Масонская ложа, как гласит легенда, ведёт своё происхождение от древних строителей. Повара, пекари, кондитеры тоже могли бы основать свою ложу или орден – например, Адептов Хрустящей Корочки или Тайных Рыцарей Битвы с Фастфудом. Приготовление натуральной пищи напоминает алхимическое действо. Люди в особой одежде и белых колпаках что-то в специальной посуде вымеряют, насыпают, добавляют, пробуют, размешивают, смазывают, ставят в огненную печь. «Кто передержал тесто?! Кто забыл добавить соль?» И зазевавшийся поварёнок бежит от разгневанного Хранителя Истинного Рецепта…
Задолго до этой фантастической сцены происходит таинство не менее важное и сложное: сеяние, взращивание, жатва… Семя превращается в колос, зерно – в муку. Сколько разных специалистов (до 120 профессий) занято в этом процессе, сколько действий приходится им совершить, прежде чем нарядная пышная хала украсит шабатний стол!
Хлеб воплощает главные природные стихии: питающую нас почву, воздух, тепло солнца и жизненную влагу – воду; опять же, без воды или иной жидкости не замесить тесто, без огня не испечь лепешку. Как говорит профессор Еврейского университета Авигдор Шинан: «Хлеб – первый продукт, который человек начал готовить самостоятельно. …люди были удивлены превращением муки и воды. Это – первый акт творчества. Кроме хлеба, собирали плоды, ели мясо. Но и то и другое не изменялось… Хлеб – нечто другое, он “зреет”, “рождается”, и мы получаем продукт, не похожий на первоначальные ингредиенты… более того, хлеб выступает посредником между Б-гом и людьми». (expert.ru)
Значение хлеба связано и с его питательными свойствами. В книге «Хлеб нашей жизни» р. Адам Давидов отмечает, что хлеб «обеспечивает организм энергией, содержит все необходимые для нашего существования минеральные вещества и ...значительное количество витаминов». (stmegi.com)
Это не только один из древнейших и важнейших продуктов для всего человечества, но и предмет мифов, верований и почитания. Его самая первая и по сей день распространённая форма – круглая, подобно солнцу или земле. Его символика со временем расширялась: хлеб олицетворял пропитание в целом и щедрость природы, труд и достаток, добро и гостеприимство, гармонию и благополучие. В честь хлеба сочиняли песни, совершали обряды, устраивали праздники, связанные с посевной страдой и сбором урожая.
У разных народов особое отношение к хлебу привело к возникновению многих ритуалов и примет. Считалось непростительным отказаться от хлебного угощения, не доесть кусочек, уронить на пол или, не дай Б-г, выбросить. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона упоминает, что в средние века в Германии отмечалось необычное суеверие: будто евреи некими магическими действиями с хлебом могут предотвратить бурю. Впрочем, возможно, подобные поверья бытовали и у евреев.
Хлеб употребляют люди всех рас, культур и религий. Чапати, наан, тортилья, паляница, лаваш, чиабатта, пумперникель – всё это хлеб, и «везде его статус особый. Хлеб – главный пищевой продукт человечества и признак цивилизации, главный инструмент влияния Творца на нас и на наш мир». (А. Давидов)
В Талмуде значение хлеба – в том, что «душа зависима от него». Говорится о его влиянии на развитие мыслительных способностей, в частности, сказано, что ребёнок не может научиться говорить прежде, чем он отведал хлеба (Бр., 40а). Талмуд устанавливает также особые правила застольного этикета, связанные только с хлебом.
А. Шинан уточняет, что «в еврейской традиции различают два вида хлеба: мезонот – то, что вы бы назвали “хлебобулочными изделиями”, и собственно хлеб – хала. Это два совершенно разных продукта, и даже благословения на них произносятся разные. Хлеб, благословляемый словами “который Ты выводишь из земли”, может состоять только из тех злаков, которые признаны хлебными, всё остальное – ни кукурузный, ни рисовый – хлебом считаться не может». (expert.ru)
Особую роль хлеб играет в субботней трапезе. Каббалисты связывали шесть хлебов (по два на каждую из трёх трапез) со структурой сфирот.
Есть в еврейской традиции любопытный принцип – запрет на «хлеб стыда». Притча из Агады разъясняет его так. Некий царь имел абсолютно всё и однажды встретил несчастного бедняка, у которого не было ничего. Царь обрадовался, так как давно желал кому-нибудь что-нибудь отдать, и сказал: «Я дам тебе всё». Взял этого человека во дворец и приказал слугам давать ему всё, что тот ни попросит. Позднее царь спросил: «Теперь ты счастлив?» Бедняк ответил: «Ничуть. Любое моё действие в жизни утратило смысл, а всё, что я получаю здесь, – незаслуженно, это подачки, "хлеб стыда", а он не приносит удовлетворения».
«Роль хлеба меняется, но у него огромный потенциал. Это уникальный продукт: он сочетается почти со всеми продуктами и влияет на все органы чувств. Работает всё: аромат, вкус, текстура… Я не считаю, что хлеб – это что-то сакральное само по себе. Но для меня очень важен и наполнен смыслом контекст, в котором вкушается хлеб». (А. Шинан)
«"Хлеб стыда", – пишет И. Куперберг, – означает нечто, что даётся незаслуженно, и от него человек не может получить наслаждение. При этом самый низший уровень наслаждения человек может всё же ощущать даже от незаслуженного приобретения. В любом случае человек "заслуживает" право дышать, пить и есть. Однако уровень этого наслаждения ограничен нуждами физического существования… Но как только человек хочет получить большее наслаждение в жизни – немедленно действует ограничение на "хлеб стыда". А поскольку Всевышний хочет дать человеку настоящее благо, оно не может быть незаслуженным. Очевидно, если бы царь понимал это, он дал бы бедняку работу и платил бы в соответствии с его успехами. Именно так поступает Б-г по отношению к человеку.
Теодор Герцль сказал: "Дух народа может быть расшатан именно милостыней". А рав Деслер добавил: "С момента, когда человек становится только получателем, он скатывается на животный уровень, и на этом пути достижение человеческого счастья невозможно"». (jewukr .org)
С хлебом в Торе часто связаны чудеса, и самое известное из них – ман. Мотив дара, чудесного умножения хлебов и спасения был распространён в различных культурах. Ведь сакрализация хлеба, помимо символики процветания, имела и другую причину – страшный призрак голода, витавший над цивилизацией большую часть её истории. Даже в СССР, с его антирелигиозностью и прочим материализмом, продолжалась своеобразная «пропаганда» святости древнейшего продукта: «Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность, его береги!»
Особой трепетности в отношение советских людей к хлебу добавили периоды голода времён «раскулачивания» и насильственной коллективизации, войн и блокады Ленинграда.
Из интервью А. Шинана: «…у хлеба среди прочих смыслов есть и этот – трагический. Хлеб всегда, в любом обществе, в том числе безбожном, был больше, чем просто еда.
…Израильтяне не знали Ленинградской блокады, но у тех, кто пережил войну и побывал в концлагерях, тоже особые отношения с хлебом. У меня есть коллега, уважаемый человек, он выжил в концлагере и читает лекции в университете, но не может выйти из дома, если у него в кармане нет кусочка хлеба. Он сам говорит: “Это ненормально, у меня давно уже много еды. Но мне физически плохо, у меня начинается паника, если в кармане моих брюк не лежит кусок хлеба”.
Да и в Библии самая страшная кара выражалась через хлеб: в книге Левит описано, как Б-г обещает покарать народ Израиля… “Когда сокрушу вам опору хлебную, и печь будут десять женщин хлеб ваш в одной печи и возвращать будут хлеб ваш по весу; и будете есть и не насытитесь”. …"Хлебная опора" рассматривается как опора человеческого общества, после разрушения которой – всё…» (expert.ru)
ХХ век, особенно вторая его половина, принёс с собой колоссальные и стремительные изменения, в частности, пищевой культуры. Почти (не везде, правда) исчезла угроза голода, уходили многие обычаи или заменялись новыми, развивались технологии массового производства, стали популярными диеты. Сакральное отношение к хлебу изменилось на более прагматичное. Новые возможности в сфере кулинарии привели к тому, что хлеб стал отдельным блюдом, угощением. Бывшие советские дети до сих пор вспоминают хрустящий гребешок батона, который съедался ещё по дороге из булочной.
«Миль пардон, прощенья просим,
Я – батон за двадцать восемь,
Говорят, вполне съедобный, хоть немного рококо.
Предо мною всё склонится –
И корейка, и корица,
Мясо, рыба, творог, птица и их птичье молоко».
(А. Градский, «Монолог батона за 28 копеек»)
«Бутылка кефира, полбатона… Я сегодня дома! С утра почитаю газету, может быть, сгоняю в кино…» – радостно пел Владимир Шахрин из «Чайфа» про неспешный весенний выходной день и немудрёные развлечения нашей юности…
Когда-то чёрный и серый хлеб грубого помола считался продуктом для «низшего класса», а лидером вкусов был белый хлеб, максимально мучной и мягкий. Но в XXI веке именно цельнозерновой хлеб стал самым вкусным, полезным и модным. В дорогие сорта цельнозернового хлеба добавляют ячменную муку, овсяную, просо, семечки и орехи, придающие ему особый вкус. В продаже всё чаще появляются «альтернативные» виды муки: из миндаля, фундука, нута, тыквенных семечек, каштана, черёмухи, кунжута.
Всемирный день хлеба был основан по инициативе Международного союза пекарей и пекарей-кондитеров 16 октября и утверждён на конференции ООН в 1979 году.
Человек в среднем съедает 7 тонн хлеба и около 35 тыс. булок за всю жизнь. (По другим данным – 15 тонн, включая пироги, булочки, пирожные и т.п.)
Американские учёные предложили ввести новый базовый вкус. Наряду со сладким, кислым, соленым, горьким и умами они выделяют «крахмалистый», который призван описать вкус хлеба, риса и мучных изделий.
Аромат свежей выпечки является одним из самых вкусных и сложных по структуре. Он возникает во время взаимодействия свыше 60 ароматических компонентов.
(kp.ru, sladik.net)
Священный трепет вплоть до культа вызывают уже не продукты питания, а здоровый образ жизни и разнообразные диеты – безглютеновые, бездрожжевые, вовсе бесхлебные. Их сторонники могли бы повторить вслед за Винни-Пухом: «А хлеба можно совсем не давать!» (Надеюсь, от мёда они не отказываются…)
Но диетологи призывают критически относиться к современным мифам: «Практически весь хлеб содержит дрожжи. Исключения – маца, лаваш без мякиша, булочки из стран Азии. Популярно мнение, что современные промышленные дрожжи вредны. Однако качественных исследований, подтверждающих это, нет. Любые дрожжи гибнут при температуре 60°С. При выпечке хлеба температура в печи – более 200°С, в центре мякиша – 95-98°С. Бояться дрожжей нет смысла. Лучше откажитесь от чистого белого хлеба, а также сдобы, выпечки и пирожков».
Что касается пугающего всех глютена, то, конечно, увлекаться содержащими его продуктами не стоит. Однако тем, у кого нет аллергии на этот белок, можно употреблять продукты с глютеном. Стоит помнить, что безглютеновая диета – всего лишь ещё одна из систем питания, а самый эффективный способ похудеть или помолодеть – сбалансированное питание.
Ну, а еврейская традиция? Она с отрадной стойкостью хранит аромат и вкус хлеба, его символику и особую роль, о чём читателю напомнит статья Ц.-Ѓ. Блиндера в этом номере журнала.
…Славься, ломоть свежего белого батона, укрытый золотистым сливочным маслом и сочным слоем домашнего повидла! Сколько людей утешаются этим лакомством под горячий чай в хмурый декабрьский вечер! Да минуют их глютен, холестерин и сложные углеводы – неизбывные беды нашей просвещённой эпохи!
Утверждают, что больше всего хлеба и выпечки потребляют в США и России, а пшеница составляет 18% рациона всех стран. По другим данным, в 2010 г. лидерами в производстве хлеба и его потреблении были Ирландия (около 50 кг хлеба на душу населения в год) и Великобритания (32 кг). Около 75% употребляемого хлеба – это белый.
В десятку «хлебных» стран попала и Украина, где потребляли на душу населения в среднем 1,3 кг хлеба в неделю. В последние годы спрос на хлебную продукцию здесь снижается по ряду причин, одна из которых – увлечение здоровым образом жизни. (desyatka.info)
В 2015 г. первое место заняла Турция. Там ежегодно на душу населения потреблялось около 200 кг хлеба. Данные зафиксированы в книге рекордов Гиннесса. (magend.ru)
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.