В одной хасидской майсе рассказывается о том, как некий молодой человек, одетый и подстриженный по последней парижской моде, вошел в синагогу местечка Бельцы и обратился к ребе, одетому в черный шелковый халат и высокую меховую шапку (сподик), с провокационным вопросом: «Как был одет Авраам, наш предок?» – «Я не знаю, сынок, ходил ли он по Земле Израиля, одетый, как мы, в лапсердак и сподик, – ответил ребе, – но я точно знаю, как он выбирал одежду. Смотрел, как одевались неевреи. И… одевался иначе».
В принципе, этой историей можно было бы и закончить рассказ о том, что думает иудаизм о современной культуре. А также – об искусстве, науке, моде и многом другом. Это все – нееврейское, евреи ведут себя иначе! Но недаром сказано «можно было бы». Жизнь – она многообразная, ее не втиснуть в прокрустово ложе анекдота или даже хасидской майсы. Особенно в наше время, точнее – примерно со второй половины XIX века, когда постепенно начали рушиться стены – реальные и виртуальные – еврейских гетто, и наши соплеменники получили возможность заниматься практически любой деятельностью. Ну, многие из них и ринулись в культуру. А также – в искусство, науку, моду и так далее… Хорошо это или плохо – на этот счет есть разные мнения, некоторые еврейские группы и сегодня продолжают добровольно замыкать себя в стенах «почти гетто», чтобы избежать соблазнов современного мира.
Другие не столь «радикальны». Например, Любавичский Ребе Менахем-Мендель Шнеерсон, основываясь на известном высказывании Баал-Шем-Това, что из всего происходящего вокруг нас, всего увиденного или услышанного нам следует извлечь урок – как мы должны служить Б-гу, призывал активно использовать все достижения научно-технического прогресса. И не просто использовать, но и сделать их средством служения Творцу.
Это можно сделать разными путями. Вот один из моих любимых примеров. Как известно, одна из задач еврейского служения – нести всему миру свет Торы и Б-жественного знания. Но как донести его до людей, которые не общаются регулярно не то что с раввинами, но и с простыми евреями? Особенно, так сказать, в доинтернетную эпоху. Шмуэлю-Йосефу Агнону, чтобы добраться до одной такой группы людей, пришлось даже… получить Нобелевскую премию по литературе!
Только представьте себе: 10 декабря 1966 г., Стокгольмский концертный зал, сотни почетных гостей, начиная с короля Швеции, десятки газетчиков со всего мира, телекамеры – еще бывшие тогда в новинку… И в центре всего этого великолепия – 80-летний еврей в черной кипе. Он произносит традиционную нобелевскую речь, начиная ее словами Талмуда: «Учителя наши, благословенна их память, говорили: не пристало человеку наслаждаться благами этого мира, не благословляя Творца». И далее рассказывает, какие благословения помог ему произнести Нобелевский комитет, а потом еще и произносит – прямо в зале! – два благословения: на царей (в наше время далеко не каждому представляется такая возможность) и на мудрецов. Вообще, рекомендую всем прочитать эту речь Агнона – настоящий гимн Торе, еврейству, Земле Израиля и… книгам, подлинное освящение Имени Всевышнего перед лицом всего мира.
Однако не стоит отчаиваться, если Нобелевская премия вам пока не светит. Ведь это был только пример, а сделать мир инструментом служения Творцу можно многими путями. Главное – помнить рекомендацию наших мудрецов: «Должен человек учить и твердить слова Торы и разговаривать с людьми спокойно и выдержанно, а все дела (в том числе и в разных областях культуры – искусства, науки, моды и т.д.) вести с приязнью».
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.