БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №115 > Придите в театр и умрите…
В номере №115

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+8
Интересно, хорошо написано

Придите в театр и умрите…
Александр БИРШТЕЙН

Когда я обдумывал эту статью, мне в самый первый момент почудилась аналогия между театрами гетто и театрами ГУЛАГа. А потом я понял, что аналогия тут неуместна. Ибо театры ГУЛАГа создавались по указке, сверху, а театр гетто создавали сами узники. И создавали именно для сопротивления!

Мой народ никогда не смирялся перед палачами и захватчиками. Мой народ никогда не услаждал их зрение и слух.

…Мы оставили арфы на ветках висеть,
Не до песен, когда мы в печали!
Но приходят враги, они требуют петь,
Важно им, чтобы песни звучали.
Но не станем врагам гимны петь мы, скорбя,
Сколько тяжкому плену ни длиться.
Родина! Если забуду тебя,
Пусть отсохнет моя десница!..
(Перевод – А.Б.)

Так сказано в псалме Давида, так было и будет всегда. Именно поэтому народ наш существует из тысячелетия в тысячелетие. И будет существовать столько, сколько существует под солнцем человечество.

Неисчислимые беды, гонения и катастрофы выпали народу моему. Одной из таких катастроф, унесшей миллионы жизней, был Холокост. Уничтожение евреев было поставлено во главу фашистской идеологии. Гетто и лагеря смерти – вот что ждало мой народ. Но он сопротивлялся. Было восстание в Варшавском гетто. И были еврейские театры – в гетто.

Небольшой объем этой статьи позволяет лишь приоткрыть тому, кто этого не знает, высшее мужество и талант народа, обреченного на смерть, но не смирявшегося и не смирившегося.

Театр в Вильнюсском гетто – уникальный пример открытого духовного противостояния, несломленности и непримиримости. Это сила еврейской культуры, противопоставленная насилию, злу и диктатуре.

Театр в Вильнюсском гетто возник в феврале 1942 г. после акций уничтожения в Понарах. В начале июля нацисты согнали группу еврейских мужчин в близлежащий лес Понары и расстреляли их, открыв тем самым сезон массовых убийств. (50 тыс. евреев были расстреляны до января 1942 г.)

Иллюзий не было. Театр создавался для открытого противостояния. Трудно вообразить, что в это страшное время деятели культуры думали и мечтали о том, чтобы сохранить еврейские ценности!

Артист Шабтай Блайхер, автор хроники «Айн ун цванцик ун айнер» («Двадцать один и первый»), напечатанной в гетто и посвященной погибшим актерам, пишет: «…Мы видели смерть перед глазами... Мы потеряли чувство страха. Больше мы не боимся ничего. У нас есть только одно оружие – верить. С верой мы живем и переживем этот кошмар».
Они верили, жили и… умирали.

ИзменитьУбрать
Эдита Поллакова
(6 июня 1932 – 4 октября 1944,
Освенцим)
(0)

Первая же программа Вильнюсского театра сделала его воистину уникальным. Зная, предчувствуя грядущее уничтожение, актеры изображали смерть в смешном, нелепом виде, высмеивали врага и издевались над ним в сатирических диалогах, тем самым отодвигая, уменьшая страх и обреченность.

«Шмуэсен дер эпес!» («Пустые слухи!») – так шуткой Шолом-Алейхема называли страх. «…Комическое искажение действительности способствовало преодолению ужаса. Зрители смеялись и плакали одновременно.
…Первое представление театра предопределило не только его художественную, но и этическую позицию: все деньги от сборов по­шли голодным. Театр начал спасать гетто духовно и физически»1.

«Лейтмотивом первой части второго спектакля было то, что пришло время вспомнить, кто мы, осознать наше еврейство и смысл судьбы, посланной нам. …Только нельзя быть безразличными, надо верить и пробуждать отчаявшихся!» Тексты Стефана Цвейга, пророка Иешаяѓу, Л. Розенталя звучали в этом спектакле. А во второй части зрители увидели инсценировку двух частей «Голема».

Драматическая поэма Лейвика «Голем» – выдающееся произведение еврейской культуры. Прежде всего, в нем заключены потрясающие пророчества о будущем народа. Не все из этих пророчеств оптимистичны. Ох, далеко не все…
«…Это одно из великих произведений, которые время выдвигает в качестве универсальных на сотни лет вперед. Люди всматриваются в него, как в зеркало, в котором отражаются их окровавленные лица» (из режиссерской экспликации постановщика спектакля Макса Вискинда – организатора и художественного руководителя театра Вильнюсского гетто).

В детском доме L417 подростки организовали «коммуну», которую они – по образцу коммуны советских беспризорных, описанной в известном романе Л. Пантелеева и А. Белых, назвали «Республикой ШКИД». Инициатором и душой «республики» был чудесный человек и талантливый педагог Вальтер Айзингер (1913-1945). Ребята выпускали рукописный журнал «Ведем» («Мы ведем»). Он выходил с 18.12.1942 по 30.7.1944 гг., общее число страниц – 800. Из 30 ребят, писавших в журнал, выжило 5, из взрослых – никто.
Через много лет один из немногих оставшихся в живых шкидовцев Зденек­ Орнест вспоминает В. Айзингера:
Обращение к погибшему учителю
«Ох, и нелегко Вам приходилось, профессор, но мы этого не понимали, да и откуда нам было понять! Вручили Вам ораву подростков в одной из десяти комнат L417. Десять комнат битком набитых трехэтажными нарами, ребята из разных уголков страны, их родители разбросаны по казармам Терезина или вообще неизвестно где.
...Я прибыл в Терезин пражским транспортом… Вошел в комнату и… очутился на Вацлавской площади. Комната была превращена в центральную площадь Праги – на стенах нарисованы любимые улицы и переулки, трамвайные линии… Когда нас в десяти последних смертоносных транспортах увезли туда, откуда вернулись единицы, и где мы за одну минуту состарились на годы, мы мечтали об одном – вернуться туда, где мы жили в труднейших условиях, и где, чем больше нас ограничивали, тем сильнее была тяга к свободе. В мечтах мы постоянно возвращались к Вам, профессор...
Тогда мы просто доверили Вам свои жизни. Создали орган самоуправления, придумали эмблему и, поскольку нас переполняли впечатления, мы взялись писать журнал.
Мы работали на валах и огородах, посещали занятия, на которых нам объясняли то, что мы пропустили в школе. …Часто вы приглашали к нам лекторов. Карел Полачек рассказывал о русской классике, Пепек Тауссиг – о кино, Густав Шорш – о театре (одновременно учил читать стихи с выражением). К нам приходил Бертольд Орднер, слепой скульптор, который творил шедевры из ржавой проволоки (до сих пор вижу его слезы, как он плакал, ощупывая хлеб, который мы ему подарили)... Вы приглашали к нам людей с самыми разными политическими взглядами, чтобы мы слушали их, снова и снова продумывая все "за" и "против".
Один вечер в неделю был посвящен чтению нового номера журнала "Ведем"… Это был наш общий дневник, и мы берегли его, кажется, больше всего на свете…
…те из нас, у кого навсегда не закрылись глаза, научились смотреть на мир открыто. И в этом Ваша огромная заслуга, профессор!»

Зрителям, собственно, и была показана попытка создания защитника евреев – Голема, орудия возмездия, и… зеркало их трагической судьбы. Спектакль, напрямую обращаясь к убийцам, словно говорил: «Мы не боимся вас!» Но одновременно актеры и режиссер обращались и к зрителям, требуя и призывая: «Будьте мужественны! Наш народ непобедим!»

За связь с подпольем М. Вискинда арестовали и этапировали в Варшавское гетто. Он и там успел поставить спектакль в молодежном театре.

Спектакль Давида Пинскера «Вечный Жид» ставил уже ведущий актер театра и последователь Макса Вискинда Марк Бергольский. Этот спектакль развенчивал антисемитскую легенду о Вечном Жиде, который предстает в спектакле вечной жертвой ненависти, странствующим нищим пророком, спасающим евреев, подобно пророку Элияѓу, ибо его миссия – освобождение евреев, построение Третьего Храма, спасение человечества. Он – свидетель крушения как одновременного знака грядущего возрождения. Он – живой мост между прошлым и будущим.

Это была концепция еврея как вечного искателя истины, носителя правды и неугасимого света. Такая постановка вопроса в гетто сама по себе была политическим вызовом и демонстрацией2.

Да-да, именно вызовом и демонстрацией, ведь в зале театра находились и враги – немцы, полицаи, сидел вместе со своей свитой и комендант Киттель – молодой нацист и не­удав­шийся музыкант. Он знал, что театр, как и гетто, обречен.

В живых остались немногие. Буквально единицы: Хаеле Розенталь, Дора Рубина, Исраэль Сегаль… Актеры еще не знали, что в сентябре 1943-го гетто будет разгромлено, и репетировали «Тевье-Молочника».

Теперь перенесемся в Варшаву. Страшную Варшаву времен оккупации. На западе старого города высится огромная – 3 метра высотой! – стена колючей проволоки. За стеной полмиллиона человек. Это варшавское гетто. Это – целый город, со своей газетой и своими театрами: «Фемина», «Новый камерный театр», «Одеон» – на польском языке, «Новый Аза­зель», «Эльдорадо», «Мелоди-палас» – на идиш…

ИзменитьУбрать
Маргит Кортецова
(Терезин)
(0)

Именно в театре «Эльдорадо» поставил последний свой спектакль Макс Вискинд. Премьера спектакля по пьесе Л. Кобринского «Деревенский молодец» состоялась 19 мая 1942 г. А 27 сентября режиссер был отправлен в Треблинку. Его провожала на поезд смерти вся труппа. И молодая жена, на которой он только-только женился в Варшаве. Максу Вискинду было 34 года.

В танце нашей свадьбы ты кружи меня, кружи.
В танце своей нежностью меня обворожи.
Вместе на качелях вниз и вверх взмываем мы
В танце – до конца любви,
В танце – до конца любви…
(Леонард Коэн)

Венцом, высшей точкой силы духа, мужества и гордости стал спектакль молодежного театра. Создателем этого последнего спектакля был Ицхак Кацнельсон – талантливый писатель и режиссер, один из лидеров восстания в гетто. Именно ему с сыновьями принадлежат первые выстрелы восстания 18 января 1943 г. Именно он в пылающем гетто вывел в апреле на сцену актеров своего театра, чтобы показать пример стойкости и мужества. Подобно Корчаку, Кацнельсон до последнего сражался и спасал, как мог, детей. Да и судьбу Корчака он разделил тоже…

Для представления Кацнельсон выбрал свою пьесу «Меж пастухами, или Ночь в окрестностях Иерусалима». В пьесе шла речь о своем государстве – родном доме, где спасение обеспечено всем. Герой пьесы Элияѓу говорит: «Душевный покой – это форма мужества, преодоления страха, полного просветления. Не бойся свободно всматриваться в глаза холодной смерти…»

ИзменитьУбрать
Рут Гутманова
(1930-1944).
Композиция.
(0)

Одной из главных фигур спектакля был Шломо Молхо – известный исторический персонаж, достигший высоких постов при дворе португальского короля, но отказавшийся от всего ради веры отцов и изучения каббалы, за что был сожжен.

«…Фигура Молхо в том последнем спектакле звучала просветленно, как полное преодоление трагедии не только через веселый несгибаемый характер, но через иудейскую мысль героя, связанную с верой в единство смерти и жизни народа, убежденностью в свете во тьме и спасение через муки. Так Йермияѓу радовался, прозревая при виде разрушенного Иерусалима, крушения Второго Храма строительство Третьего Храма…»3

Зрители покидали театральный зал и шли сражаться. Ведь это был их последний бой.

Города и страны сдавались на милость врага в том самом страшном, смертельном театре войны. А евреи Варшавского гетто (к тому времени их осталось около 100 тысяч из 480 тысяч) месяцы – месяцы! – противостояли немецкой военной машине, танкам, эсэсовским дивизиям, бомбежкам и артналетам. И велика их роль в театре войны.
Как велика роль и в другом, совсем другом театре, которым стал концлагерь-гетто Терезин. Во время Второй мировой войны туда депортировали более 140 тысяч евреев из Богемии и Моравии, Германии, Австрии, Голландии и Дании. Это были не просто евреи. Весь цвет еврейской литературы, культуры искусства этих стран попал за колючую проволоку.

ИзменитьУбрать
Терезинские дети
во время спектакля
(0)

В лагере было 15 000 детей. К концу войны осталось меньше тысячи.

Людей посылали в лагеря смерти, они гибли от голода и болезней и – создавали музыку, спектакли, стихи. Более того, была создана уникальная педагогическая школа, призванная не только закалить детей нравственно, но и развить их таланты, дать глубочайшие знания во всех областях культуры.

Разве это не сопротивление?

«…В гетто сыграно 600 спектаклей, сочинено более 100 музыкальных произведений, написаны сотни картин, прочитаны тысячи лекций по разным отраслям науки, здесь исполнялись оратории Гайдна, "Реквием" Верди, ставились оперы Моцарта, Сметаны, давались многочисленные концерты – Брамс, Шопен – иногда по несколько в день!
Как это могло случиться? Можно лишить человека еды и отдыха, но нельзя запретить его душе искать свет. Воистину духовная свобода оказалась сильнее телесного рабства…»4

В Терезине была поставлена и неоднократно исполнена детская опера «Брундибар». Оперу написал композитор Ганс Краса в 1939 г. Премьера терезинской версии «Брундибара» состоялась 23 сентября 1943 г. Сюжет прост: шарманщик Брундибар отбирает деньги у детей Пепика и Анички, которым теперь не на что купить больной маме молока. На помощь приходят зверюшки и другие дети, и вместе они побеждают злого шарманщика.

ИзменитьУбрать
Соня Шпицова
(1931-1944, Терезин)
(0)

Эла Штейн Вайсбергер: «Опера "Брундибар" была очень популярна в лагере. И "Песня победы" в конце оперы была очень сильной. Нам всегда приходилось исполнять ее несколько раз на бис. Это было нашим сопротивлением нацистам. Мы так чувствовали».

Увы, в наше время, когда нацизм в разных концах света поднимает голову, когда маленькая еврейская страна окружена врагами, «Песня победы» очень и очень актуальна. Как и вся опера. Детская опера, посвященная победе над злом.

Вальтер Рот, 14 лет, «Ведем» — рукописный журнал терезинского гетто:

«Затравленные, униженные злобой мира, мы не станем наполнять злобой свои сердца. А любовь к ближнему, уважение к другим нациям, народам и религиям будут отныне и присно нашим наивысшим законом».


1Злата Зарецкая, «На баррикадах культуры».
2Злата Зарецкая, «На баррикадах культуры».
3Злата Зарецкая, «На баррикадах культуры».
4«Преображающий взгляд художника» («Культура и воспитание в гетто»). Проект Елены и Сергея Макаровых

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №115 > Придите в театр и умрите…
  Замечания/предложения
по работе сайта


2019-10-18 12:01:52
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Dr. NONA Еженедельник "Секрет"