БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №4 > Почему я пишу об этом
В номере №4

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+3
Интересно, хорошо написано

Почему я пишу об этом
Валентин Максименко, академик, председатель Театрального общества дома актера

Конечно, всех привлекают судьбы выдающихся людей. В них воплощаются интеллект и талант народа, эти люди определяют своей деятельностью сами понятия «культура, искусство, творчество».

У каждого народа есть имена, которыми он по праву гордится. Естественно, есть они и у еврейского народа. Но здесь обращает на себя внимание уникальная специфика — нередко эти имена официально как бы «растворяются» культурной среде других народов. Они принадлежат мировой (а не только какой-то определ?нной национальной) культуре, и, вместе с тем, в их творчестве, в их судьбах отразилась душа и боль своего народа. Таковы Левитан, Сен-Санс, Фаина Раневская, Майя Плисецкая, Марк Рейзен и многие-многие другие.

У всех у них жизнь складывалась непросто даже при внешнем благополучии, если удавалось его достичь. Не последнюю роль в этом играло происхождение — национальность и вероисповедание, не способствовавшие успеху.

Многие «сподобившиеся» евреи были вынуждены менять имена, отчества, фамилии. Даже Раневская... Едва ли она достигла бы признания, достойного таланта, оставаясь Фельдман. Меняли «неблагозвучные» отчества, так исчезали Гирши, Шмули, Айзики, Абрамовичи, Шаевичи (почему-то становившиеся Исаевичами1 ). Так появилось мне непонятное отчество «Самойлович» (любопытно, от какого имени? От Самуила?)2. Конечно, подчас это было оправдано неблагозвучием в среде государственного языка, например, Шл?ма, Сруль, но непонятно, чем Акакий лучше Сруля...

Человек «некоренной национальности» ни за что ни про что чувствовал себя «виноватым», ущербным, второсортным, даже если его «пропускали наверх». Причем, пропускали неохотно... Многие евреи официальное признание получали с большим опозданием. Так, Асаф Мессерер стал народным артистом СССР в 73 года, к слову, на четверть века позднее, чем его более молодой коллега Игорь Моисеев (а Е. Чавдар стала ею даже в 26 лет!).

Многих достойных высокое признание и вовсе не находило. Ведущий тенор Большого театра Соломон Хромченко, который пел и после 80, а к столь солидному юбилею выпустил пластинку, так и оставался «заслуженным» десятилетиями, в отличие от его «народных» коллег по театру.

Дискриминационная система в ещ? большей степени коснулась концертной эстрады. Остались явно недооцен?нными М. Гринберг и Т. Гольдфарб, а также многие другие музыканты. Но смогли преодолеть планку «заслуженных» Дебора Пантофель-Нечецкая, Михаил Александрович и Нехама Лифшицайте...

А сколько невероятных усилий потребовалось, чтобы великая Майя Плисецкая с вполне благозвучным именем и фамилией смогла стать «выездной в капиталистические страны»... И это «в столицах», а что уже говорить о периферии, где всегда старались быть роялистами большими, чем король.

Обратимся к Одессе. Здесь не только многим не удавалось выйти на широкую дорогу, но даже просто быть отмеченными признанием власть предержащих. Никакого поч?тного звания не был удостоен пианист и композитор Лазарь Саксонский. А ведь он прожил более 90, три четверти века был в мире музыки, был гордостью музыкальной Одессы. Так же, как его сын Владимир Саксонский и Михаил Турчинский — замечательные музыканты, не имеющие никаких поч?тных званий.

Ученица Нейгауза Л.Н. Гинзбург получила признание после 70. Ушли из жизни, не «вкусив» почестей, достойных таланта, Р.И. Ойгензихт, А. Энтина (лишь в концу жизни ставшая... старшим преподавателем). А ведь эти пианистки-концертмейстеры принадлежат к музыкальной элите. Число примеров можно множить и множить. И к сожалению, и к счастью... Но надеюсь, что понятен вывод: нужно стремиться воздать должное, даже если это — не по нашей вине — запоздало: недаром же говорят, что лучше позже, чем никогда.

Нужно писать правду о жизни еврейских деятелей культуры, которых, как впрочем, и собратьев, называли почему-то не евреями, а «лицами еврейской национальности».

Мы должны знать цену признания завоевавших его, должны знать правду о том, почему признание не пришло к людям, которые были достойны его и талантом, и трудом. Нужно говорить о «гамбургском сч?те» в искусстве, о деятелях мировой культуры — евреях по происхождению, которые завоевали трудом и талантом благодарность людей мира, которые вносили и/или вносят свой достойный вклад в искусство нашего города, искусство вообще...


1 здесь-то, как раз все понятно... Шая — уменьшительное от Йешаяhу, которое в русских переводах священных текстов звучит как Исайя.
2 и здесь тоже причины понятны. Во многих областях Украины, в деревнях были популярны библейские имена Давид, Иосиф, Самуил, которые звучали как Давыд, Осип, Самойло. Соответственно, обладатель такого отчества, не отрекаясь от отца, приобретал узаконенное, благозвучное и в чем-то даже «близкое к народу» отчество.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №4 > Почему я пишу об этом
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 10:11:45
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Еженедельник "Секрет" Jerusalem Anthologia