БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №124 > Человек с буквы «р.»
В номере №124

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Человек с буквы «р.»
Болеслав Капулкин

Людям, как известно, свойственно заблуждаться, что подтверждают регулярно издающиеся книги, где объясняется, что в Декларации Независимости США нет слова «демократия», Красная площадь в Москве названа так не большевиками, а гораздо раньше, еще «за царя», Наполеон не был коротышкой, а римляне, требуя казни, поднимали большой палец… К сожалению, ни в одной из этих книг не рассказывается о заблуждениях, связанных с термином «раввин», поэтому нам придется разбираться с этим самостоятельно, не дожидаясь милостей от книгописателей и книгоиздателей.

А заблуждений хватает… Скажем, очень многие уверены, что раввин – это священник. В этом их поддерживает даже словарь Даля, сообщающий, что «раввин, либо равин, иудейский учитель, жрец, священник». Конечно же, тут Владимир Иванович несколько переусердствовал: еврейский священник называется «коэн» (коѓен), и о них уже рассказывалось в нашем журнале, а аналогов христианских священнослужителей, облеченных правом совершать таинства, у евреев просто нет. В этом смысле каждый еврей – священник (вот и Тора так считает – «И вы будете Мне царством священников и святым народом», глава «Итро» 19:6), а таинствами у нас занимаются Дэвид Копперфильд и Моссад.

ИзменитьУбрать
Рисунок Алексея КОЦИЕВСКОГО
(0)

Если мы откроем что-нибудь более компетентное в еврейском вопросе, чем словарь Казака Луганского (псевдоним В.И. Даля), то таких нелепостей не увидим, но и ясности нам не добавится. Большинство словарей и энциклопедий сходятся на том, что раввин – это «духовный наставник, руководитель религиозной общины». Причем, учтите, что это не два в одном, а совершенно разные люди. Впрочем, вы с таким уже встречались и в обыденной жизни. Например, доктор – иногда это врач, иногда обладатель ученой степени («Скажите, а вы настоящий доктор или доктор философии?»). Или профессор. Им может быть не только президент одной очень независимой державы, но и любой обладатель соответствующего ученого звания или соответствующей ученой должности.

Еще одно заблуждение может возникнуть у человека, чересчур доверяющего анекдотам. Такой доверчивой личности раввин представляется гибридом участника клуба знатоков «Что? Где? Когда?» и «Клуба путешественников», непрерывно куда-то едущим в поезде или самолете, причем его попутчиками всегда оказываются представители иных конфессий, с которыми ему приходится вступать в спор, чья религия лучше.
Раввинам действительно приходится очень часто отвечать на вопросы. Вы удивитесь, узнав, какие неожиданные вопросы способны генерировать пытливые еврейские умы, однако ездят настоящие раввины гораздо меньше анекдотических. А даже если и едут, то шансов оказаться в одном купе со служителем культа иной конфессии у них не больше, чем у премьер-министра Израиля сорвать овации на Генеральной Ассамблее ООН. Кроме того, в анекдотах раввины всегда выходят победителями из спора, так что, даже оказавшись с ними в одном купе, священник (а они ведь тоже читают анекдоты) вряд ли рискнет затевать диспуты на подобные темы.

СКАЖИТЕ, КАК ЕГО ЗОВУТ
Почему такого человека называют странным и непривычным для русского уха словом «раввин»? Впрочем, непривычно это слово практически для любого уха – еврейского, английского, испанского, американского, китайского, японского, не говоря уже об ушах тех народов, которые предпочитают заедать свои религиозные обряды соплеменниками или заглянувшими на огонек путешественниками.

Если сформулировать кратко, то называют так неизвестно почему, ибо происхождение слова «раввин» тонет во мраке истории и сравнительного языкознания. Суровые энциклопедии кратко сообщают, что слово «раввин» образовано от арамейского слова «рабин», вероятнее всего, обточенного затем напильником древнегреческого. Греки вообще приложили немало усилий для искажения еврейского языка – вспомните хотя бы Вирсавию, Соломона и Иисуса вместо Батшевы, Шломо и Йеѓошуа. Дальше это слово вместе с евреями и их духовными наставниками и руководителями общин отправилось по миру, где каждый народ в меру возможностей своего речевого аппарата постарался это слово дополнительно исказить. Американцы и англичане, например, такого человека называют rabbi и произносят «раббай». Звучит ужасно, хотя это еще ничего по сравнению с тем, как они называют наше пиво…

Поляки тоже говорят о раввинах rabbi, но произносят-то уже нормально – «рабби», а вот на украинском языке раввина называют «рабин» (это что ж получается – украинский язык родственен арамейскому?!). Обратите внимание, что у российских евреев среди фамилий, намекающих на раввинское происхождение, корня «рав» не найти, только «рабин» – Рабин, Рабинов, Рабинер, Рабинович, Подрабинек… Впрочем, загадки здесь никакой нет – большинство евреев Российской империи к моменту обзаведения фамилиями проживало в Польше, Украине и Белоруссии, русским языком не владело и о слове «раввин» никакого понятия не имело.

Ну, а что же первоисточник, святой язык Адама и Авраама? На иврите такой человек называется «рав». Изначально слово «рав» означает «великий», «значительный», а также «учитель», что в принципе и объясняет все функции носителя этого имени. Рав – это человек значительный и солидный (читай «хорошо образованный», так как в еврейском мире влиятельность и статус во многом определяются именно знаниями). Человек, который имеет некую квалификацию в области еврейских знаний (а значит, может учить людей) и возглавляет или может возглавлять еврейскую общину.

ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?..
Употреблять слово «рав» в отношении человека, знающего Тору (хорошо знающего), начали сравнительно недавно. По еврейским меркам, разумеется, недавно, то есть примерно 2000 лет назад. До этого времени таких людей называли мудрецами (в восточных общинах, кстати, до сих пор раввинов называют «хахам» – мудрец), старцами и старейшинами (в еврейской традиции слово «закен» – старец – является синонимом мудреца), а также судьями («даян», причем сейчас даян – это раввин более высокой квалификации).

Лишь во времена составления Талмуда1 законоучителей начали называть «рав». Тогда это слово, подобно современной дамской сумочке, вмещало в себя все возможные смыслы. «Рав» тех времен – это действительно великий учитель, потому что так именовались самые выдающие мудрецы, законоучители. Сейчас мудрецов, способных вынести законодательное постановление (псак-дин), изменяющее или подтверждающее действующие законы Торы, называют посек (мн. поским). Впрочем, посек – это высочайшая категория для раввина, и дай Б-г, чтобы их сейчас на весь народ набралось хотя бы два десятка… Во времена составления Талмуда их было немножко больше, но все равно не так много, как хотелось бы.

Через пару сотен лет, во времена редактирования Талмуда1 произошло пространственно-языковое разделение – законоучителей Вавилонии стали называть «рав», а законоучителей Эрец-Исраэль – «рабби» («мой учитель»)2. Разделение это не случайно – получить официальный статус раввина можно было только в Эрец-Исраэль, поэтому вавилонские ученые зависели от израильских и называли себя «рав», а израильских – «рабби».

Понятно, что бывали такие счастливые места, где равов было больше, чем один, поэтому для раввина, возглавлявшего общину, использовался титул «ѓа-рав»3.

В 19 веке в России возник унылый феномен казенных раввинов. То есть все началось с того, что в 1804 г. евреям вроде бы разрешили самим выбирать раввинов, но утверждать их должны были власти. Потом было объявлено, что раввином может быть только член партии, пардон, знающий русский, польский или немецкий языки. Закончилось все тем, что должности раввинов предоставлялись только выпускникам раввинских училищ Житомира. Вильно и Одессы. В училищах этих еврейским предметам не так чтобы совсем не уделялось внимания, но явно недостаточно (как по меркам людей, видевших Виленского Гаона, Бааль Шем-Това и Алтер Ребе). Общины, правда, нашли выход – «избирали» согласованную кандидатуру, но назначали ему такую маленькую зарплату, что желающих не находилось, либо ему приходилось по вечерам немножечко шить, а все реальное управление передавать так называемому духовному раввину – таки да мудрецу и знатоку Торы. Официально такой раввин назывался «ученым» (ламдан). Он «объяснял сомнения, к богослужению или обрядам веры относящиеся». При этом он находился под контролем казенного раввина и подчинялся его решениям, а вот евреи подчинялись все-таки решениям раввина духовного.

ИзменитьУбрать
Рисунок Алексея Коциевского
(0)

В настоящее время не во всех, но во многих еврейских общинах действует принцип «мара де-атра» (с арамейского – «господин места» или «местный учитель») – «один раввин для одного места», то есть раввин, авторитету которого подчиняются все остальные раввины города. Часто такого человека называют «главным раввином города». Однако, если в Израиле Главный раввинат – вполне бюрократическая структура, и главным раввином города могут назначить – словно начальника подотдела очистки коммунхоза, – любого обладателя раввинской «корочки», то в диаспоре главным раввином становится тот человек, авторитет и заслуги которого признаются остальными евреями. Если вспомнить, что устраивали евреи Моше-рабейну (Моисею) в пустыне все 40 лет, то легко понять, как тяжело быть главным раввином города, и что в списке самых опасных и вредных профессий «главный раввин» должен по праву находиться где-то между испытателем новых взрывчатых веществ и укротителем огнедышащих драконов.

ИзменитьУбрать
Рисунок Алексея КОЦИЕВСКОГО
(0)

СТАТЬ РАВВИНОМ ЗА 24 ЧАСА? ФИГ ВАМ!
Как получить возможность писать перед именем и фамилией скромное, но весомое «р.»? Как заставить ваших родственников и знакомых произносить «рав», обращаясь к вам? Рецепт прост – учиться, учиться и еще раз учиться. И так лет 10.

Еврейский мальчик начинает учиться с 3 лет, когда он идет в хедер (эдакая смесь детского сада и начальной школы; чем старше ребенок, тем меньше становится сада и больше школы). К 13 годам, достигнув возраста бар-мицвы, он более-менее осваивает Хумаш (Пятикнижие) и поступает в иешиву. Иешива бывает ктана (младшая) и гдола (старшая). Первые три года мальчик учится в иешиве-ктана, изучая там Гмару (Талмуд с комментариями), Шулхан Арух (еврейские законы), Та­нах (точнее, ту его часть, где идут Писания и Пророки), а в хасидских иеши­вах – еще и хасидут. Хасидутом день начинается и хасидутом день заканчивается.

Первый год уроки идут в привычном всем стиле – учитель говорит, а ребята слушают (или тоже говорят, отвлекаются, балуются, ну в общем, как все дети). Но, начиная со второго года, учеба и подготовка становятся все более самостоятельными. Например, Талмуд учат так – объявляется тема, дается час на самостоятельную подготовку. Каждый занимается сам или с товарищем (это называется «хеврута»), после чего приходит раввин (он же учитель) и выясняет, кто чего понял.

ИзменитьУбрать
Рисунок Алексея КОЦИЕВСКОГО
(0)

В иешиве-гдола учебная программа такая же, но уровень изучения гораздо глубже и времени на самостоятельную работу отводится гораздо больше. Занятия проходят 3 раза в неделю, остальное время – самостоятельная подготовка. Казалось бы, вот оно, золотое студенческое время, гуляй – не хочу, от сессии до сессии, и так далее, но так не происходит. Иешива – это вам все-таки не физмат, тут учиться надо. К тому же, студентов постоянно проверяют – регулярные контрольные письменные и устные, каждую неделю, каждый месяц, раз в полгода (оценки ставят по 100-балльной шкале).

Иешива раз в 2 месяца выпускает специальный сборник, в который помещают хидушим (толкования и изыскания) своих студентов. Попасть в такой сборник очень почетно, а уж как радуется и гордится семья студента, догадайтесь сами. Да и иешивы охотно меряются своими сборниками – у кого толще сборник и глубже изыскания.

Средний размер иешивы – 400-600 человек, хотя бывают и гиганты, вроде лейквудской иешивы, где учится 3000 человек.

Отучившись таким образом 3-4 года (в хабадских иешивах принято в последний год отправлять студентов в нью-йоркскую иешиву «Томхей тмимим»), многие студенты сдают экзамен на получение смихи.

«Смиха» (ивр.) – «наложение рук» (ничего суицидального) или «рукоположение». Изначально она символизировала передачу полномочий от одного мудреца к другому (или признание его равным себе). Первым смиху получили от Моше-рабейну Йеѓошуа бин Нун (которого греки обозвали Иисусом Навином), а также 70 старейшин. Как пишется об этом в первом же предложении трактата «Пиркей авот»: «Моше принял Тору на Синае и передал ее Йеѓошуа, Йеѓошуа – старейшинам, старейшины – пророкам, пророки передали ее Великому собранию ученых». Традиция, по которой человек становился законоучителем только после того, как его рукоположил человек, уже имеющий такую смиху, продержалась примерно до 5 в. н.э.

После восстания Бар-Кохбы римляне запретили смиху и предписали казнить всякого, кто даст смиху, кто получит смиху, а также – разрушить город, где такое случится.

В 16 веке р. Яаков Бейрав попытался возродить институт смихи и даже получил одобрение многих мудрецов, однако нужно было согласие абсолютно всех еврейских мудрецов, а такое под силу только Машиаху.

Впрочем, слово «смиха» не исчезло из словаря иешиботников, и многие из них по-прежнему стремятся получить теудат-смиха (удостоверение о получении смихи), как формальное подтверждение своих знаний. Для этого необходимо сдать экзамены по четырем разделам еврейского законодательства: «млиха» (законы высолки мяса), «теоройс» (законы семейной чистоты), «басар ве-халав» (законы отделения мясного от молочного) и «шабес» (законы соблюдения субботы).

Обычно на это уходит год или два (баллов здесь нет, система «сдал – не сдал»), после чего принимавший экзамены авторитетный раввин (в Хабаде это рав Йеѓуда Ярославский, который, кстати, периодически приезжает принимать такие экзамены у одесских евреев) подписывает документ и – вуаля! – раввинский минимум у вас в кармане. Теперь по большинству вопросов, возникающих в повседневной еврейской жизни, вы можете найти ответ самостоятельно, хотя по более сложным вопросам по-прежнему придется обращаться к своему учителю.

Дальше перед вами, как в песне, открыты сто путей, сто дорог. Можно жениться (скажу больше – жениться нужно!) и потом несколько лет поучиться в колеле (специальном заведении для женатых мужчин). Поучиться – для себя, для души, не стремясь к каким-то формальным «корочкам».

Можно поступить в университет. В иешивах, конечно, не учат химию, физику и математику, но для человека, привыкшего заниматься самостоятельно, да еще и по 12-15 часов в день, подготовиться к поступлению в любой университет мира – не проблема.

Можно попытаться стать официальным дипломированным раввином. Для этого нужно заниматься в специальных колелях по программе «Ѓейхал Шломо» («дворец Шломо», в честь мудрейшего из людей, нашего царя Шломо, которого греки называли так, что и стыдно произнести). Здесь нужно будет выучить некоторые из трактатов и разделов Талмуда еще глубже и основательней, но зато такой диплом дает право работать в главном раввинате Израиля.

Все? Ну, не совсем. Конечно, раввин – он и в Африке раввин, и вроде бы расти дальше некуда, но можно попробовать стать даяном. Не Моше Даяном, а судьей раввинского суда. Правда, для этого придется учиться еще больше, чем завещал великий Ленин, очень глубоко вникнуть во многие вопросы и, в конце концов, просто взять на себя ответственность за вынесение решений.

НАШ ДЕВИЗ – ЧЕТЫРЕ СЛОВА:
«РАВОМ СТАЛ – УЧИ ДРУГОГО»

И напоследок цитата из рава Элияѓу Эссаса: «…даже получив смиху, человек не должен называть себя равом (раввином), до тех пор, пока не начнет преподавать Тору – в иешиве, в синагоге или даже – у себя дома, собирая группу на регулярные занятия».

Так что, дорогие евреи, приходите в синагоги и иешивы на занятия. Дайте возможность раввинам быть раввинами.


1Время составления Талмуда обычно называют «мишнаитским периодом» или «периодом таннаев», а время редактирования – «периодом амораев».
2К слову «рав» добавляется суффикс, образующий в иврите притяжательное местоимение.
3Определенный артикль «ѓа» придает значение исключительности, и титул можно перевести как «Действительно великий» или «Самый великий». Подобный принцип сохранился, и когда евреи перебрались в места не столь (а также столь) отдаленные – «раб де ла корте» (Испания), «арраби мор» (Португалия), «хохмайстер» (Германия), «ѓа-рав ѓа-колель», «ѓа-рав ѓа-гадоль», «рав ѓа-колель ѓа-манхиг» (восточные общины), «хахам-баши» (Турция).

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №124 > Человек с буквы «р.»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2021-12-02 04:51:18
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Jerusalem Anthologia Jewniverse - Yiddish Shtetl