятное Б-гу» («Ваикра», 1:17). С другой стороны, в храмовом ритуале существовал еще и обряд воскурения благовоний на жертвеннике. Согласно описанию, приведенному в Вавилонском Талмуде (см. «Йома», 39б), источаемый при этом аромат был настолько силен, что женщины Иерихо (а это около 25 км от Иерусалима) не нуждались в духах! Тем не менее, нигде в Торе не сказано о том, что воскурение — «благоухание, приятное Б-гу». Это первый момент, над которым стоит задуматься.

Далее. Словосочетание реах нихоах, употребляющееся в Торе, буквально означает «приятный запах», т.е. удовольствие, которое мы испытываем при вдыхании благоуханных ароматов. Однако поскольку запах горящего мяса не такое уж большое удовольствие, и, кроме того, мы не имеем права приписывать Б-гу те или иные антропоморфные свойства, вопрос, как Б-г может получать удовольствие от реах нихоах, действительно легитимен.

Понимать этот стих буквальным образом, по меньшей мере, наивно. Достаточно очевидно, что этот оборот используется Торой в переносном смысле. Об этом и говорит Раши: реах нихоах — удовольствие, испытываемое Творцом от исполнения Его воли и смирения человека, уподобленные земному удовольствию от благоухания. Все сказанное в Торе имеет объективный характер. Самому человеку исполнение воли Б-га вполне может быть в тягость. Но хотя запах горелого мяса или перьев жертвы, о которых шла речь выше, не радует никого из нас, все это, согласно Писанию, доставляет удовлетворение Творцу. Именно Служение человека, символом которого и является храмовый ритуал, готовность предпочесть волю Всевышнего своей воле, даже если это обрекает его на страдание и смерть, — является «благоуханием, приятным Б-гу».


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №10 > Храмовые вопросы
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-10-09 07:41:45
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов