БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №115 > Жизнь, похожая на драму
В номере №115

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+12
Интересно, хорошо написано

Жизнь, похожая на драму
Анатолий КРАСНОПИВЦЕВ

«Моя жизнь началась тогда, когда бабушка решила взять свою, когда я узнала, что то же самое сделала вся семья моей матери, когда я обнаружила, что я – единственная уцелевшая, и когда глубоко внутри себя почувствовала ту же склонность, тягу к отчаянию и к смерти».
Письмо Шарлотты Саломон родителям из оккупированной Франции

В литературе и искусстве существуют произведения, рассказывающие о войне, самим своим существованием проклинающие ее разжигателей, – своеобразные исторические реликвии. К ним я могу отнести «Моабитскую тетрадь» Мусы Джалиля, военные стихи погибшего в бою Павла Когана, дневник Анны Франк, рисунки Лео Хааса и многое другое. Таким же художественно-историческим документом является и книга немецкой художницы Шарлотты Саломон «Жизнь? Или театр?», где она в рисунках воссоздавала свою жизнь, начиная с детства и заканчивая жизнью в оккупированной фашистами Францией.

ИзменитьУбрать
Шарлотта с отцом
(0)

Жизнь Шарлотты была похожа на драму с тайнами, трагическими коллизиями и неожиданными поворотами. Девочка родилась 16 апреля 1917 г. в семье известного хирурга, профессора Берлинского университета Альберта Саломона и его жены Франциски Грюнвальд. В 1913 г. Франциска потеряла свою любимую младшую сестру Шарлотту, которая утопилась. Пытаясь заглушить горе, Франциска пошла работать в госпиталь, где и встретила Альберта. Когда у них родилась дочь, Франциска назвала ее в честь сестры.

ИзменитьУбрать
Мама Франциска расказывает
Шарлотте о небесах
(0)

Зимой 1925 года, когда Шарлотте было всего 9 лет, мать выбросилась из окна их квартиры, а дочери сказали, что мама умерла от гриппа. Лотта (как ее любя называли дома) не только почувствовала себя одинокой, но и стала подозревать, что взрослые что-то скрывают от нее. Само существование этой тайны мешало близости с родными.

В 1930 г. отец женился на дочери раввина, известной оперной певице Пауле Линдберг. На удивление быстро Паула нашла общий язык с падчерицей, и Шарлотта привязалась к ней. «Все любят ее, но никто не любит ее так, как я», – напишет она в своей книге. Но, стремясь быть похожей на Паулу, девушка развила в себе психологические комплексы, она была убеждена в собственной незначительности.

ИзменитьУбрать
Альфред Вольфзон
(0)

Паула, а также ее аккомпаниатор и преподаватель по вокалу Альфред Вольфзон приобщили Лотту к искусству. Позже Вольфзон вспоминал: «Я познакомился с ней в доме ее родителей, бывших моими друзьями. С ней было не так-то легко войти в контакт. Она была исключительно тихой и не склонной отказываться от фортификационных сооружений, которые возвела вокруг себя. Но определенные причины побудили меня предпринять атаку на эту крепость. Однажды я увидел ее рисунок, совершенно меня потрясший. Это изображение березы. Я много раз наблюдал Лотту, мог бы изобразить ее портрет во всех деталях и повторить многие ее рассуждения. Но ничто из этого не идет в сравнение с той интенсивностью, точностью и экспрессией, с которыми она изобразила это дерево».

ИзменитьУбрать
Паула Линдберг
(0)

Этот рисунок Альфред считал автопортретом Шарлотты. В некоторых источниках пишут, что у Лотты был бурный роман с Вольфзоном, который был вдвое старше ее. Была ли это первая влюбленность или бурная страсть – неизвестно. Правда лишь то, что общение с Альфредом убедило Шарлотту в собственном таланте, вселило уверенность в себе и своих силах и вдохновило на дальнейшие занятия живописью. Альфред убедил Шарлотту в том, что она должна стать художницей.

В 1933 г., когда к власти пришли нацисты, Шарлотте исполнилось 16 лет. Семья Саломон сразу почувствовала на себе враждебность антисемитов – и в школе, и у отца на работе. Альберт Саломон потерял работу в университете и продолжал практиковать хирургом в Еврейской больнице в Берлине. Паула, уволенная из оперного театра, стала петь в Культурном Фонде помощи еврейским деятелям искусств. Шарлотта бросила школу (которая сейчас носит ее имя) и перешла на домашнее обучение, успешно окончив курс среднего образования.

ИзменитьУбрать
Автопортет, 1940
(0)

В то время в немецких университетах была введена квота на количество студентов-евреев (всего 1,5% от общего числа). Но Шарлотте в 1936 г. удалось получить допуск в Берлинскую Академию изобразительных искусств, где она в течение двух лет изучала живопись. Однажды девушка даже выиграла премию, которую позже отобрали по «расовому признаку». Летом 1938 г. Шарлотту из Академии исключили.

ИзменитьУбрать
(0)

В начале ноября нацисты провели акцию «Хрустальная ночь», печально известную еврейскими погромами и последовавшими за тем поджогами синагог, убийствами, арестами и массовыми депортациями. В январе 1939 г. был арестован и интернирован в лагерь Заксенхаузен отец Шарлотты, но благодаря усилиям жены его удалось освободить. Супруги Саломон решили бежать в Голландию, а Шарлотту отправили к родителям ее матери, которые незадолго до того перебрались на юг Франции.

ИзменитьУбрать
С бабушкой и дедушкой
(0)

Бабушка и дедушка художницы, Людвиг и Марианна Грюнвальд, как и многие еврейские беженцы из разных концов Европы, нашли приют в усадьбе «Эрмитаж» американки Оттилии Мур, в Вильфранш-сюр-Мер, возле Ниццы. Но отношения девушки с родственниками не особо складывались. Старики страдали в изгнании, и весной 1940 г. бабушка Шарлотты покончила жизнь самоубийством, повесившись в ванной комнате. После похорон Людвиг Грюнвальд рассказал внучке всю правду о «родовом проклятии». Так Шарлотта впервые узнала, что и ее собственная мать покончила с собой, что все ее родственницы по материнской линии (всего семь человек!) кончали жизнь самоубийством – и тетя Шарлотта, в честь которой она была названа, и прабабка по материнской линии. Семейное проклятие стало преследовать 22-летнюю девушку, она чувствовала себя «наследницей рока».

В письме, так и не отправленном в Амстердам родителям в мае 1940 г., незадолго до вторжения фашистов во Францию, Лотта написала: «Я создам историю своей жизни, чтобы не сойти с ума».

ИзменитьУбрать
Перед отъездом
на юг Франции
(0)

Когда началась оккупация Франции, Шарлотту вместе с дедом отправили в лагерь для интернированных Гюрц в Пиренеях, но летом этого же года освободили. «Помогла» освобождению немощь деда, который вскоре скончался на руках внучки. Правда, сведения о смерти деда разнятся: в одних источниках пишут, что он умер еще в лагере; в других – что Людвиг скончался двумя годами позже.

ИзменитьУбрать
Обучение в Академии,
1936-1938 гг.
(0)

Шарлотта вернулась в опустевшую усадьбу «Эрмитаж», которой управлял беженец из Австрии Александр Наг­лер – друг уехавшей в Америку миссис Мур. Первое время художница пыталась зарабатывать на жизнь, рисуя поздравительные открытки. Но в 1941 г. начала работать над рисунками, где рассказывала историю своей жизни. В течение двух лет Шарлотта Саломон написала гуашью 1325 картин, которые перерисовывала, редактировала, добавляя тексты и подписи. Около 770 работ составили уникальную книгу рисунков и текстов, которую художница назвала «живописной автобиографией» и пьесой.

ИзменитьУбрать
Автопортрет
(0)

В начале книги Шарлотта написала о себе в третьем лице: «И она обнаружила, что стоит перед вопросом: покончить с собой или предпринять нечто безумно эксцентричное». И далее, уже от лица героини: «Война продолжала бушевать, а я сидела у моря и глубоко заглядывала в человеческие сердца. Я была моей мамой, моей бабушкой – да, я была каждым персонажем, возникающим в моей пьесе».

ИзменитьУбрать
Жизнь? Или театр?
(0)

Все люди, которых знала и любила Шарлотта, под вымышленными именами стали персонажами ее живописного цикла. Семейство Саломон носит фамилию Канн, которая образована от глаголов «мочь», «уметь». Дедушка и бабушка превращены в «господина и госпожу Кнарре» (перевод фамилии с немецкого как «трещотка» отражает сложные отношения с ними Шарлотты).

ИзменитьУбрать
Амадеус Даберлон
(Альфред Вольфзон)
(0)

Одними из главных героев ее драматургического живописного описания стали мачеха Паула в образе известной певицы Паулинки Бимбам и преподаватель вокала Амадеус Даберлон, в котором нетрудно узнать Альфреда Вольфзона.

ИзменитьУбрать
(0)

Эта серия автобиографических гуашей под названием «Жизнь? Или театр?» стала не только художественным документом эпохи нацизма, но и ключом к пониманию жизни художницы. Как точно заметила в 1992 г. историк искусства Джудит Белинфанте, «Шарлотта использовала историю своей жизни, чтобы создать уникальное произведение искусства».

Вся книга рисунков разделена на три части. В прелюдии художница описывает сцены из детства и события в Берлине в 1930-х годах. Главная часть посвящена «любовному треугольнику», героями которого стали мачеха Паулинка, Амадеус Даберлон и сама героиня (то есть Шарлотта). В послесловии художница описывает свою жизнь на Лазурном берегу Франции.

ИзменитьУбрать
30.01.1933 – приход к власти
(0)

А жизнь эта с каждым днем становилась все трагичней. В начале 1943 г. нацисты, оккупировавшие юг Франции, активизировали поиск евреев. Шарлотта и Александр Наг­лер, оставшиеся единственными жильцами усадьбы «Эрмитаж», сблизились, и вскоре девушка забеременела. Единственными друзьями, с которыми общались Шарлотта и Александр, были доктор Моридис, лечивший бабушку Шарлотты, и его жена. Из воспоминаний жены Моридиса стало известно о последнем годе жизни художницы.

Узнав, что Шарлотта беременна, Александр стал настаивать на заключении брака. Супруги Моридис отговаривали их от этого шага, поскольку было опасно привлекать к себе внимание, и предлагали найти убежище в одной из маленьких горных деревушек. Но молодые люди, видимо, не чувствовали надвигающейся опасности, они все-таки зарегистрировали свой брак в сентябре 1943 г. в городской ратуше Ниццы. А 24 сентября 1943 г. в ходе массовой облавы Шарлотта и Александр были арестованы. По удивительному стечению обстоятельств незадолго до ареста художница принесла доктору Моридису две большие упакованные папки с рисунками и передала на хранение со словами: «Сохраните это, здесь вся моя жизнь!»

После ареста Шарлотту, бывшую на пятом месяце беременности, и ее молодого мужа отправили по железной дороге в нацистский транзитный лагерь в Дранси в окрестностях Парижа, а оттуда узников 7 октября 1943 г. спецпоездом №60 переправили в Освенцим, где беременных женщин, как правило, сразу «пускали в расход». В день приезда, 10 октября 1943 г., 26-летняя Шарлотта Саломон и ее нерожденный ребенок погибли в газовой камере концлагеря. Александр Наглер тоже умер в Освенциме от истощения. Дата его смерти неизвестна.

ИзменитьУбрать
Штурмовики.
Немецкие мужчины и женщины:
отомстите.
(0)

В 1947 г. Альберт и Паула Саломон, пережившие вой­ну в Голландии и оставшиеся жить в этой стране, приехали во Францию, чтобы разы­скать дочь. Но нашли они только ее картины, бережно сохраненные доктором Моридисом и признанные позже историками одной из вершин немецкого экспрессионизма. В начале 1960-х годов отец Шарлотты передал часть рисунков дочери в Музей еврейской истории в Амстердаме, а в 1972 г. все работы художницы стали собственностью этого музея. В 1981 г. была издана книга «Жизнь? Или театр?». Рисунки Шарлотты были показаны на десятках выставок в Нидерландах, Германии, США, Швейцарии и Израиле. К 90-летию художницы (в 2007 г.) ее работы в течение двух лет путешествовали по миру. Шарлотте Саломон посвящены спектакли в Германии и Англии, художественный фильм Франца Вайса, цикл для голоса и фортепиано Майкла Наймана.

Таким образом, жизнь Шарлотты Саломон продолжается в памяти тех, кто смотрит ее рисунки, читает книгу, посещает спектакли и выставки.

Возможно, об этом и написала художница на последних листах своей книги: «…Все будет хорошо, ей не нужно убивать себя, подобно ее предкам, ведь, чтобы любить жизнь еще больше, нужно однажды побывать умершим. Затуманенными сном глазами она увидела всю окружающую ее красоту, увидела море, почувствовала солнце и поняла: ей нужно исчезнуть на время из человеческой плоскости и принести все возможные жертвы, чтобы заново, из глубин, создать свой мир».


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №115 > Жизнь, похожая на драму
  Замечания/предложения
по работе сайта


2018-12-12 11:05:43
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Всемирный клуб одесситов Еженедельник "Секрет"