СУПЕР-МАГАЗИН
Впервые мир узнал, что такое универсальный магазин, благодаря Майклу Марксу (1859-1907). Майкл родился в Белоруссии, в семье евреев-литваков, эмигрировавших позже в Англию. Он не особенно хорошо знал английский язык, да и образование толком получить не успел. В Лидсе местная еврейская община помогла ему устроиться на работу в компанию Barran.
Накопив немного денег, Майкл открыл собственное дело: он развозил по близлежащим деревням товар, который покупал со склада у фирмы Исаака Дьюхерста. Над своим первым магазином на рынке в Лидсе будущий владелец национальной торговой сети установил вывеску «Don’t ask how much – it’s a penny» – «Не спрашивай цену, любой товар стоит один пенс». Открыв лавки в соседних городах, он назвал сеть магазинчиков «Пенсовый базар Маркса». Предприниматель был уверен, что небольшая цена привлечет покупателя, а нужные в хозяйстве вещи, собранные под одной крышей, будут пользоваться спросом.
К 1894 г. Маркс понял, что один не справится. Исаак Дьюхерст рекомендовал ему своего кассира Томаса Спенсера. Спенсер вложил 300 фунтов в дело Маркса и счел это очень выгодной инвестицией. Благодаря деловым связям Спенсера, компания стала работать напрямую с производителями, понизила цены на товары и увеличила сеть. Название «Marks and Spencer» компания носит по сей день и соблюдает первоначальный принцип: товар должен быть дешевым, его должно быть много и различных видов.
В 1897 г. компаньоны построили крупный магазин в Манчестере, ставший центром империи «Маркс энд Спенсер». А открывшийся в 1930 г. в Лондоне универмаг Marble Arch занесен в «Книгу рекордов Гиннеса» как магазин, который собирал рекордное количество выручки на единицу площади.
Сегодня сети супермаркетов – важнейший элемент современной культуры потребления практически во всех странах мира.
В 1960-70-х гг. площадь залов супермаркетов достигала 2800 кв. м, а ассортимент товаров насчитывал около 8 тысяч наименований. Торговые просторы сегодняшних магазинов иногда представляют собой целые городские кварталы. В них с помощью маркетинга создают такие маршруты передвижения, которые заставляют обращать внимание на определенные виды товаров. 88% потребителей принимают решение о покупке непосредственно в местах продаж.
*
В 1936 г. покупки в супермаркетах все еще складывали в маленькие корзины. А корзины явно уже не хватало для возросшего аппетита народа. Сильван Натан Голдман (1898-1984), владелец сети супермаркетов в Оклахоме, стал раздумывать, как сделать так, чтобы посетители смогли приобретать больше товаров, чем помещается в корзинке. Однажды Голдмана осенило. Глядя на два складных стула, он решил соединить их, а к ножкам прикрепить колесики. Первую тележку Голдман сделал своими руками, подключив к процессу местного механика. У них получилась простая конструкция, состоящая из металлической рамы с саморегулирующимися колесиками. К ней была прикреплена корзина.
Клиенты встретили это новшество без восторга. Женщинам тележки напоминали детские коляски, от которых они и без того уставали. Мужчины опасались показаться недостаточно мужественными.
Голдман пошел на хитрость – он нанял людей, которые делали покупки «на публику», пользуясь тележками для продуктов. Идея сработала. Покупатели ощутили доверие к новому удобству и стали активно им пользоваться. Это значительно увеличило продажи. Еще больше они увеличились после изобретения детской тележки для продуктов.
Вскоре владельцы других супермаркетов стали внедрять у себя тележки, перестраивая проходы между рядами и кассовые стойки под их размеры. А в 1940 г. одно из популярных в Америке изданий назвало магазинную тележку одним из изобретений, изменивших мир. В шутку и всерьез о ней говорят: «колесница капитализма», «главный двигатель торговли в супермаркете».
ФАБРИКА ЗВЕЗД И МЕЛОДРАМ
Выходец из семьи российских эмигрантов Луис Майер (Лазарь Меир, 1884-1957) создал целую империю развлечений и множество «звезд».
Луис рано понял, что кино – прибыльный бизнес и мощное средство воздействия. Ему хотелось «нести в массы» добро и справедливость, уважение к семейным ценностям, благородство, патриотизм и осуждение насилия. Эти замечательные идеи плюс немножко везения оказались столь вдохновляющими, что через некоторое время Майер стал владельцем целой сети кинотеатров.
В 1916 г., вместе с миллионером Р. Роландом, Майер создал в Нью-Йорке корпорацию «Metro Pictures» со своей киностудией. В первом фильме продюсера Луиса Майера «Большой секрет» благородный герой спасает возлюбленную из рук таинственных иностранных злодеев.
В 1918 г. Майер перебрался в Голливуд. Уже в следующем году появились первые голливудские фильмы Майера с Анитой Стюарт в главных ролях, которые снискали успех у публики и критики.
Помощник Майера, продюсер Ирвинг Тальберг (1899-1936), отличался вкусом, знаниями и серьезным отношением к киноискусству. (С. Фицджеральд вывел его в качестве главного героя своего незавершенного романа «Последний магнат».) Он часто спорил с Майером, который хотел, чтобы фильмы предлагали зрителям красивую жизнь, понятную всем.
В 1924 г. нью-йоркский кинобосс Маркус Лоу (Лоэв) объединил студии Майера, «Метро» и «Голдвин» (владельцем последней был выходец из России Сэмюэл Голдуин). Была создана киностудия Метро-Голдвин-Майер – MGM. Луис Майер был ее вице-президентом. Логотипом новой компании стал рычащий лев студии Голдвина, впервые появившийся на киноэкранах в 1916 году.
При Майере студия MGM произвела много успешных фильмов с такими актерами как Грета Гарбо, Кларк Гейбл, Спенсер Трейси, Кэтрин Хепберн и др. С 1932 г. рекламная стратегия компании провозглашала: «больше звезд, чем на небе». По предложению Майера в 1927 г. была создана Академия киноискусства с ежегодным вручением «Оскаров». MGM вошла в историю и как первопроходец цветного кино.
Во время разгула нацизма в Европе Майер вывез в Америку 27 евреев, сотрудников европейских представительств студии, и обеспечил их работой и жильем. В 1938 г. Витторио Муссолини, сын итальянского диктатора и совладелец одной из кинокомпаний, с раздражением писал: «Голливуд полон евреями, как Тель-Авив».
В середине 1930-х на MGM было сделано несколько экранизаций классики. Проектом руководил Д. Селзник, зять Майера. Селзнику MGM обязана такими шедеврами как «Кинг-Конг» (1933), «Унесенные ветром» (1939) и «Ребекка» (1940).
В дни расцвета студия выпускала один полнометражный фильм в неделю, не считая короткометражек и сериалов. К концу 40-х гг. престиж МGM стал падать, число выпускаемых фильмов сократилось вдвое, а затраты на их производство возросли.
Майер не сработался с новым вице-президентом Дором Шэри, который тяготел к реализму. «Я знаю, чего хочет публика, – говорил Майер. – Сентиментальности! Что в этом плохого? Любви! Хорошего старомодного романа… Это приведет публику к кассе».
В 1951 г. Майер ушел из MGM – студии, которую он возглавлял 27 лет.
В «копилке» кинокомпании по состоянию на март 2009 г. – 205 «Оскаров», из них 15 – за лучший фильм. (vestnik.com, ru.wikipedia.org)
БОНДИАНА
Джеймс Бонд стал за последние полвека одной из самых культовых фигур массовой культуры. В книгах Яна Флеминга, автора Бонда, в отличие от созданных на их основе фильмов, нередко встречались отрицательные еврейские персонажи. Тем не менее, начиная с 1962 г., когда вышел первый фильм о Бонде, «Доктор Ноу», и до сего дня евреи играют явно положительную роль в создании бондианы.
Один из своих романов Ян Флеминг назвал «Голдфингер» – в честь своего соседа Эрне Голдфингера, венгерского еврея, известного архитектора-модерниста. Главный герой книги охвачен жаждой богатства и власти. Правда, в фильме о происхождении Аурика Голдфингера ничего не сообщается. Эту роль исполнил немецкий актер Герт Фребе, состоявший во время Второй мировой войны в нацистской партии.
Главным художником-оформителем всех классических лент о Бонде 60-70-х гг. был Кеннет Адам. Его отец и дядя были известными в Германии кутюрье, владели сетью конфекционов. После прихода к власти нацистов семья Адама бежала в Англию.
Ирвин Кершнер, прославленный режиссер и актер, поставивший «Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар» и телефильм «Рейд на Энтеббе» (об операции израильских спецслужб по освобождению заложников, см. МТ №56), создал ленту «Никогда не говори “никогда”» с Шоном Коннери, ставшую самым успешным по сборам фильмом о Бонде.
Уроженец Квебека Гарри Зальцман в 15 лет сбежал из дома с труппой бродячего цирка. Во время Второй мировой войны он служил в канадском корпусе, освобождавшем Францию. Затем, в Лондоне, он стал театральным, а впоследствии и кино- продюсером. Зальцман и американский продюсер Альберт Брокколи учредили компанию Eon Productions, которой по сей день принадлежат все права на все фильмы официальной бондианы.
Над сценариями первых картин бондианы работали известные литераторы: Джозеф Хеллер (автор «Уловки-22»), Билли Уайлдер, Бен Гехт и Вольф Манковиц. (jewish.ru)
РОМАНТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
Нора Эфрон (1941-2012) – американский режиссер, продюсер, сценаристка, журналистка и писательница. Больше всего она известна своими романтическими комедиями и является трехкратным номинантом на премию «Оскар» за оригинальный сценарий.
Нора родилась в Нью-Йорке, выросла в Беверли Хиллз. Ее родители, сценаристы Генри и Фиби Эфрон, происходили из семей восточноевропейских иммигрантов.
В начале 1960-х гг. Нора быстро сделала журналистскую карьеру. В середине 70-х опубликовала книгу эссе «Сумасшедший салат».
Нора Эфрон, вслед за родителями, начала писать сценарии для студии «XX век – Фокс». Ее сценариями заинтересовались Мерил Стрип («Силквуд», «Ревность»), Сьюзен Сейделмен («Куки»), Герберт Росс («Мои голубые небеса»). Но особенной популярностью пользовалась комедия «Когда Гарри встретил Салли» (1989), где Мег Райан и Билли Кристэл сыграли двух хороших друзей, которые через много лет поняли, что не могут жить друг без друга.
В 1991 г. Нора Эфрон продала студии сценарий «Это – моя жизнь» и неожиданно получила предложение стать его режиссером. В фильме рассказана история журналистки, матери двоих девочек, которая после развода пытается продолжить карьеру и как-то совместить это с личной жизнью. Дебют получился достойным.
Для второго фильма Норы «Неспящие в Сиэтле» руководство студии пригласило ведущих звезд – Мэг Райан и Тома Хэнкса. Нора Эфрон сознательно возрождала традиции классической романтической комедии, не боясь показаться излишне сентиментальной.
Полюбившийся ей актерский дуэт Райан – Хэнкс был приглашен и в романтическую комедию «Вам письмо» (1998), где остроумно обыграны приметы современности – интернет, электронная почта и пр. Эфрон любит наблюдать за процессом сближения людей и при этом подтрунивать над своими героями.
Нора Эфрон – одна из немногих режиссеров, кто стремится создать «женскую эстетику», используя для этого свой неподражаемый юмор». (e-reading.link)
СУПЕРМЕН И ДРУГИЕ
«Супермен», первый в роду супергероев, «появился на свет» в 1938 году. Спустя год с его приключениями расходились миллионными тиражами. Успех «Супермена» ознаменовал собой начало эпохи «сверхчеловеков» – героев, обладающих недоступными обыкновенным людям способностями. Они проникли во все уголки американской массовой культуры, начиная с популярнейших радиосериалов и заканчивая субботними мультфильмами и даже мюзиклами на Бродвее.
Созданы они молодыми еврейскими писателями и художниками в годы Великой Депрессии, когда иллюстраторам редко удавалось получить серьезный заказ. Посвященные супергероям комиксы 1930-40-х гг. стали детищем еврейских художников: Джерри Сигел и Джо Шустер - авторы «Супермена», Боб Кейн и Билл Фингер – «Бэтмена», Джек Кирби и Джо Саймон – «Капитана Америка».
Раввин С. Вайнштейн уверен, что создатели подсознательно наделили чисто американских персонажей собственными культурными ценностями и опытом. В книге «Вверх, вверх и вперед!» он анализирует еврейские мотивы, присутствующие в историях популярных персонажей.
Например, как он считает, «судьба» Супермена напоминает историю жизни его создателей, рожденных в семьях еврейских иммигрантов из Восточной Европы – им тоже приходилось приспосабливаться к чуждому окружению Нового Света.
К 1939 г. Супермен успевает спасти Луиса Лэйна из страны, напоминающей гитлеровскую Германию. А через два года авторы забрасывают его в фашистскую «Дюкалию». Он участвует в спортивных соревнованиях и побеждает светловолосых и голубоглазых атлетов на их собственной территории.
Еще большей прямолинейностью отличается Капитан Америка. На обложке первого выпуска комиксов с его участием он наносит удар в лицо Гитлеру – за 9 месяцев до того, как США объявили войну Германии.
«Сочувствующий» фашистам немецко-американский бунд отправлял в редакцию «Таймли Комикс» (позже – «Марвел»), выпускавшую комиксы о Капитане Америке, письма с угрозами. В 1940 г. министр пропаганды нацистской Германии Геббельс подверг резкой критике Супермена, назвав Джерри Сигела «хитрым израильтянином», готовым на все ради денег.
Необходимость скрывать истинную сущность стала своего рода фирменным знаком супергероев. Их создатели сами часто пользовались псевдонимами, чтобы завуалировать свою национальную принадлежность.
В 1961 г. Стэн Ли и Джек Кирби (Стэн Либер и Яаков Курцберг) снабдили сверхсильного члена своей Фантастической Четверки (Существо) американской модификацией еврейского имени – Бенжамин. Они описали историю его трудного детства в манхэттенском нижнем Ист-Сайде, в основном, заселенном евреями. По словам Ли, он никогда не задумывался о вероисповедании Существа, однако в 2002 г. новая редакционная команда разработала для него предысторию, в которой он читает молитву Шма для владельца ломбарда, находившегося по соседству с домом его родителей, и возвращает украденную им в детстве Звезду Давида. Владелец ломбарда мягко упрекает Существо за то, что тот никогда не говорил о религии. И задается вопросом: быть может, он стеснялся своего происхождения?
В 1981 г. редакция «Марвел» забросила своего героя Халка в Тель-Авив, где он познакомился с героиней по имени Сабра – сотрудницей полиции, обладающей сверхчеловеческими способностями и вынужденной их скрывать.
1980-е годы подарили Капитану Америке еврейскую подружку, заставили Атома объяснять остальным членам Лиги правосудия смысл Хануки и ввели в состав Людей-Икс Китти Прайд – религиозную внучку человека, пострадавшего во времена Холокоста.
Конечно, местами найденные Вайнштейном параллели выглядят притянутыми за уши. Он утверждает, например, что сотрудничество Бэтмена с Робином навеяно мудрыми высказываниями Учителей, записанными в Талмуде, в которых говорится о значении партнерства. В действительности же своим рождением Робин, скорее всего, обязан стремлению редакторов ввести в серию комиксов молодого героя, с которым могли бы ассоциировать себя юные читатели.
Более поздние шедевры жанра – графический роман Уилла Эйснера «Сделка с Творцом» и серия комиксов Арта Шпигельмана «Маус: рассказ выжившего» (получила Пулитцеровскую премию). Огромным успехом пользуются художественные фильмы о супергероях – «Человек-Паук», «Люди-Икс» и «Возвращение Бэтмена», в создании которых принимали участие режиссеры Сэм Райми и Брайан Сингер. (По материалам evrey.com)
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.