БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №160 > ТВОРЕЦ УКРАИНСКИХ ЖЕМЧУЖИН
В номере №160

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

ТВОРЕЦ УКРАИНСКИХ ЖЕМЧУЖИН
Наталья БАКЧЕВНИКОВА

Михаил Гольдштейн (1917, Одесса – 1989, Гамбург) – «обычный вундеркинд»: в 4 года он взял в руки скрипку, в 5 вышел на сцену, в 8 дебютировал как солист в сопровождении симфонического оркестра, в 9 лет поступил в Московскую консерваторию.

Михаил Гольдштейн (1917, Одесса – 1989, Гамбург) – «обычный вундеркинд»: в 4 года он взял в руки скрипку, в 5 вышел на сцену, в 8 дебютировал как солист в сопровождении симфонического оркестра, в 9 лет поступил в Московскую консерваторию. По одесским меркам – ничего особенного, даже в этой семье был еще один такой мальчик, Борис (Буся), впоследствии всемирно известный скрипач. А Михаил прославился иным способом.

Из-за травмы левой руки Гольдштейну пришлось оставить исполнительскую карьеру, и в 1948 г. он вернулся из Москвы в Одессу. Поступил на Одесское областное радио художественным руководителем музыкальных программ, преподавал и сочинял музыку. Был он человеком блестящим, остроумным, с широким музыкальным кругозором, имел богатейшую домашнюю нотную библиотеку. Но… Это было время установления отечественных приоритетов. Достижения мировой культуры зачеркивались, ее история переписывалась. Набирала обороты борьба с «абрамами», не помнящими родства.

«В кампании по борьбе с космополитизмом, развернувшейся в СССР в 1949-53 годах, жертв делили на различные категории. Были просто “космополиты”, и еще существовали “подпевалы космополитов”. Вероятно, учитывая мою принадлежность к музыкальной профессии, решили объявить меня “подпевалой”», – с горьким юмором вспоминал М. Гольдштейн.

В праве писать украинскую музыку ему отказали.

– Вы не можете правильно понимать украинскую музыку, – сказал ему партийный функционер, – потому что в ваших жилах течет кровь другой национальности.

– Но у Бетховена, не бывавшего на Украине и не украинца, есть вариации на украинские темы! – возразил ошеломленный композитор. – Бетховен же не был евреем, – прозвучало в ответ.

Михаил поделился «новостью» с близким другом – украинским историком и драматургом Всеволодом Чаговцом. Ссылаясь на историю музыкальных мистификаций, он-то и предложил Гольдштейну написать музыку, придумать ей автора и соответствующую историю. Приехавший в это время в Одессу Исаак Дунаевский тоже поучаствовал в авантюре, подбросив народную тему.

Так родилась сенсация: дескать, случайно, роясь в одесском Госархиве, Гольдштейн нашел партитуру неизвестной украинской симфонии (№21, остальные пропали) украинского помещика-самородка Н.Д. Овсянико-Куликовского, который доказал превосходство отечественной музыки над буржуазной западной.

«Находка» легла на стол худрука Одесской филармонии М. Казневского ко времени: тот шел на повышение в Киев и рад был приехать не с пустыми руками. Он поручил Гольдштейну подготовить партитуру к исполнению и начать репетиции. И закрутилось! Симфония была принята «на ура» в Киеве, Москве, Ленинграде, записана на пластинку, исполнялась по радио, статья об украинском таланте вошла в БСЭ. Миф обрастал плотью.

За создание книги о забытом композиторе взялся музыковед В. Довженко и приехал в Одессу за материалами. Не обнаружив оригиналов, он обвинил М. Гольдштейна в уничтожении старинных нот. Это вызвало интерес соответствующих органов. Обыски в квартире Гольдштейна, допросы. Нелегко было ему доказать свое авторство.

Выручили нотные записи с исправлениями и пометками (вначале мистификатор не учел особенностей духовых инструментов и нотных записей «того» времени) и свидетельства музыкантов. По счастью, шел 1959 г., «перегибы культа» были разоблачены, композитора не арестовали и даже дали ему возможность в 1964 г. выехать на работу в консерваторию Восточного Берлина. Оттуда он перебрался в Гамбург, где до ухода из жизни преподавал в консерватории.

М. Гольдштейн стал «еврейским отцом русских и украинских жемчужин классической музыки»: «Концерта для альта с оркестром И. Хадошкина», «Экспромта М. Балакирева», «Сонаты для виолончели и фортепиано А. Бородина». В Энциклопедический музыкальный словарь (Москва, 1966 г.) он по праву вошел как автор прекрасных музыкальных подделок.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №160 > ТВОРЕЦ УКРАИНСКИХ ЖЕМЧУЖИН
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-05-11 02:45:49
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Еженедельник "Секрет" Jerusalem Anthologia