Тема 124-го номера журнала «Мигдаль Times» - «Однажды Рабинович».
В садике Одесского литературного музея стоит памятник «Неизвестному Рабиновичу». Вообще-то он называется памятник Рабиновичу, но это собирательный образ – маленького человечка, героя анекдотов. Но народное название памятника оказалось как нельзя кстати к теме нашего журнала, потому что многие известные Рабиновичи известны вовсе не под этой фамилией, как например,
Игорь Иртеньев или Александр Митта. О происхождении фамилии нетрудно догадаться – она от слова «раввин». А вот так ли хорошо мы знаем, что такое раввин и каково им стать и быть?
К рабиновичам по происхождению относятся и фамилии Рабин и Подрабинек. Но вот что общего между бульдозером и Оскаром Рабином и почему Ицхак Рабин не Рабин вовсе – вы можете узнать из нашего журнала.
Если у вас возник вопрос, почему именно в литературном музее Одессы стоит памятник Рабиновичу – ответ очевиден: потому что три самых известных писателя с такими фамилиями жили в нашем городе. И если вы их не читали, мы предоставляем вам такую возможность – прочесть хотя бы фрагменты.
На обложке журнала работа художника Зураба Мартиашвили
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
«Десять лет как жизни нет. Всё Айсберги, Вайсберги, Айзенберги, всякие там Рабиновичи».
«Золотой теленок»,
И. Ильф, Е. Петров
Происхождение этой легендарной фамилии прозрачно даже для неспециалиста – не в пример таинственному Коэну (см. МТ №109), который может оказаться и Кановичем, и Куном, и даже Кацем. Рабинович – значит, или сам исполнял роль ребе (рабби, раввина) или происходил из его семьи. А кто такой раввин вроде и говорить не надо, но когда у евреев все было так просто? Тут есть свои любопытные тонкости, о которых вы подробнее узнаете в статье Б. Капулкина «Человек с буквы "р."».
Рискну заявить, что неизвестных премьер-министров Израиля не бывает. Можно не помнить, как зовут председателя КНР, но что делает в данный момент Израиль и под чьим руководством – мимо этого не пройдет ни одна газета и ни один телеканал.
Конечно же, не только Шолом-Алейхем, но и многие другие Рабиновичи, вступая так или иначе в публичную жизнь, по разным причинам брали себе псевдоним. Однако «страна должна знать своих героев». Представляем вам некоторых из них.
Людям, как известно, свойственно заблуждаться, что подтверждают регулярно издающиеся книги, где объясняется, что в Декларации Независимости США нет слова «демократия», Красная площадь в Москве названа так не большевиками, а гораздо раньше, еще «за царя», Наполеон не был коротышкой, а римляне, требуя казни, поднимали большой палец… К сожалению, ни в одной из этих книг не рассказывается о заблуждениях, связанных с термином «раввин», поэтому нам придется разбираться с этим самостоятельно, не дожидаясь милостей от книгописателей и книгоиздателей.
Александр Подрабинек – личность сложная, неоднозначная, но интересная. Предлагаем вам вкратце ознакомиться с его биографией и мыслями.
Как-то раз мой приятель листал поэтический альманах «День поэзии». Собственно, он не один его листал, а в компании друзей. Происходило это в гостеприимном, уютном одесском доме на Канатной, году в 1986-м. Тихим вечером за чашкой чая говорили, как ни странно, о стихах, о приоритетах в области изящной словесности. А еще о том, что как-то скудно, бедно стало в отечественной поэзии. Что не хватает новых имен, неожиданных и ярких. Что напечатанное в «Дне поэзии-86» отдает литературщиной, вторичностью, и стихи «одинаковы с лица», как понедельники на нелюбимой работе.
Каждому выдающемуся событию в мировой истории обычно предшествует какое-то локальное, трагическое событие. Смотрите сами: первая русская революция – 9 января («кровавое воскресенье»), Первая мировая война – выстрелы в Сараево.
«Человек – это мир».
(Из «Сказки странствий»)
Как художник Александр Рабинович стал режиссером Миттой? Эту историю он рассказывает часто, потому что о фамилии почти всегда спрашивают журналисты.
Одессе с литературными ее портретами повезло. Начиная с Пушкина… Город красуется в поэзии и прозе, улыбается и горюет на разных языках, различными стилями и разнообразными художественными приемами – в зависимости от того, что разглядел в нем тот или иной мастер пера.
«– Что же ты мне сделаешь, когда я терпеть не могу жидов, – вся раскрасневшись, перебила ее своим хриплым басом мадам Гензеншмальц. – Из-за них мне никогда покою нет. Нельзя улицы пройти без того, чтобы все не указывали: жидовка, жидовка. Из-за этих жидов и из Москвы нас выгнали. А там у нас такое хорошее, все благородное общество было.»
«Так вот она, Одесса-то, – подумал реб Хаим-Шулим...»
«Главное забыл! Ты спрашиваешь, где я остановился и что ем?»
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.