БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №174 > ПЕКАРЬ АРОН ЛЕВИН
В номере №174

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

ПЕКАРЬ АРОН ЛЕВИН
Аркадий ШУЛЬМАН

Еврей-пекарь. Старый Витебск. Это особая тема. Город, ушедший навсегда в историю. Город, о котором ещё что-то может рассказать первое послевоенное поколение, да и то сочиняя на темы услышанного в детстве от дедушек и бабушек.

В этих рассказах часто присутствует художник Юдель Пэн. Это неудивительно. Город был небольшой, художник рисовал много и почти в каждой витебской «мишпохе» кто-то позировал Пэну. И потомки, конечно, гордятся этим.

Однажды коренные витебляне Роза Левит и Володя Левин встретились в Канаде. (Канада, США, Израиль, Германия, Швеция стали в последние десятилетия привычным местом встречи старых друзей, многие коренные витебляне живут в этих странах.) Естественно, вспоминали общих знакомых, много говорили о Витебске, и Роза сказала, что недавно купила альбом художника Юделя Пэна.

Они вместе стали листать книгу, и когда ­дошли до картины «Еврей-пекарь», Володя сказал:

– Это мой прадед Арон Левин.

В заметках, присланных в редакцию журнала «Мишпоха», Роза Левит написала об этом.

Прочитав эти строки, я достал с книжной полки альбом художника и стал его просматривать. Хотя одну из самых известных работ Юделя Пэна «Еврей-пекарь» помнил. Но всё же хотелось ещё раз посмотреть свежим взглядом.

ИзменитьУбрать
(0)

Написана картина в 1921 году. Не самое спокойное время в жизни города. Но никакие политические бури не могли оторвать старого художника от главного дела жизни. Конечно, всё, что происходило в мире, влияло на его творчество. Но портретная галерея витебских жителей Юделя Пэна пополнялась с каждым годом.

На картине – седой пекарь, деревянной лопаткой отправляет в печь очередную порцию теста. Он делал это ежедневно десятки раз, наверное, это было самое привычное движение его рук.

Юдель Моисеевич несколько раз приходил в пекарню к Арону Левину, садился напротив него, они обсуждали городские новости, а тем временем художник делал карандашные наброски.

Арон Левин – прадед Володи. А Володин отец – заслуженный артист Беларуси, сыгравший много ролей на сцене витебского театра имени Якуба Коласа, Борис Михайлович Левин. О нём краевед Аркадий Подлипский написал книгу «Заслуженный артист БССР Борис Левин» (Витебск, 2007).

Вскоре на моём столе была эта книга. Я не сомневался, что Володя Левин знает свою родо­словную, но хотелось подробностей.

«Арон Левин был потомственным хлебопёком. Его мама тоже занималась этим ремеслом. Будучи помощником у своих старших сестёр (юноша в 18 лет стал сиротой), Арон перенял секреты семейного дела и спустя два года завёл собственное дело, женившись на одной из своих постоянных покупательниц, дочери портного Юди Мейстровой.

Жили они в Толкучем переулке. Так он назывался потому, что там был базарчик. С двух сторон стояло шесть бакалейных лавок, параллельно было сбито из досок шесть столиков, где продавали хлеб. Один из столиков принадлежал Левину».

Арон не только торговал на базаре, но и развозил хлеб постоянным покупателям на дом. Его товар охотно брали в разных учреждениях и детских приютах. Левин был далеко не бедный человек, занимал солидное место среди городских хлебопёков и добился всего усердным трудом.

Толкучий переулок – тоже есть на одной из картин Пэна. Она называется «Улица в Витебске». Переулок находился напротив Каланчи, как тогда привычно именовали городскую ратушу. На картине даже виден торец этого здания. И спускался вниз к старому витебскому району Падлог. Очень колоритное было место. Здесь любили рисовать художники.

Воспоминания о Толкучем рынке есть и у другого сына Арона Левина – Мишеля Левина. (Цитирую по книге А. Подлипского.)

«Народ на этой площади и возле неё копошился тоже с утра до вечера, так что этот переулок кипел и шумел как железнодорожный паровозик. Красивее зрелища не было. Когда нагружали подводу дровами или мясом, мукой и разными бакалейными товарами, должны были спускаться с горы между торговок с их корзинами, нагруженными разной мелочью. Когда подвода нечаянно зацепляла корзину и переворачивала её вверх дном, какие только крики и вопли, перебранки там не происходили». На картине Юделя Пэна нет этих воплей и криков. Это очень спокойная работа. Но, по-моему, она дышит воздухом города. Это, опять же, на мой взгляд, самая «витебская» картина Юделя Пэна.
mishpoha.org


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №174 > ПЕКАРЬ АРОН ЛЕВИН
  Замечания/предложения
по работе сайта


2023-02-01 03:50:03
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Jerusalem Anthologia Jewniverse - Yiddish Shtetl