21 июня [3 июля] исполнилось 120 лет со дня рождения одного из основателей филологии языка идиш – Дов-Бера Борохова.
Дов-Бер Борохов (1881-1917) известен в первую очередь как выдающийся идеолог сионизма, общественный деятель, оратор и публицист. А кроме того, он внёс значительный вклад в развитие идишистской филологии.
При этом образование Дов-Бера исчерпывается классической гимназией. Все прочее – результат самообразования. Он изучал иностранные языки, социологию, философию, историю и экономику.
Его отец Моше-Аарон был учителем в украинском городе Золотоноша и членом сионистского движения «Хибат-Цион».
В 1903 году Д.-Б. Борохов стал делегатом VI Сионистского конгресса в Базеле. В дальнейшем его деятельность была связана с движением «Поалей Цион». После революции 1905-1907 гг. он жил в Австро-Венгрии, Швейцарии, США. В 1917 г. решил вернуться в Россию. В августе 1917 г., на конференции «Поалей Цион», Борохов призывал к заселению Эрец-Исраэль на социалистической основе, считая, что задачей социалистического сионизма является подготовка «новых территорий» для массовой иммиграции из диаспоры. Он утверждал, что стремление в Сион – это стихийный исторический процесс, и никакая другая страна не сможет занять место Эрец Исраэль в сознании еврейского народа. Работы Борохова 1907-17 гг. имеют большое значение для исторических исследований.
Его «Ди ойфгабен фун дер идишер филологие» («Задачи еврейской филологии») и «Ди библиотек фун дем идишн филолог» («Библиотека еврейского филолога») внесли существенный вклад в филологию языка идиш. (eleven.co.il) Библиография охватывает 501 работу по еврейской филологии 16-19 веков.
В 1913 г. вышел на идише «Ежегодный сборник по истории еврейской литературы и языка, фольклору, критике и библиографии» (под редакцией литературного критика Шмуэля Нигера). В него вошли работы по истории литературы и фольклора на идише, по лингвистике и истории идишской прессы. Сборник доказывал способность идиша быть языком науки. Здесь и были опубликованы «Задачи еврейской филологии».
«…статья Б. Борохова сыграла ключевую идеологическую роль в становлении филологической науки на идише. Она была написана в один из переломных моментов в истории русского еврейства и его самоидентификации. Д. Кац называет статью “академической декларацией независимости еврейской лингвистики”». Борохов настаивает на значимости филологии и языка для формирования идентичности и утверждает, что множество разрозненных исследований идиша необходимо упорядочивать и развивать. Учёный убедительно полемизирует с предрассудками против идиша – с тем, что это всего лишь жаргон, искажённый немецкий диалект, не имеющий самостоятельной ценности. Он критикует попытки «исправить» идиш, приблизить его правописание к немецкому, что, с точки зрения автора, ведёт к усложнению грамматики и орфографии.
Идиш относится к смешанным языкам, в нём присутствует лексика немецкая, семитская, славянская, но, как отмечает автор статьи, на самом деле не существует ни одного чистого языка, например, иврит включает в себя множество арамейских, греческих и персидских элементов. «Смешанная природа идиша, – заключает он, – не может стать помехой для его развития, так как эти три элемента … исполняют различные функции. Наоборот, такое положение делает язык ещё более богатым».
Статья содержит и чисто лингвистические наблюдения, касающиеся орфографии, фонетики и т.д., которые интересны специалистам.
Поскольку в орфографической системе идиша существовала определённая вариативность, учёный предлагал выбрать за основу нормы северо-восточный (литовский) диалект. Следующая задача еврейской филологии – считал Борохов, – очистить и обогатить выбранный вариант, а затем придать ему статус национального, создать культуру и систему образования на этом языке. Он настаивал на расширении языковых функций идиша, в частности, на использовании его как полноценного языка науки.
Эти и другие мысли Бера Борохова позднее были приняты во внимание создателями нормативной орфографии Еврейского исследовательского института (ИВО) и подхвачены такими известными лингвистами как М. Вайнрайх, С. Бирнбаум, З. Рейзен. Борохов сформулировал основные направления в лингвистической науке идиша на ближайшие десятилетия. Он выявил необходимость создания однородного национального языка, руководствуясь распространёнными в 19 – начале 20 вв. идеями о том, что главную роль в самоопределении нации играет язык.
Можно оценивать по-разному наследие Бера Борохова как идеолога и учёного – всё же прошло целое столетие, – но и сегодня вызывают отклик его слова: «…идиш и есть своеобразный живой организм, неограниченный в своей творческой свободе».
Дов-Бер Борохов умер в возрасте 36 лет. В 1963 году его прах перезахоронили в Израиле на берегу озера Кинерет, а памятник с написанными на идише принципами «бороховизма» перевезён из Киева и установлен на территории образовательного и исследовательского кампуса Объединённого кибуцного движения в Рамат-Эфаль, в центре страны.
(По материалам А. Козулевой, В. Федченко: «Еврейская речь», вып. 1, 2013; academia.edu)
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.