Тема 160-го номера журнала "Мигдаль-Times" – "Музыкальная Одесса", и сделан он по материалам одноименной выставки в Музее истории евреев Одессы (которая открылась в мае и продлится до середины октября). Тема – бесконечная, даже если сузить ее до еврейской составляющей. И тем не менее, мы постарались охватить все виды музыкальной истории города – от синагогальной, клезмерской до оперной и эстрадной. Славную страницу вписали одесситы в капельмейстерскую историю, но безусловное первенство – за одесской скрипичной школой, одним из ярчайших представителей которой был Борис Гольдштейн. Более 150 лет в Одессе царила необычайная музыкальная атмосфера, чему есть немало свидетельств, в том числе и художника Соломона Кишиневского. Неудивительно, что в нашем городе зарождались музыкальные ансамбли, рождались музыкальные мистификаторы и скрипичных дел мастера. Одесские музыканты становились героями рассказов Куприна и Паустовского.
Школа Столярского и Одесская консерватория могут по праву гордиться плеядой музыкантов мирового уровня, и не удивительно, что Одесса вновь становится центром музыкальной жизни, городом, где проводится множество фестивалей и где по-прежнему рождаются таланты.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
Когда царь Шауль заболел (приступы ярости сменялись депрессией), позвали к нему юношу – пастуха Давида, искусно игравшего на разных музыкальных инструментах…
Музыка играла важную роль в иудаизме практически с самого рождения еврейского народа.
Вальсы, марши, мазурки, польки… военные оркестры! Вся Одесса слушает, танцует, играет, флиртует под эту музыку. Она доносится из Городского сада и Александровского парка, в выходные дни и по случаю торжеств, звучит из окон, «вживую» или на граммофонных пластинках. Ноты, ноты, ноты – одесских и столичных издательств. Какая барышня не знает вальсов Макса Кюсса, Исаака и Льва Чернецких, Абрама Рейдермана – «Амурские волны», «Голубая даль», «Тоска», «Осенние мечты»? И романтические истории, посвящения, сопровождающие эту прелестную музыку.
Посвящается Давиду Яковлевичу Дольбергу (преподаватель гимназии, друг С. Кишиневского)
Его биография изучена плохо: по одним данным, он родился в 1862 г., по другим – в 1864-м. Известно, что родился в Одессе. Умер осенью 1941-го, предположительно, в одесском гетто. Подробных данных о семье, профессиональном образовании – нет. И это при том, что Лев Владимирович Добрянский считается крупнейшим в мире скрипичных дел мастером. Про его шедевр 1910 г. Ян Кубелик – «чешский Паганини» – сказал: «Вашей скрипкой “Германия” вы не только достигли совершенства итальянских мастеров, но и перещеголяли их… Струны моего Страдивари кажутся мне теперь шпагатом».
Первые песни об Одессе сочинили украинские крестьяне-«заробітчани».Первые шлягеры, звучавшие на одесских улицах, привезли итальянские оперные труппы. Всю прочую «одесскую эстраду» создали евреи…
Одесса по праву гордится своими земляками-музыкантами. Попросите первого встречного назвать двух самых известных, и чьи имена вы услышите в ответ? Правильно! Давида Ойстраха и Эмиля Гилельса. Вполне возможно, что второй встречный назовет уже не два имени, а два десятка имен: в 30-е годы прошлого века «фабрика талантов» наладила «массовое производство» высококлассных исполнителей.
Буся Гольдштейн… Начиная с 30-х гг. теперь уже прошлого века, наверное, не было в Советском Союзе человека, профессионала или любителя музыки, – который бы не знал этого имени. О его поразительном даровании и мастерстве восторженно отзывались такие гиганты музыкального мира, как Фриц Крейслер, Жак Тибо, Жозеф Сигети, Карл Флеш, Мирон Полякин, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович.
Михаил Гольдштейн (1917, Одесса – 1989, Гамбург) – «обычный вундеркинд»: в 4 года он взял в руки скрипку, в 5 вышел на сцену, в 8 дебютировал как солист в сопровождении симфонического оркестра, в 9 лет поступил в Московскую консерваторию.
Анатолий Александрович Кардашёв вспоминает о своем преподавателе Гедеоне Израилевиче Лейзеровиче (1910-1977)
В свое время Одесса считалась одной из мировых столиц музыки. Ее скрипичная, пианистическая, вокальная школы гремели на весь мир, музыканты-одесситы покоряли престижнейшие театры и концертные залы, а одесская публика считалась столь взыскательной, что гастролеры уверяли: пройдешь в Одессе – пройдешь везде.
Как-то в свободный день я пошел с Барановым на Сухой лиман удить бычков. Мы тащили с собой две дыни - небогатую нашу пищу - и бамбуковые удочки.
....
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.