БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №130 > БЛАГОРОДНОЕ ПРИСТРАСТИЕ
В номере №130

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

БЛАГОРОДНОЕ ПРИСТРАСТИЕ
Ольга КСЕНДЗЮК

«Настоящего коллекционера видно не по тому, что у него есть, а по тому, чему он может радоваться».
Марк Шагал

ИзменитьУбрать
Коллекционер. Худ. Чарльз Спенслей
(0)

В детстве я «коллекционировала» слова. Беру в кавычки, потому что подлинной коллекцией (каковыми являются, к примеру, собрания жаргонных слов1, анекдотов и т.п.) это, конечно же, не было. Меня просто завораживали интересные созвучия. Обычно такие собиратели в дальнейшем так или иначе занимаются литературной деятельностью… В числе прочего я обнаружила в книжке 60-х годов про дом и досуг необычно и выразительно звучавшие слова: филокартисты2, филуменисты3, нумизматы, филателисты.

Термин «филлумения» (предложен британской коллекционеркой Марджори Эванс в 1943 г.) в русском языке первоначально писался с двумя «л». В конце 1960-х в одном из постановлений Политбюро ЦК КПСС оно было написано с ошибкой: «филумения». Оспаривать это написание никто не осмелился, но и принимать ошибочное написание большинство русистов также не захотело. В результате практически на десятилетие слово было изъято из орфографических и иных словарей. В середине 1970-х слово вновь появилось в словарях, но уже в «редакции Политбюро».

Слов, начинающихся с «фил», оказалось довольно много, и у них были две особенности: «фило» означало «люблю», а сами слова часто имели отношение к коллекционированию. Ведь коллекционирование – это, в первую очередь, любовь, страсть. И только потом – деньги (или бедность), известность (или прозябание), романтика (или юридические проблемы). Являясь разновидностью любви, коллекционирование может быть азартным, полезным и радостным, а может стать и болезненным, маниакальным… Критерий – здоровое чувство меры. Что бы ни было объектом страсти – «Гвиана»4, яйцо Фаберже или яйцо динозавра5.

Как выяснилось при подготовке этой статьи, терминов, означающих разнообразные пристрастия к собиранию, сейчас гораздо больше, чем во времена моего детства. И они весьма причудливы, поскольку причудливы предметы страсти. Есть вкусные названия: фишефилия - собирание этикеток и наклеек на рыбных консервах, фромология - этикеток от сыра, гелатофилия - оберток от мороженого. Очень нравится мне глюкофилия= - это не коллекционирование глюков, как можно подумать, а – пакетиков сахара. Кстати, все перечисленные увлечения – подвиды =филолидии, собирания различных упаковок и фантиков.

Часто эти термины неудобопроизносимы. Перидромофилия - собирание транспортных билетов. Скрипофилия -  сбор и изучение отнюдь не скрипа, а ценных бумаг… утративших ценность. Плангонология - собирание кукол. Грабатология - грабли? Гробы? Вовсе нет – это собирание галстуков.

Сигнуманистика - коллекционирование и систематизация различных нарукавных и нагрудных нашивок и шевронов. Термин введен коллекционером Г. Плоткиным.

Библиотафофилия - это вовсе не опечатка. Есть такое увлечение – коллекционировать сведения об обладателях библиотек и коллекционных материалов, не позволяющих другим ими пользоваться в исследовательских и иных целях. Шутливое название произошло от греческих слов «biblion» – книга, и «taphos» – могила. А вот и вовсе кошмарное словечко – джигсопазлофилия - коллекционирование настольных игр…

Еще оказалось, что собирание прикольных опечаток – не просто забава, которой я развлекаюсь по роду деятельности, а ляпофилия, то бишь – коллекционирование нелепостей периодической печати, опечаток и казусов. Этим нередко увлекаются редакторы и журналисты…

Любопытно, что в более-менее новых названиях «фил» стоит уже не в начале слова, а в конце: киндерфилия, барбифилия. Во всех этих словах есть привкус медицинского диагноза. Ведь многие «филии» и «мании» находятся в сфере не столько собирательства, сколько психиатрии.

Что, собственно, отличает коллекционера от собирателя? Коллекционирование – занятие, безусловно творческое. Это «собирание чего-либо (как правило, однородных объектов), имеющего определенную ценность». Кроме того, коллекционирование «предполагает выявление, сбор, изучение, систематизацию материалов, чем оно принципиально отличается от простого собирательства».

Это стоит иметь в виду, прежде чем называть горку значков или ручек, бестолково лежащих в ящике, коллекцией. Шопоголикам тоже не нужно обольщаться – они отнюдь не коллекционеры, а люди, достойные сочувствия. И, конечно, если вы видите, что кто-то не может избавиться от массы старых вещей и пыльных коробок, и тащит в дом все, что подвернется под руку, – ненавязчиво посоветуйте ему обратиться за консультацией к психологу. Но перед тем, как выбросить это «собрание», покопайтесь в нем – вдруг обнаружите советских времен утюг, табличку, тарелку или бутылку? Такие вещи нынче в большой цене!

Коллекционирование в СССР было массовым, это был один из немногих доступных способов разнообразить жизнь. Пресловутые марки, кактусы (начало этой моде положил Юрий Гагарин), монеты, автографы, открытки, значки, холодное оружие, раковины, книги… Но «даже само понятие коллекционирования трактовалось неоднозначно, оно предполагало приобретение экспонатов только через систему государственной торговли, передачу по наследству, безвозмездный обмен, все остальное считалось противозаконной деятельностью, можно было запросто угодить в тюрьму. Было немало случаев, когда разгоняли клубы филателистов по факту перепродажи марок, брали с поличным собирателей антиквариата». (colls.ru)

Сегодня коллекционированием занято более 20% населения земного шара. Особенно популярна нумизматика – ею увлечено несколько миллионов человек. Среди российских коллекционеров каждый пятый – нумизмат, а вот некогда популярная филателия привлекает только 4% собирателей.

«...веселый, толстый, плотоядный, всегда он что-то коллекционировал – то марки, то монеты, то почтовые штемпеля, то этикетки с бутылок. Один раз, уже ставши биологом, он даже затеял коллекционировать экскременты, потому что Женька Сидорцев привез ему из Антарктиды китовьи, а Саня Житнюк доставил из Пенджикента человеческие, но не простые, а окаменевшие, девятого века. Вечно он приставал к окружающим, требуя мелочь, – искал какие-то особенные медяки. И вечно он хватал чужие письма, клянчил конверты с печатями…» (А. и Б. Стругацкие, «За миллиард лет до конца света»)

Психологи считают, что человек начинает собирать коллекцию, когда не может осуществить какие-то желания в реальной жизни. Например, фелинофил (собиратель предметов, имеющих отношение к котам) часто получается из человека, который не может завести в доме пушистого красавца, потому что он сам или кто-то в семье страдает аллергией.

Есть сведения, что страстно увлеченные коллекционеры живут на несколько лет дольше среднестатистических граждан и реже страдают от стрессов и депрессий.

Примечательно, что женщины менее склонны к коллекционированию. Одна из причин – значительная доля прагматизма в женском характере (не говоря уж о трудностях уборки в квартире коллекционера). Сами посудите, какой прок от крышек для унитаза, пауков, трамвайных вагонов, шоколадных оберток, жетонов метро, пуговиц, рогаток и многого другого? Некоторое благородное безумие и определенная авантюрность в парадоксальном сочетании с настойчивостью и педантизмом – такой коктейль чаще встречается у мужчин.

Разумеется, существует другой уровень увлечений – картины, драгоценности, редкие вина, антикварная мебель, автомобили, уникальные рукописи. Это уже вложение денег в сочетании с удовольствием.

Собирательство требует от человека максимальной концентрации. Академик Павлов считал его «самой типичной, чистой, самой распространенной из всех форм поведения, связанной с обнаружением "рефлекса цели", – основной формой жизненной энергии каждого из нас». Эйнштейн подчеркивал, что коллекционирование и, в частности, филателия – это «прекрасная форма отдыха, когда человек интеллектуального труда, отвлекаясь от напряженных размышлений, переключается на иной лад творческого обобщения и систематизации». (Pro-collections)

Философ и социолог Борис Фирсов пишет: «…книга может быть капиталом, но тогда ее собиратель не книжник. Собирателем не будет тот, кому книги нужны для работы, кто пишет новые книги. Книголюб – случай, когда на свете ничего нет, кроме любви к книге, книга для него – вся жизнь. Остальное – семья, к примеру, – может оказаться не главным. Без максимализма чувства, эмоций и намерений коллекционером не станешь». (polit.ru)


1Арготимофилия – коллекционирование жаргонных слов.
2Филокартия – коллекционирование открыток.
3Филумения – коллекционирование спичечных этикеток, коробков, самих спичек и др. предметов, связанных со спичками.
4Британская «Гвиана», или «Принцесса филателии» – одна из самых редких почтовых марок номиналом в 1 цент, была выпущена ограниченным тиражом в Британской Гвиане (ныне Гайана) в 1856 г. и существует в единственном экземпляре.
5Окаменевшие яйца динозавра были в коллекции собирателя редкостей Стэнли Сигера.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №130 > БЛАГОРОДНОЕ ПРИСТРАСТИЕ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-10-16 04:20:58
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Jewniverse - Yiddish Shtetl Еврейский педсовет