Конечно же, не только Шолом-Алейхем, но и многие другие Рабиновичи, вступая так или иначе в публичную жизнь, по разным причинам брали себе псевдоним. Однако «страна должна знать своих героев». Представляем вам некоторых из них.
Бен-Ами
Мордехай Рабинович (1854(?)-1832) – русскоязычный еврейский писатель и общественный деятель. Не зачислен в список известных рабиновичей интернета. Легче его найти под псевдонимом Бен-Ами – «сын народа», это литературное имя пристало к нему прочнее, чем настоящее. Смысл псевдонима и вопросительный знак возле места рождения означают одно и то же: он рос и осознавал себя сиротой. «Четыре города против семи гомеровских спорят за право быть моей родиной», – пошучивал он. В финал выходили два: Верховка, крохотный штеттл на Подолии (ему Бен-Ами отдавал предпочтение), и городок Бирзула (ныне Котовск Oдесской области).
Именно из Бирзулы он подростком приехал к одесской тетке и здесь учился, а потом преподавал в образцовой Талмуд-Торе, о которой оставил противоречивые воспоминания. «Идиллия, сдобренная ядом» – отзывались о творчестве Бен-Ами, и это относится не только к его мемуарам, но и к беллетристике. Во всяком случае, из его воспоминаний выступают незаурядные лица и характеры лидеров еврейской общины Одессы.
По поддельной метрике Бен-Ами (будем называть его так) получил полноценный гимназический аттестат и уехал в Киев изучать медицину. Однако любовь к литературе, особенно русской, пересилила, он возвращается в Одессу. В 1880 г. студент М. Рабинович занимает место на скамье в аудитории историко-филологического факультета Новороссийского университета. Там его и застают погромные события 1881 года.
По инициативе будущего писателя студенты-евреи организуются в группу самообороны. Через четверть века Бен-Ами опубликует воспоминания «Одесский погром 1881 года и первая самооборона», где укажет: самооборона «могла бы отстоять все, если бы не войско и не аресты. Она, во всяком случае, показала, что евреи могли бы защищаться сами».
Возможно, как раз скрываясь от этих самых арестов, Бен-Ами уезжает в Швейцарию, где и начинает активную литературную деятельность. В Женеве он сближается с украинским деятелем М. Драгомановым и печатает статьи в драгомановском журнале «Вольное слово», а также постоянно отправляет корреспонденции и рассказы в русскоязычный еврейский журнал «Восход». В 1887 г. Бен-Ами возвращается в Одессу уже признанным автором и становится неизменным членом тесного писательского кружка.
Его произведения чрезвычайно популярны, многократно издаются, выходит и собрание сочинений. Самым известным становится цикл рассказов «Дети "черты"». Одна из главных тем творчества Бен-Ами – сатира на корыстную ассимиляцию. Он становится страстным сионистом, дружит с Герцлем, его национализм кажется чрезмерным таким деятелям, как историк Дубнов, а влюбленность в еврейскую традицию – чрезмерной для такого прогрессиста, как поэт Бялик. Впрочем, творчество Бен-Ами Бялик ценит, переводит его рассказы на иврит.
После 1905 г. Бен-Ами почти постоянно живет в Женеве, в 1923 г. переезжает вслед за своими детьми в Израиль. Если сначала в первых отзывах критиков-современников его талант определялся как небольшой, но «милый, уютный, вдохновляющий», то современные исследователи уверенно характеризуют Бен-Ами как одного из самых талантливых писателей русско-еврейской литературы.
Леонид Волынский
В конце января 1945 г. нацисты проводили секретную операцию «М»: вывоз в неизвестном направлении многих произведений искусства, хранившихся в немецких музеях. В частности, тогда исчезли сокровища Дрезденской галереи и, возможно, не были бы найдены, если бы не младший лейтенант саперных войск Леонид Рабинович.
Выпускник Киевского художественного института, к тому же, свободно владевший немецким, оказавшись в Дрездене, Леонид стал расспрашивать горожан о судьбе галереи. В здании Академии художеств была обнаружена заминированная коллекция скульптур и план тайников. Командование поручило лейтенанту организовать поиск. Потом Леонид Волынский-Рабинович рассказал об этом в книге «Семь дней» – столько времени потребовалось поисковой группе. В заброшенной каменоломне нашли ящик с «Сикстинской Мадонной». В полузатопленной шахте погибали полотна Джорджоне, Тициана, Рембрандта. Десять лет реставраторы Москвы и Киева приводили в порядок 478 картин. В 1955-м их вернули в Германию.
В Киеве, после победы, Леонид узнал, что его родители погибли в Бабьем Яру. Жена и дочь чудом спаслись, сумев эвакуироваться в последний момент.
Когда Леонид Рабинович начал писать книги, он взял псевдоним – как считает украинский писатель Григорий Зленко1, «не для того, чтобы скрыть свое еврейское происхождение, а потому что в русской литературе уже был писатель Рабинович, Осип Аронович (1818-1869), притом земляк Леонида Наумовича…»
В послевоенные годы вышло несколько книг Леонида Волынского, посвященных искусству. Это упомянутые уже «Семь дней» (детективная история о поиске картин перемежается жизнеописаниями их создателей). По ней в 1960 г. в ГДР сняли фильм. «Зеленое дерево жизни», «Дом на солнцепеке», «Лицо времени», «Страницы каменной летописи» – для многих эти книги стали первым приобщением к миру живописи и архитектуры. Все они выдержали несколько изданий. Отдельные его книги вышли с рисунками автора, которые свидетельствуют о крупном даровании иллюстратора.
Писатель-фронтовик оказался не только мастером слова и тонким искусствоведом, но и смелым человеком. Он восхищенно писал о Ван-Гоге и импрессионистах в те времена, когда с высоких трибун обличали «формалистов». В повести «Сквозь ночь» Волынский одним из первых рассказал без прикрас о советских военнопленных, исходя из собственного опыта: осенью 41-го он попал на Полтавщине в окружение и в плен, сумел бежать. Его друг, тоже писатель-фронтовик Виктор Некрасов, назвал повесть лучшим, что есть на эту тему в советской литературе.
Друзьями Леонида Наумовича были также Давид Самойлов, Семен Лунгин, Зоя Богуславская, Авраам Милецкий.
В январе 2013 г. исполнилось сто лет со дня рождения Л. Волынского. Но сейчас его вспоминают редко. «…Ни в сводном библиографическом пособии "Писатели Советской Украины. 1917-1987" (Киев, 1988), ни в первом томе "Украинской литературной энциклопедии" (Киев, 1988) Леонида Наумовича Волынского нет». Нет и мемориальной доски на доме, в котором он жил.
Внучка писателя – Елена Костюкевич, блестящая переводчица с итальянского, – хорошо известна любителям Умберто Эко. Она вспоминала о Леониде Наумовиче: «Он умел спроектировать красоту и создать мелкие чудеса своими руками, буквально из никаких материалов... У него был ни с чем не сравнимый художественный вкус... Больше всего на свете, кроме жены, он любил искусство». (По материалам kp.ua, lechaim.ru, jew-observer.com)
Павел Леонидов
Павел Леонидович Леонидов (1927-1984) – музыкальный администратор, поэт-песенник, мемуарист, библиофил, легендарная фигура советской эстрады 1960-1970-х гг. Родился он в семье театрального актера Леонида Леонидова (Рабиновича) и Елены Левиной (дочери известного врача-терапевта Л.Г. Левина, расстрелянного по обвинению в убийстве А.М. Горького). Рос Павел в Ленинграде.
«В 18 лет я начал собирать книги. Собирательство перешло в страсть... Во всем мире это уважаемая профессия, но в СССР она преследуется.
…Россия была и осталась, по-моему, страной постоянного духовного голода, и это легко проследить по книжному спросу. Мне здесь повезло – собирая, меняя и продавая старые книги, я узнал и подружился с интереснейшими людьми…» (из интервью 1974 г.). В 25 лет Леонидов окончил книготорговый техникум, но работать пошел в московскую эстраду. Начиная с 1950-х гг., он работал конферансье и концертным администратором, вскоре превратившись в самого известного отечественного эстрадного организатора, часто именуемого «единственным советским импресарио». В этой роли он стал первооткрывателем многих звезд советской эстрады периода 1960-1970-х гг.
Среди прочих, П.Л. Леонидов был администратором Иосифа Кобзона, Вадима Мулермана, Валерия Ободзинского, Ларисы Мондрус, Владимира Высоцкого, Евгения Мартынова, Клавдии Шульженко, Марка Бернеса, Гелены Великановой, Анатолия Днепрова, «Веселых ребят».
Но он был не только администратором. «В 1969 г. я начал писать песни. Это пришло сразу и вдруг». Написал он их множество. Незамысловатые, нежные, лиричные тексты, которые хорошо ложились на слух и на язык, их легко было петь на улицах, на свадьбах, на проводах в армию и в ресторанах – «Тополиный пух», «Снежинка», «Песня моя, песня», «Школьный бал»… Сейчас их мало кто помнит, а тогда эти песни исполняли Шульженко, Кобзон, Магомаев и другие звезды эстрады.
До отъезда в США в середине 1970-х годов Леонидов работал режиссером московского Театра эстрады. Осенью 1979 г. вместе с Виктором Шульманом был одним из импресарио во время североамериканских гастролей Владимира Высоцкого.
«За несколько месяцев до отъезда я написал четверостишие, которое еще до моего отъезда, так сказать, ”пошло по рукам”:
Опять в Израиль утром синим
иду евреев провожать.
Бегут евреи из России,
а русским некуда бежать».
Павел Леонидов издал в Нью-Йорке три книги документальной прозы мемуарного характера: повести «Операция "Возвращение"» (1981) и «Переулок Лебяжий» (1982), воспоминания «Владимир Высоцкий и другие» (1983). Высоцкий приходился Леонидову двоюродным племянником. В фильме 2011 г. «Высоцкий. Спасибо, что живой» роль Павла Леонидова исполнил его однофамилец Максим Леонидов. (По материалам svoboda.org и др.)
Лу Рид
Это имя, по крайней мере, слышали те, кто всерьез интересуется рок-музыкой. Возможно, знают и его настоящее имя – Льюис Алан Рабиновиц (р. 1942). Музыкант, поэт, вокалист, фотограф, актер, один из основателей и лидер рок-группы «The Velvet Underground». Разнообразие его творческой активности, склонность к авангарду и смелым экспериментам дает основания назвать Лу Рида заметным явлением в западной культуре 20 века. Не зря менеджером его группы был другой культовый персонаж – художник Энди Уорхол. Лу Рида считают «отцом панк-рока», затем пост-панка и нойз-рока.
Родился Льюис Алан в Бруклине, родители происходили из семей российских эмигрантов. Отец, Сидней Джозеф Рабиновиц, в 1943 г. сменил фамилию на Рид.
Во время учебы в Сиракузском университете Льюис специализировался на журналистике, кинорежиссуре и литературном творчестве. Но вскоре его интересы сместились в сторону музыки. По словам Лу Рида, в рок-н-ролл он пришел с желанием написать «большой американский роман в музыкальном альбоме».
В университете Рид познакомился с гитаристом Стерлингом Моррисоном, который впоследствии вошел в состав «Velvet Underground».После окончания университета Рид работал сессионным музыкантом в нью-йоркской студии фирмы «Пиквик рекордз». Он записывал гитарные партии для различных исполнителей и писал для них популярные песни. Не удовлетворенный работой на вторых ролях, он с Терри Филлипсом, коллегой по студии, решили организовать коллектив, чтобы развивать собственные музыкальные идеи.
Так началась история «Velvet Underground». Эта группа (1965-1970), не особо известная «при жизни», впоследствии была признана основательницей альтернативного рока и одной из наиболее важных групп своего времени. «Один из феноменов Лу Рида – чрезвычайная влиятельность на умы нескольких поколений музыкантов и при этом относительно низкий уровень продаж альбомов. …Только пять тысяч человек купили альбомы "The Velvet Underground", но каждый из них основал свою группу». Пять тысяч групп – это вряд ли, но метафора достаточно выразительна.
Энди Уорхол, стараниями которого группа обзавелась солидным контрактом, привлекал музыкантов к работе в своем мультимедийном шоу и обеспечил им постоянные концерты в своем любимом ночном клубе на Манхэттене. Лу Рид на протяжении многих лет не уставал повторять, скольким он обязан этому необыкновенному художнику и человеку.
После ухода из группы в 1970 г. Лу Рид устроился на работу в отцовскую бухгалтерскую фирму. Однако уже через год он подписал сольный контракт с солидным лейблом RCA и в лондонской студии записал свой самостоятельный дебют, скромно названный «Lou Reed» (1972). Продюсером его второго сольного альбома, более успешного, стал Дэвид Боуи. В дальнейшем Лу Рид не раз удивлял слушателей диапазоном своих творческих интересов: от странного, но малоинтересного сборника звуковых эффектов «Metal Machine Music» (1975) до поэтичного альбома «Legendary Hearts». Уже в 1990-х гг. он участвовал в воссоединении «The Velvet Underground» и концертных турне.
В чем музыкант оригинален не был – так это в наполнении жизни наркотиками, другими скандальными увлечениями и разводами. Но к счастью для него, со временем все это затихло, и он не успел умереть молодым, как многие другие выдающиеся рок-музыканты.
Его третья жена – Лори Андерсон, перформанс-артист и композитор (она играет на виолончели, клавишах, скрипке, перкуссии). В 2008 г. они поженились.
В середине 2000-х музыкант увлекся фотографией – снимал интересные пейзажи и сооружения во время мировых гастролей. Его основные фотоработы можно найти на сайте нью-йоркской галереи Стивена Кашера. В 2009 г. в качестве режиссера он снял документальный фильм «Red Shirley» о своей двоюродной сестре, 99-летней эмигрантке из Польши Шуламис Рабиновиц (в замужестве Ширли Новик).
Его песни вошли в многочисленные саундтреки («На игле», «Шоссе в никуда», «Отель „Миллион долларов“», «Рок-н-рольщик»). Сам он участвовал в создании таких фильмов как «С унынием в лице», «Нация прозака», «Rock&Rule», «Так далеко, так близко» (режиссер Вим Вендерс).
Лу Рид участвовал в фестивалях движения «Радикальная еврейская культура»2. Известно, что творчеством Лу Рида вдохновлялись и русские рокеры, например, Борис Гребенщиков и Майк Науменко. (По материалам music.com.ua и др.)
Валентин Рич
Валентин Исаакович Рич (Рабинович, р. 1922 г.) – писатель, один из основателей и руководителей журнала «Химия и жизнь». С 1993 г. живет в Канаде.
Сразу привлекает внимание фраза из его рассказа о себе: «Сколько себя помню, всегда существовал в двух мирах – реальном и виртуальном». Его первые прозаические и поэтические опыты относятся к семилетнему возрасту. Позже он посещал литературную студию Ленинградского Дома писателей. Окончил Московский полиграфический институт. В 1956 г. в журнале «Юность» появилась первая повесть (документальная) Валентина Рича, в соавторстве с М.Б. Черненко, – о работе водолазов, которая потом была издана отдельной книгой.
В его первой фантастической повести «Сошедшие с неба» (1964) группа советских ученых-энтузиастов ищет доказательства известной гипотезы М. Агреста о посещении инопланетянами района Ближнего Востока в отдаленном прошлом. Написанные позднее вещи относятся, в основном, к юмористической фантастике. Рассказы из условного цикла «Кассиопейские рассказы» публиковались в сборниках.
В. Рич – автор сборников стихов, автобиографической повести «Мокрый луг», нескольких научно-популярных книг и большого количества научно-популярных статей, которые отличает легкий стиль, занимательность изложения и неподдельный интерес к описываемым достижениям науки и процессу научного поиска.
«Но наибольшее творческое удовлетворение, – пишет Рич, – я испытал, участвуя в создании журнала "Химия и жизнь" и его превращении в уникальное научно-художественное издание». Валентин Исаакович работал в редакции журнала около 30 лет.
Вышедшая в 2006 г. книга «Я-энциклопедия» представляет собой «постмодернистский вариант» мемуаров. В ней содержится оригинальная и парадоксальная информация о мире, в котором мы живем, как его видит и ощущает автор. Рич считает ее своей главной книгой. В предисловии он пишет:
«Следуя своему жизненному правилу – насчет порядка и его нарушения, – я расположил холодные наблюдения своего ума и горестные заметы своего сердца в общепринятой для энциклопедических трудов алфавитной последовательности. …Главное же отличие “Я-энциклопедии” от “Брокгауза”, “Британники” и прочих подобных изданий заключается в том, что приводимая в ней информация не претендует на объективность, будучи почерпнута исключительно из моего личного опыта, накопленного от соприкосновений с окружающей меня средой. Так что содержимое “Я-энциклопедии” следует считать литературной моделью не только (а возможно, и не столько) этой среды, но и (сколько) личности автора.
Сказанное не означает признания мною абсолютной объективности каких бы то ни было сведений, принимаемых обычно за истину. Человеческая память избирательна и, более того, лукава. Практически все люди, встреченные мною на моем жизненном пути, не имели адекватного представления даже о таком наиболее известном им предмете, как они сами.
Головы моих современников наполнены мифами и легендами – о Христе и Магомете, о Полку Игореве и татарском иге, о Ленине, Сталине, Великой Октябрьской революции и Великой Отечественной войне, о капитализме, социализме и диалектическом материализме, об Афгане, Чечне и подводной лодке “Курск”…
Каждое столетие, каждый год и даже день уносит одни сказки и приносит другие, какие-то факты уточняя, какие-то, наоборот, искажая еще больше». (pseudology.org)
И Валентин Рич занялся созданием собственных, личных мифов. Куда как актуально в эпоху, которая парадоксально сочетает в себе индивидуализацию и обезличивание мира.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.