БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №160 > ОН УЛУЧШАЛ СТРАДИВАРИ
В номере №160

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

ОН УЛУЧШАЛ СТРАДИВАРИ
Наталья БАКЧЕВНИКОВА

Его биография изучена плохо: по одним данным, он родился в 1862 г., по другим – в 1864-м. Известно, что родился в Одессе. Умер осенью 1941-го, предположительно, в одесском гетто. Подробных данных о семье, профессиональном образовании – нет. И это при том, что Лев Владимирович Добрянский считается крупнейшим в мире скрипичных дел мастером. Про его шедевр 1910 г. Ян Кубелик – «чешский Паганини» – сказал: «Вашей скрипкой “Германия” вы не только достигли совершенства итальянских мастеров, но и перещеголяли их… Струны моего Страдивари кажутся мне теперь шпагатом».

Мы знаем, что учился Лев в Ришельевской гимназии и играл в гимназическом оркестре на скрипке. Тогда же и задумался о секретах ее создания и посвятил этому жизнь.

В 1891 г. он опубликовал очерк «Усовершенствование струнных музыкальных инструментов по известному способу, изобретенному Л.В. Добрянским». Замечу, что как человек разносторонний, в этом же году он опубликовал и сборник своих стихов «Вспышки и порывы», а в 1895-м создал либретто оперы «Бахчисарайский фонтан».

Лев Владимирович не признавал абсолютного авторитета Кремонской школы. Он искал безукоризненную форму скрипок, «строил» их из хорошо высушенного дерева (использовал старую мебель), изучал секреты лаков на старинных ружейных прикладах и музыкальных инструментах, изобретал свои лаки. Он серьезно занимался механикой и акустикой, изменил пропорции «тела» скрипки, монтировку струн и придумал прибор для определения их давления.

В конце века Добрянского пригласили в Санкт-Петербург работать с инструментами Придворного оркестра. Профессор Л. Ауэр дал блестящие отзывы о его работе. В 1902 г. Мюнхенская опера предложила Добрянскому переделать дешевую скрипку, чтобы она зазвучала. Результат превзошел все ожидания, и баварский принц позвал мастера для реставрации 17 скрипок из своей уникальной коллекции.

В Англии в Королевском колледже музыки хранится письмо Л. Добрянского скрипачу Адольфу Бродскому, датированное 1908 г. Из письма следует, что Бродский через герра Розенмейера из Франкфурта интересовался скрипкой Добрянского. Мастер ответил, что у него имеется очень хороший экземпляр, и он будет счастлив предоставить его скрипачу, когда тот будет в Одессе.

Успехи российского самородка могли привести к обесцениванию скрипок великих итальянцев, и это обеспокоило коммерсантов от музыки. Его пытались дискредитировать и даже якобы организовали покушения: дважды на него падали цветочные горшки с балконов. Ответ Добрянского неординарен и остроумен: виртуоз создал скрипку «Шутка». На нижней деке скрипки – Пьеретта, показывающая «нос», внутри надпись: «Посвящается моим врагам».

Добрянский уехал по приглашению Кубелика в Лондон, где совершенствовал инструменты Страдивари и Гварнери.

Петербургский музыкальный музей заказал ему привести в порядок 360 скрипок, но ему было интереснее творить свое. В 1905 г. он вернулся в Одессу и погрузился в создание своих скрипок.

В 1907 г. в Берлине состоялась публичная экспертиза созданных им инструментов. Эксперты – оба Иоганна Штрауса и скрипач Йозеф Иоахим были единодушны в оценке «выдающегося успеха в области скрипичного производства».

В 1910 г. Добрянский возвратился в Одессу. Спустя некоторое время он занял должность инструментального мастера придворного оркестра в столице, главного хранителя коллекции скрипок Его Императорского Величества.

Во времена советской власти слава не спасла Мастера от нищеты. В 1927 г. ГИМН (Государственный институт музыкальных наук) отказался даже рассматривать скрипку Добрянского, потому что ее форма отличалась от классической.

Известна судьба только нескольких скрипок Льва Добрянского. Скрипка Кубелика, «Германия», исчезла при невыясненных обстоятельствах.

Необычной была 29-я скрипка (1936 г): углы в верхней ее части отсутствовали, в нижней – закруглялись, изменены были и эфы. Скрипка обладала новым, чарующим звуком, но главное – «одесский Страдивари» подарил ее Сталину, назвал ее «СССР», на нижней деке выгравировал герб СССР, нотную строчку из «Интернационала» и цитату из Ленина. Благодарность последовала незамедлительно: Добрянского переселили из клетушки на чердаке в нормальную квартиру.

Последняя скрипка великого одессита родилась в 1940-м…


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №160 > ОН УЛУЧШАЛ СТРАДИВАРИ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2022-05-22 11:51:53
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Еженедельник "Секрет" Jewniverse - Yiddish Shtetl