Выставка с таким названием открылась в Музее истории евреев Одессы в последний день августа 2014 года. Речь идет об одесском Обществе (Товариществе) независимых художников, основанном в 1917 году. Мы не писали в рекламе о том, что выставка приурочена к годовщине города: это и так понятно. Слишком многое значит – легендарная группа «левых» одесских художников для культуры Одессы.
Случилось так, что почти на столетие это объединение исчезло из анналов истории. И дело не в том, что многие участники группы по разным причинам покинули Одессу, многие погибли, кто в нацистских лагерях, а кто – и в советских. Вообще, все «левое» искусство получило клеймо буржуазного «формализма». О своем модернистском прошлом уцелевшие в СССР авторы опасались даже вспоминать.
Ситуация осложнялась и тем, что Яков Перемен, меценат, культуртрегер и активный сионист вывез в Эрец-Исраэль коллекцию этих мастеров (более 200 работ) еще в 1919 году. На том самом легендарном для истории Израиля пароходе «Руслан». Получилось, что одесская живопись 1910-х –
это только Товарищество южнорусских художников во главе с Кириаком Костанди, более или менее признанная школа в советской историографии. А одесские выученики Костанди, продолжившие образование в Мюнхене и Париже, сотрудничавшие с постимпрессионистами, фовистами, французскими кубистами и с российскими кубофутуристами, с «Бубновым валетом» и «Синим всадником», существовали лишь в виде изустной и крайне туманной мифологии.
Это у нас. Но и в Израиле судьба коллекции Перемена сложилась достаточно драматично. Несмотря на то, что несколько поколений израильских художников приобщались к «парижской школе» живописи, благодаря открытому частному собранию одесских художников, эти произведения по разным причинам не вошли в коллекции государственных музеев Израиля.
Наконец в 2002 г. Музей Тель-Авива устроил выставку и издал каталог под характерным названием «Между коллекцией и музеем. От коллекции Перемена к Тель-Авивскому музею». Однако лишь в 2006 г. куратор Музея Русского искусства им. Цетлиных в Рамат-Гане Леся Войскун представила в полном виде коллекцию Перемена. Сама Войскун вспоминает о серьезной исследовательской проблеме: ей удалось воссоединить коллекцию, разошедшуюся по наследникам Перемена, но об авторах работ в Израиле почти ничего не было известно. Однако Леся нашла издание 2001 г. одесской библиотеки им. Горького под названием «Черный квадрат над Черным морем. Материалы к истории авангардного искусства Одессы», содержащее, в том числе и ряд статей (О. Барковской, С. Лущика, В. Абрамова, Е. Яворской, Е. Голубовского и др.), посвященных «левым» художникам и их объединениям периода 1900-1910-х гг. Куратор приехала в Одессу, и в результате к выставке был издан великолепный каталог «Одесские парижане. Произведения художников-модернистов из
коллекции Я. Перемена».
Можно и нужно говорить о заметном влиянии выдающихся европейских и российских представителей авангарда на творчество Т. Фраермана, А. Нюренберга, М. Гершенфельда, И. Малика, И. Мексина, С. Фазини, С. Олесевича и многих других участников выставок «Независимых». Но, как верно отмечает Войскун, для нас в первую очередь важно, «что Независимые первыми в Одессе стали значимой альтернативой консервативному … направлению своих бывших учителей».
Вскоре после выставки в рамат-ганском музее часть коллекции стали готовить к продаже. В 2011 г. более 80 работ были выставлены на аукционе «Сотбис» и выкуплены единым лотом Фондом «Украинский авангард», учрежденным Б. Фуксманом, А. Адамовским и А. Сусленским специально для этой закупки. Специфика отечественного налогообложения пока не позволяет нынешним владельцам «официально» вернуть украинский (точнее, одесский) авангард в Украину. Поэтому местом хранения по-прежнему остается Израиль. Именно Израиль оказал финансовую поддержку для организации выставок «Независимых» в Киеве и, наконец, в Одессе. В названии выставки «Они вернулись» в Музее современного искусства Одессы, конечно, есть грустная недоговоренность – они вернулись лишь на месяц. Но и такое возвращение является крупным событием в истории одесского искусства.
Совместно с МСИО к этому событию свою экспозицию представил и Музей истории евреев Одессы «Мигдаль-Шорашим». В соответствии со спецификой и возможностями нашего музея внимание было акцентировано на документах, книгах, каталогах и фотографиях, рассказывающих о деятельности «Независимых», о печальных в большинстве своем судьбах художников, входивших в это объединение. Кроме того, через экспонаты, предоставленные для выставки, мы постарались напомнить о тех одесских исследователях и коллекционерах, без труда которых миф вряд ли стал бы реальностью. Это автор и составитель фундаментального библиографического справочника «Общество независимых художников в Одессе» Ольга Барковская, патриарх одесского «культурного краеведения» Сергей Лущик, журналист и коллекционер Евгений Голубовский, начавший подходить к этой теме еще в 1960-е, Алена Яворская, предоставившая блок материалов о творчестве Фазини, Е. Деменок, опубликовавший в соавторстве с Е. Голубовским большую статью о коллекции Перемена в журнале «Art Ukraine».
Мы также благодарны Виталию Оплачко, серьезно занимающемуся исследованием истории легендарного парохода «Руслан», семье Бабенковых, предоставившей уникальные документы и фотографии, касающиеся судьбы Иосифа Малика. Конечно, присутствуют в нашей экспозиции и оригинальные работы художников, входивших в Общество независимых: дары А. Дроздовского, А. Дымчука, Е. Голубовского, В. Верховского, И. Барановой, а также временно предоставленные оригиналы из собраний С. Лущика, С. Канивца, Е. Голубовского, С. Пельца.
Напомним, напоследок – «Независимые» открывали свои выставки в 1917, 1918, 1919 гг. – не самое, мягко говоря, комфортное время в истории нашего города. Тем не менее, интерес публики был широким, дискуссии, в том числе и в одесской периодике, – острыми, лекции и диспуты о новом искусстве – востребованными.
Впрочем, не будем забывать и о том, что крупное событие в культуре не всегда связано с «количественными показателями».
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.