БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №124 > «Рабин, шепчу с опаскою...»
В номере №124

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

«Рабин, шепчу с опаскою...»
Дмитрий Меламуд

Рискну заявить, что неизвестных премьер-министров Израиля не бывает. Можно не помнить, как зовут председателя КНР, но что делает в данный момент Израиль и под чьим руководством – мимо этого не пройдет ни одна газета и ни один телеканал.

Но что остается в памяти, когда бывший премьер-министр уходит с политической сцены? Наверное, самое значительное из того, что ему удалось сделать. Давида Бен-Гуриона помнят по Декларации Независимости, Голду Меир – по трагедии Мюнхенской Олимпиады и Войне Судного дня, Менахема Бегина – по мирному договору с Египтом и разбомбленному иракскому ядерному реактору. Премьер-министр Израиля Ицхак Рабин навсегда останется тем, кто пожал руку «врагу номер один» еврейского государства Ясиру Арафату и подписал с ним соглашения в Осло, а затем стал жертвой политического убийства – для Израиля почти немыслимого. Как так вышло? Давайте по порядку.

ИзменитьУбрать
Ицхак Рабин, Бил Клинтон, Ясир Арафат
(0)

Ицхак Рабин родился 1 марта 1922 года в Иерусалиме в семье идейных социалистов-марксистов Нехемии Рабина1 и Розы Коэн, переехавших в подмандатную Палестину за несколько лет до того. Их сыну довелось испытать на себе все прелести марксистских экспериментов своих родителей. Школа, в которую он пошел, провозглашала обучение исключительно через физический труд, читать дети должны были научиться сами. Лишь к концу третьего класса, увидев, что система не работает, Роза Коэн научила ребенка читать.

По окончании семи лет в начальной школе, Ицхака на два года отправляют учиться в школу в киббуце «Гиват ѓа-Шлоша», а потом – в считавшуюся престижной (но при этом пролетарско-крестьянской) школу «Кадури».

К этому моменту вокруг еврейского ишува в Палестине сгущаются тучи. В разгаре «арабское восстание», несколько раз арабы обстреливают школу. С учениками проводят занятия по военной подготовке. После подавления англичанами «арабского восстания» начинается Вторая Мировая война. Но, несмотря на вызванные войной перерывы в учебе, Рабин с отличием заканчивает школу в 1940 г. Отец планирует отправить его учиться в Беркли, но вместо этого Ицхак вступает в Пальмах2 , и начинается его военная карьера.

На тот момент у еврейского ишува не было регулярной армии, не будет ее и к началу Войны за Независимость. Хагана3 была милицией, силами самообороны, а Пальмах представлял собой боевые отряды, рассчитанные разве что на диверсионную деятельность. Когда в 1941 году англичане взялись за обучение бойцов Пальмаха, их задачей было ведение партизанской войны в случае сдачи англичанами Палестины. Но появления в Палестине еврейской армии они допустить не могли. Да и еврейское руководство не представляло себе, что наличие армии окажется жизненно необходимым уже в первые дни после провозглашения независимости, армию планировалось создать лишь через несколько лет.

По этой причине 1400 бойцов Пальмаха приняли на себя первый удар арабских армий в Войне за Независимость и фактически спасли еврейское государство от гибели. Они не умели вести наступательную войну, среди них не было даже обученных командиров рот. Командир Пальмаха Игаль Алон взял Ицхака Рабина в свой штаб, потому что тот «умел проводить линии на картах и составлять таблицы». Попытки же Рабина командовать войсками на поле боя неизменно заканчивались неудачей, у него просто не было необходимых для этого качеств.

Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) создавалась из командиров Хаганы и бойцов Пальмаха. Был в этом важный политический аспект. Обе эти силы принадлежали движению сионистов-социалистов. Эцель4 и Лехи5 относились к движению сионистов-ревизионистов (возглавляемому сначала Жаботинским, а потом Менахемом Бегином). Бен-Гурион планировал сделать социалистов доминирующей силой в еврейском государстве, а для этого ему надо было разгромить Эцель. Это ему удалось сделать после расстрела «Альталены».

Корабль «Альталена» вез в Израиль оружие, которое изначально предназначалось Эцелю, но уже было договорено, что большая его часть будет передана ЦАХАЛу. Несмотря на это, Бен-Гурион объявил, что Эцель намеревается с помощью этого оружия захватить власть, и приказал расстрелять корабль. Найти в только что созданном еврейском государстве евреев, готовых стрелять по евреям, было нелегко. Удалось установить только одно орудие. После того, как был открыт огонь и корабль загорелся, находившиеся на нем бойцы Эцель попытались вплавь добраться до берега, где их арестовывали бойцы Пальмаха под руководством Ицхака Рабина. В дальнейшем Пальмах занялся «зачисткой» города от бойцов Эцель и разгромом его организационных структур.

Бен-Гурион, по всей видимости, считал себя обязанным Рабину. Рабин оказался единственным высокопоставленным офицером Пальмаха, вошедшим в руководство ЦАХАЛа. Можно предполагать, что именно «Альталена» стала «трамплином», который помог Рабину оказаться во главе Генерального штаба ЦАХАЛа­ во время Шестидневной войны.

Есть распространенный миф о гениальных планах (составленных, конечно в Генеральном штабе), которые обеспечили Израилю победу в Шестидневной войне. На самом деле, война развивалась вопреки всем планам. Командиры действовали по обстановке, министр обороны Моше Даян отдавал приказы через голову Рабина. Более того, многочисленные свидетельства подтверждают, что в этом время Рабин находился в тяжелой депрессии и просто не был в состоянии руководить. Но военные успехи, фотографии на фоне освобожденного Иерусалима создали Рабину славу «гениального полководца» и открыли путь карьере Рабина-политика. В 1968 году Рабин уходит в отставку с поста начгенштаба и отправляется послом Израиля в США собирать политические дивиденды военных побед.

Неудачи Войны Судного дня помогли Рабину. Ответственными за них стали Моше Даян и Голда Меир, а Рабин сохранил славу автора побед Шестидневной войны. После отставки в 1974 году Голды Меир Рабин выигрывает выборы нового главы партии (МААРАХ) у Шимона Переса и возглавляет правительство.

Постоянные дрязги между Рабиным и Пересом внутри партии, неспособность принятия политических решений привели к падению правительства Рабина. Последней каплей стала публикация журналистского расследования, которое обнаружило, что у четы Рабинов есть счет в американском банке, что по тогдашним израильским законам было запрещено. В 1977 году Рабин уходит в отставку с поста премьер-министра и председателя партии, и на последовавших после этого выборах впервые в истории Израиля побеждает правая партия (Ликуд) во главе с Менахемом Бегином.

В политику Рабин возвращается в 1984 году в качестве министра обороны в правительстве Шимона Переса. Затяжная война в Ливане и авторитет Рабина как «господина безопасность» помогли Пересу «сыграть вничью» с Ликудом и сформировать правительство национального единства, договорившись, что Перес и Шамир будут возглавлять его поочередно, по два года каждый. Никаких особых успехов у Рабина на посту министра обороны не было. Более того, он проморгал начало арабской интифады – самого важного события тех лет в области безопасности. Пытаясь прикрыть свои просчеты, он, в итоге, заявил, что предсказать наступление интифады было невозможно, что это «стихийное проявление народного гнева» и побороть ее можно, только заключив мирное соглашение с Организацией Освобождения Палестины как представителем «палестинского народа».

Но не будем забегать вперед. Этому, последнему шагу, предшествовали выборы 1992 года, на которые Рабин во главе партии Авода шел все еще как легендарный глава ЦАХАЛа­, способный навести порядок и обеспечить безопасность. Победить на этих выборах ему помог и более чем миллион евреев, прибывших в Израиль из разваливающегося СССР и не очень хорошо разбиравшихся в израильской политике. Зато они прекрасно знали, что такое Шестидневная война и кто был тогда начальником Генерального штаба. Но, став главой правительства, Рабин не смог принести никаких полезных идей по укреплению безо­пасности Израиля. Политическое спасение для него состояло в одном – заявить, что ЦАХАЛ­ в принципе не способен победить ООП, и дать зеленый свет Шимону Пересу с его планами мирных переговоров.

Соглашения, подписанные в 1993 году в Осло, перевернули все с ног на голову: враги еврейского государства, не признающие за ним права на существование, стали законной администрацией Палестинской Автономии, а террористы стали «палестинскими службами безопасности», которым сам Израиль стал передавать оружие. На территории Иудеи, Самарии и Газы были выделены области, куда израильским силам безопасности заходить было запрещено. Ощутив вкус победы и полную безнаказанность, террористические организации расправили плечи. Жертв террора, который только усилился после соглашений Осло, Шимон Перес цинично назвал «жертвами мира». Сами же Рабин и Перес получили от этих соглашений огромные политические дивиденды. Им вручили Нобелевскую премию Мира, они стали желанными гостями на всевозможных форумах, а для левого лагеря в самом Израиле Рабин превратился в фигуру почти священную, некое подобие Пророка Мира. Дальнейшие события только поспособствовали канонизации этого образа.

4 ноября 1995 года на площади Царей Израилевых в Тель-Авиве, на митинге в поддержку соглашений Осло Ицхак Рабин был застрелен Игалем Амиром, ветераном бригады Голани. С точки зрения безопасности, произошедшее можно воспринимать либо как полный провал службы охраны премьера, либо как какой-то заговор. Ни то, ни другое ничего хорошего не говорит о работе спецслужб. Но в поддержку версии о заговоре можно привести следующий факт: Игаль Амир принадлежал к экстремистской группировке под названием «Эяль», главой которой был... провокатор ШАБАКа6 Авишай Равив. В 2000 году Равив был привлечен к суду по обвинению в непредотвращении убийства, но суд Равива оправдал, приняв его точку зрения, что Игаль Амир вышел из-под его контроля. Действительно ли это было так или в планах было перехватить Игаля в последний момент ради пущего пропагандистского эффекта – этого мы пока не знаем.

Так или иначе, убийство было использовано в политических целях на полную катушку. Фигура премьера, убитого во время исполнения «Песни о мире», стала символом. В честь Рабина начали называть улицы, площади и парки (улица Ицхака Рабина появилась даже в Одессе). В годовщину убийства стали проводить митинги памяти и уроки в школах по изучению «наследия Рабина». Культ Рабина приобрел черты, явственно напоминающие культ Ленина в Советском Союзе. Это не могло не вызвать язвительных замечаний из противоборствующего лагеря. Было написано даже несколько шуточных песен про Рабина – строчку из одной из них я вынес в заголовок этой статьи.

«Рим не отмечает день памяти Цезаря или Муссолини, Москва не чтит Павла I или Николая II, США, при всем уважении к павшим, и не думают устраивать парады и митинги в день убийства Авраама Линкольна или Роберта Кеннеди и так далее. С политиками вообще всякие юбилеи дело скользкое. Политики – не деятели всевозможных искусств, даже не полководцы. Однозначной оценки их работы и быть не может. Плата за власть, как правило, горька, часто несправедлива, но закономерна.
Сегодня кто-то из людей власти пользуется любовью и почитанием, завтра – он накрепко забыт. Такова доля тех, кто рискует испытать это тяжкое бремя».
Аркадий Красильщиков

Игаль Амир, в свою очередь, был помещен в полюс Зла. Пожизненное заключение, к которому он был приговорен на весьма скором суде, кажется его противникам явно недостаточным. Вот уже 18 лет он содержится в одиночной камере, где условия волей тюремной власти ужесточены до предела, чего не удостаивались самые страшные убийцы евреев. Был даже принят персональный закон его имени, лишающий его права на помилование.

Но за эти 18 лет многое успело произойти в Израиле и многое поменялось в сознании израильтян. Пагубные последствия соглашений Осло и невозможность достичь мира таким путем становятся все более очевидными. В 2011 году митинг памяти Рабина был отменен – слишком мало оказалось желающих в нем поучаствовать. На смену лозунгам приходит осознание. Приходит понимание в том числе того, что Рабин не изменил ход истории по своей прихоти. Последовавшие за ним Нетаниягу, Шарон, Ольмерт действовали в том же направлении. А это значит, что причины разворота, произошедшего в Осло находятся глубже, в самой основе отношения каждого еврея к Эрец-Исраэль.

Если в представлении многих израильтян Земля Израиля не принадлежит евреям по праву, а просто попала им в руки по решению ООН, в результате войны или просто потому, что никакой другой не нашлось, их всегда будет преследовать чувство собственной неправоты, ощущение себя разбойниками, творящими несправедливость. И совсем по-другому ведет себя человек, который находит подтверждение еврейского права на Эрец-Исраэль в ТАНАХе. Для него Иудея и Самария, каждая долина и каждый холм – это земля праотцев, пророков, судей и царей, часть нашего наследия, без которого нам не выжить.


1В 18 лет Нехемия Рубицов отправился на заработки в США. Здесь он присоединился к сионистскому движению Поалей Цион. Тогда же он ивритизировал свою фамилию, превратив ее в Рабин.
2Пальмах – особые отряды Хаганы, позднее – часть Армии Обороны Израиля. Создан по согласованию с властями британского мандата в Палестине. Существовал с 15 мая 1941 г. по 7 ноября 1948 г.
3Хагана – военная подпольная организация в Палестине, существовала с 1920 по 1948 г. Британские власти наложили на деятельность Хаганы запрет, однако это не помешало ей организовать эффективную защиту еврейских поселений. С образованием еврейского государства стала основой Армии обороны Израиля.
4Эцель – подпольная организация, действовавшая на территории подмандатной Палестины с 1931по 1948 гг.
5Лехи («Борцы за свободу Израиля») – подпольная организация, действовавшая против британского мандата в Палестине с 1940 по 1948 гг. Была организована выходцами из «Эцель», которые не согласились с политикой прекращения борьбы против Великобритании на время Второй мировой войны.
6Шабак (или Шин-бет) – общая служба безопасности Израиля. Относится к системе спецслужб Израиля и занимается контрразведывательной деятельностью и обеспечением внутренней безопасности.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №124 > «Рабин, шепчу с опаскою...»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 01:24:00
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Jewniverse - Yiddish Shtetl Dr. NONA