«В принципе, еврейские пекари занимались тем же, чем и их коллеги других национальностей и вероисповеданий. Однако особенности традиционного еврейского уклада вносили в их профессию свои коррективы.
Прежде всего, еврейские пекари пекли не только обычный хлеб, но и халы – специальные булки из пшеничной муки, которые подавали на стол по субботам и праздникам. Существовали сложные традиции, какой именно хлеб нужен на каждый праздник:
Хлеб на Йом Кипур печётся в форме лестницы. Это означает, что каждый еврей должен подниматься на небо по ступеням, дабы обрести милость Б-га…
На Гошано Рабо снова всю ночь читают Тору. В этот день белый хлеб печётся в форме птицы. Говорят, что в этот день на небесах принимается окончательное решение, кому жить, а кому умереть, и что эта птица летит на небо и приносит записку с вынесенным приговором».
Полина Венгерова, «Воспоминания бабушки»
«Во-вторых, накануне субботы еврейские хозяйки относили в пекарни и оставляли в тамошней большой печи горшки с чолнтом, которые дома было негде хранить. Благодаря этому в субботу в еврейских домах была горячая еда.
Макс вышел на балкон, в доме раввина он уже чувствовал себя своим человеком. Окинул взглядом улицу. Сразу видно, канун субботы. Пекари продают не сдобный хлеб, а халу, рулеты со смородиной и коржики. Евреи идут из миквы: лица красные, пейсы и бороды мокрые. Тут и там уже закрываются лавки. Видно, как в окнах мужчины и женщины расставляют на столах свечи, девушки несут в пекарни горшки с чолнтом».
Исаак Башевис-Зингер, «Пена»
«Ну и, наконец, на Песах евреев нужно было обеспечить мацой – опресноками, выпекаемыми в соответствии со сложной системой правил, нарушение которых делало продукт некошерным и запрещённым в Песах не только в пищу, но и для хранения. Поэтому для выпечки мацы строили специальные печи, закупали отдельное оборудование. Если мацы нужно было много, к выпечке привлекали дополнительных работников, обычно женщин...
Широкий двор, большое кирпичное здание – какой-то завод. Внизу, в подвале, – просторная комната, освещённая газовыми рожками. Зияет огненная пасть огромной печи. По стенам новые, начисто выструганные столы. Евреи в балахонах, женщины в белых передниках, девушки с лукаво смеющимися глазами. Говор, шум, точно на ярмарке. Таков “подряд”, где пекут мацу.
– Хорошо, что вы вовремя приехали! – встречает Сарру пекарь Пейсах-Герш, мужчина с блеклым лицом и жидкой растительностью на выдающемся подбородке. – А уж мы собирались выключить вас из очереди!
– Досталось бы вам от моего мужа! – говорит Сарра. – Ведь вы его знаете!
– Знаю, знаю! У меня хорошая память! – отвечает Пейсах-Герш и, повернувшись в сторону работников, вдруг начинает сыпать зычным голосом раешника на особом “подрядном” диалекте:
– Эй вы, бабы, молодицы! Подоткните сподницы! Разговоры кончайте! Работу начинайте! Муку в ушаты! Мацу на лопаты! Реб Залманбер, очнитесь, живей шевелитесь! Поменьше шума, голубушка Фрума! Веселей, ребята! Не торчи торчком! Вертись волчком!..
– В добрый, счастливый час! – говорит Сарра, засучивая рукава».
Шолом-Алейхем, «Кровавая шутка»
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.