Рассказ о замечательной актрисе Елизавете Ауэрбах.
Рассказывают, что когда Елизавете Ауэрбах звонили по телефону, в трубке раздавалось ее приветливое: «Слушаю Вас с удовольствием». Это не было актерским приемом. Все, кто знал эту женщину, помнят ее необыкновенную доброжелательность, искреннее желание слушать собеседника, сияющие глаза, умение общаться с самой разной аудиторией. В ней все было необычно, все «свое» — жизнь, человеческий облик, литературное дарование. Хотя вроде бы ничего особенного — автор и исполнитель коротких рассказов. А вот покоряла с первых фраз, «забирала в плен» навсегда...
Одной из радостей моего послевоенного детства было радио. Вечерние передачи из цикла «Театр у микрофона», чтецкие и музыкальные программы уносили в прекрасный мир искусства, и всегда безумно хотелось заглянуть за светящийся зеленый глазок (предчувствие телевидения?), чтобы увидеть исполнителей. Диктор мог после окончания передачи не трудиться называть имена артистов — я всех знала по голосам. Среди самых любимых — Елизавета Ауэрбах. Недавно перечитала сборники ее рассказов (читателям остались от нее три небольших книжки и несколько журнальных публикаций) и поняла, что до сих пор помню каждое слово из них, слышу неповторимые авторские интонации.
Вспоминаю первую встречу с артисткой. В университетскую студенческую аудиторию Ауэрбах привела наша преподавательница Берта Яковлевна Барская, которая была дружна с Елизаветой Борисовной много лет. В тот приезд у Ауэрбах было несколько концертов в Одессе. И я «кочевала» за ней по всем залам — филармонии, санатория, клубов. Она жила трудной жизнью эстрадника — масса концертов, сборных и сольных, поездки по всему СССР. Но, видимо, помогало умение видеть во всем хорошее. Она потом написала: «Я не работаю на сцене — я живу очень напряженной и очень счастливой жизнью. Поэтому не знаю мучений, которые другим могут отравить всю радость творчества. Я не боюсь невнимательной публики, раздраженной публики, рассеянной публики... Я выхожу на сцену не зачитывать заученный текст, а говорить людям об очень важном для меня». Конечно, я постаралась узнать о любимой актрисе побольше.
Она была одной из творческих «жертв» МХАТа. Отдала прославленной сцене около 25 лет жизни, — и ее так и не увидели режиссеры и корифеи, хотя в каждый эпизод и «кушать подано» вкладывала все творческие силы своей беспокойной, незаурядной натуры. Неудачница и чудачка просто ждала своего часа. Видимо, что-то внутри должно было созреть, а пока накапливалось, отбиралось. Как всегда, все решил случай. Однажды, услышав в московском Доме актера неудачные военные воспоминания другого актера, она поняла, что сможет рассказать о войне, о людях, которых узнала там, о различных встречах — совсем иначе. Оказалось, что ей дано умение рассказывать о самых обычных вещах, сочетая, как в жизни, драматическое, лирическое, забавное. У других это выглядело бы, наверное, рабочим сырьем. О ней же писали: «Забыть то, о чем рассказывает Елизавета Ауэрбах, невозможно. Так же, как невозможно забыть хорошую песню».
Елизавета Борисовна была искренней, наблюдательной и остроумной, сюжеты и образы своих рассказов часто «лепила» из самой себя, удачно сочетая это с милой фантазией. Она отличалась отзывчивостью к чужой беде и радости, всегда трудно жила материально, была трогательно беспомощна в быту, но никогда не ныла («Гардероб иметь хорошо, но можно и без гардероба»). Умела обыденной фразой сразу установить контакт с залом. Однажды у нее украли концертное платье прямо перед выступлением. Актриса поняла, что если не скажет об этом в зал — не сможет успокоиться, а зрители бы недоумевали, чувствуя, что что-то не так. Она могла себе это позволить, ибо говорила: «Я себе и автор, и режиссер, и актриса».
Удивительно смешно она написала о съемках в кинофильмах в рассказах «Моя жизнь в киноискусстве» и «Моя киноэпопея». В частности, вспоминает о работе в телефильме «Адъютант его превосходительства» у режиссера Е. Ташкова. Многие, вероятно, помнят, как легко, изящно сыграла там Ауэрбах еврейскую женщину, жену ювелира, создав сочный колоритный национальный характер, наполненный мудростью и трагикомизмом. Ей удалось все это сделать в коротком эпизоде (все-таки мхатовская школа за плечами). Она пишет: «Этот «мини»-эпизод принес мне «макси»-популярность, и теперь я в концерте не могу уйти со сцены, не сказав мою единственную фразу: «Исаак, не валяй дурака, им нужен Федотов».
В 80-е годы Елизавета Борисовна трижды побывала в отделе искусств библиотеки им. М. Горького. Мы ждали ее приездов, увидев афиши в городе, непременно просили дочь Б.Я. Барской Ирину Шайкевич привести Ауэрбах к нам. Нужно ли говорить, что обычно вопрос о том, кто поедет за актрисой в гостиницу, разрешался сразу. Я не могла никому отдать этой радости общения со столь любимым человеком. Многие годы она как бы жила рядом — были телепередачи, приезды, публикации, встречи.
Как жаль, что потом неизбежно следует время утрат.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.
18.01.2004 13:04
Вымученный язык. Так пишут бедные школьники, которым хочется пойти на улицу поиграть, но ненавистное сочинение дописывать надо... Жалкое впечатление статья производит...