БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №10 > Музыка навеяла
В номере №10

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

Музыка навеяла
Елена Каракина

1 апреля. Одесса. Открытие памятника Сашке-музыканту из «Гамбринуса» и что из этого вышло.

На истории Сашки-музыканта, героя рассказа А.И. Куприна, оттоптались ленивейшие из ленивых. И те, в ком, по словам автора «Одесских рассказов», еще квартирует совесть, не считают возможным в последние годы писать о «Гамбринусе» и его ведущем персонаже — слишком много о нем сказано и написано. Короче, об этом знают все. Тем более, одесситы.

Еще тридцать лет назад Александр Юлиевич Розенбойм раскопал всю подноготную прототипа Сашки-музыканта — Александра Яковлевича Певзнера. Заинтригованный рассказом о похоронах Сашки-музыканта в повести «Время больших ожиданий» К.Г. Паустовского, Розенбойм пошел по уже остывающим следам истории жизни одесского скрипача. Александр Юлиевич установил его настоящее имя (Паустовский приводит его неверно — Арон Моисеевич Гольдштейн), и точную дату смерти. Он нашел место, где Певзнер жил, людей, с которыми тот дружил, разыскал родственников и даже фотографию Певзнера, украшающую ныне экспозицию Одесского литературного музея.

История прототипа Сашки-музыканта неоднократно упоминалась в одесской периодике. Что же до фигуры самого литературного героя, то, кажется, нет ни одного одессита, который бы не мог повторить слов, сказанных во «Времени больших ожиданий» о куприновском рассказе: «Я плакал над ним... Это шедевр любви к людям, жемчужина среди житейского мусора».

Рассказ «Гамбринус», написанный в 1906 году, по следам одесского погрома, был в то время вызовом официальной политике и выражением мнения прогрессивной и толерантной части общества. Это же значение рассказ сохранил и в советские времена. Еще бы — главный герой, еврей, музыкант, заявляет: «Никаких гимнов», да еще и ломает свою скрипку о голову выкреста-погромщика. Крылатым стал вопрос Сашки погромщику: «Православный? А за сколько?», применимый сегодня не только по конфессиональному, но и по партийному признаку.

Сегодня мы можем воочию наблюдать торжество гуманизма — 1 апреля нынешнего года во дворе Одесского литературного музея, среди прочих «литературных» памятников поставлен и памятник Сашке-музыканту. Можно сказать — Александру Второму, поскольку первым памятником Александру был памятник Пушкину. А еще можно сказать, что Сашки наконец-то решили сообразить «на троих». К автору рассказа, Александру Куприну, и его герою — Александру Певзнеру присоединился Александр Вениаминович Князик, автор скульптурной композиции.

Результатом «тройственного союза» Сашек стала фигурка скрипача, сидящего на бочке (мы, естественно, помним, что звучное слово «Гамбринус» — имя легендарного пивного короля, а заодно — название одесской пивной, где происходит действие рассказа). Сияющую лысую голову играющего на скрипке венчает корона. Может быть, она напомнит кому-то о королях музыки, порожденных Одессой, от Давида Ойстраха до Эмиля Гилельса, и от Давида Новаковского до Оскара Фельцмана. Не исключено, что седьмая по счету статуэтка в «саду скульптур» музея может вызвать чье-то негодование. Звучали же в 1995 году с экрана УТ слова: «Чего это они открывают памятник Рабиновичу? У нас что, своих украинских персонажей не хватает?»

Теперь же ситуация стала еще криминальней — мало того, что первый памятник «сада скульптур» — всемирно известный герой одесских анекдотов Рабинович, так нынче выходит, что и все остальные должны плясать под еврейскую скрипку! А ведь верно, евреев во дворе музея (не считая тех, кто там еще и прогуливается) хватает. Это шуточные памятники Бабелю и Жванецкому, Бендеру и Паниковскому. Но нету там одного, открытие которого было заявлено в программе «Юморины». Нету там Яшки-музыканта! Хоть с фонарем весь двор обойди, нет такого памятника!

Между тем, глава штаба Юморины Даниил Шац, а вслед за ним и вся команда организаторов Юморины называли мероприятие, с которого должен был начаться первоапрельский праздник «торжественным открытием памятника Яшке-музыканту». И звучали эти слова с экранов телевизоров, со страниц газет и юморинных программок. Оказывается, предположение, что все одесситы, если и не знают наизусть знаменитый рассказ Куприна, то хотя бы помнят имя его героя, — ошибочно! Сашка-музыкант, Яшка-музыкант — какая разница! Особенно для прожженных одесситов, составивших штаб Юморины. А может, они думали, что они шутят? А может, музыка навеяла? Есть же в оперетте «Белая акация» персонаж — Яшка-буксир. Вот юморинисты и спутали Сашку и Яшку, а музыку, которую вызванивают одесские куранты, с музыкантом, игравшим в «Гамбринусе». Приятно, что организаторы Юморины-2001 так хорошо умеют слушать музыку. А если бы они научились еще читать буквы, в том числе те, из которых сложены знаменитые рассказы об Одессе, — цены б им не было!


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №10 > Музыка навеяла
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-24 06:05:41
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Jewniverse - Yiddish Shtetl Jerusalem Anthologia