Через энное количество лет потребления голливудской продукции я заметила, что на Новый Год непременно раскладываю красиво упакованные подарки под елкой. В прочие праздники с трудом подавляю желание услышать дикий вопль «сюрприииз!» от дюжины людей в праздничных колпачках. И никто меня не уговаривал – просто я долго наблюдала, как это делают другие.
Это касается не только мыльных опер. И в детективных историях, и в фантастических триллерах, где на первом месте экшн (типа «Элементарно», «Менталист», «Грань»), – там тоже идет жизнь и как-то развиваются отношения между героями. Чем лучше эти линии продуманы, тем сериал успешнее.
Телесериал смешит. Однообразно-пафосные истории скучны. Грамотные сценаристы даже в серьезный сюжет вставляют иронические реплики, забавные мизансцены, прикольных персонажей.
Сериал удовлетворяет любопытство. Ведь жажда познавать новое, слава Б-гу, у нас еще осталась. Но часто не хватает сил, времени или умений. А новое стареет моментально, хочется быстрой смены впечатлений. И на помощь приходит сериал, раз за разом демонстрируя какую-то свежую ситуацию (на самом деле старую как мир, но мы закроем на это глаза). Эпизод завершается, проблема разрешена. Мы узнали, кто не убивал Лору Палмер и в чем загадка болезни очередного пациента доктора Хауса. Можем спать спокойно – до завтра. Правда, это суррогат новизны, но все-таки…
Сериал – повод собраться у телевизора с чем-то вкусненьким, обменяться репликами, иногда первыми за весь день. Он – соль и перец для тех, у кого в жизни недостает остроты, он – сладкая печенька к чаю. Сериал спасает от одиночества, населяя дом призраками. «Смотри-ка, у Воловица появилась девушка!» «Когда уже Эми будет нормально одеваться?» Включая вечером телевизор, словно приглашаешь в гости родственников или добрых приятелей. Только теледрузья, в отличие от реальных, удивительно милы, кушать не просят, не говорят нам гадостей, сами решают все свои проблемы и по первому нажатию кнопки безболезненно исчезают.
В книге Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз» школьник 60-х написал в сочинении: «Мой лучший друг – телевизор, и когда он портится, я не знаю, что делать. ... Когда я сижу дома, я никогда не чувствую одиночества с телевизором». С тех пор мало что изменилось. Правда, это тоже суррогат…
Сериал укрепляет надежду на то, что жизнь стабильна и даже почти нескончаема. Это очень важно. Временно «умирающая» телереальность возрождается на следующий вечер – или когда пожелаем. Дойдя до конца, можно начать сначала. Или найти что-нибудь новое – и наверняка встретить пару-тройку знакомых лиц. И каждое разгаданое преступление, каждый спасенный брак и т.п. способствуют установлению равновесия в ненадежном мире.
Я ничего не имею против качественных и содержательных сериалов. Во всяком случае, они куда лучше транквилизаторов. Главное – не путать свою жизнь с чужой, а иллюзии – с реальностью. Ну, и не смотреть по 15 серий подряд, заедая и запивая. Иначе глаза соберутся в кучку, живот – в горку, а мозг съест ктулху…
Признанное явление в этом жанре – американский комедийный сериал «Друзья» (шесть премий «Эмми» и премия «Золотой глобус»). Он начался в 1994 г. и шел 10 лет. Идея принадлежит продюсерам Марте Кауффман и Дэвиду Крейну. Финальный эпизод смотрели 52 миллиона человек. Говорят, при «расставании» многие плакали.
Классическое построение ситкома – главная сюжетная линия и несколько второстепенных. Каждая серия «Друзей» содержит три равноправных сюжетных линии. Роли главных героев в сюжете тоже совершенно равны.
Повседневная жизнь компании молодых американцев в извечном круге «любовь, дружба, работа, отдых», оказалась близкой и интересной зрителям разных стран. «Эти шестеро сразу стали родными... "Друзья" были единственной программой о нас. О нас в лучшей одежде, в лучших квартирах и, конечно, о нас более привлекательных…» – писала журналистка Л. Манген.
Его смотрят до сих пор. Типичные отзывы на форумах: «В сериале нет ни одного нормального персонажа – все со своими тараканами. За это он и люб всему миру». «Он никогда не надоест, его можно смотреть снова и снова…» Меня он подкупал не только остроумием, увлекательной интригой, обаянием главных героев, и прочим и прочим, о чем написано достаточно. Он подкупал еще какой-то трудно определяемой штукой под названием «атмосфера».
Этого очень недостает.
Закрытие «Друзей» стало определяющим моментом для истории телевидения в целом. Специалисты говорили о закате целой эпохи ситкомов. Выдающиеся сериалы 1980-1990 гг. начали постепенно уходить в прошлое.
Время изменилось, ничего не поделаешь. На смену человеколюбию приходит социопатия, на смену хэппи-энду – неопределенность, вместо стремления к стабилизации – хаос, и реальность все больше напоминает непредсказуемую и агрессивную вселенную «Доктора Кто». Но это уже другая история.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.