«...Марш Мира — это протест еврейской молодежи из всех уголков земного шара против отрицания Холокоста. Эти молодые люди станут связующим звеном, мостом между Пережившими Шоа и новыми поколениями, когда Переживших больше не будет с нами».
Президент «Марша Мира», депутат Кнессета Авраам Хиршзон.
В промежуток времени с 30 апреля по 11 мая мне, наряду с несколькими тысячами молодых евреев из Израиля и других самых разных стран — от Швеции и Франции до Мексики и Индии — представилась возможность быть участником события, происходившего в Польше и Израиле. Эта акция — March of the Living проводится ежегодно. Мы привыкли переводит е? название как «Марш Мира», но если перевести дословно, то получится — «Марш Живых», и в таком названии, по сути, содержатся смысл и объяснение этого события. Он [смысл] заключается в том, чтобы представители нынешнего поколения еврейской молодежи собрались теперь, спустя многие десятилетия после Катастрофы, отдали дань памяти погибшим, воочию увидели адские места страданий и гибели в Польше — газовые камеры и крематории Освенцима, ставшие символами Катастрофы... Знать и помнить о Катастрофе... Сделать все, чтобы это больше никогда не повторилось.
Для меня это был исключительный по глубине переживаний опыт. Двенадцатидневная программа Марша, проведенного в Польше и в Израиле, оставила в памяти огромное количество впечатлений, иногда противоположных, часто взаимодополняющих друг друга — настолько резок был контраст между Майданеком и Освенцимом, с одной стороны, и землей Израиля, домом еврейского народа, празднованием Дня Независимости — с другой.
Около шести тысяч молодых евреев, прибывших из 42 стран мира, собрались на День Катастрофы (Йом ha-Шоа), 2 мая, чтобы в тишине и молчании, плечом к плечу, пройти три километра, отделяющие концентрационный лагерь Освенцим от Биркенау — лагеря уничтожения с его газовыми камерами и крематориями. Именно этот пеший марш, по имени которого названа вся двенадцатидневная программа, является жизнеутверждающей противоположностью печально известным «маршам смерти», во время которых нацисты перегоняли большие колонны узников в лагеря уничтожения, убивая значительную часть колонны еще по дороге.
Прибывавшие в Биркенау группы и делегации затем подходили к руинам одного из крематориев, чтобы принять участие в церемонии, посвященной памяти шести миллионов евреев, погибших в годы Катастрофы. На церемонии выступили президенты Израиля и Польши Эзер Вейцман и Александр Квасьневский, Верховный раввин Израиля Меир Лау, министр образования Израиля Йоси Сарид, люди, пережившие Катастрофу, Праведники народов мира, студенты из Израиля и диаспоры. Сама обстановка проведения церемонии, место, музыка, реакция собравшихся людей (некоторые не могли сдержать слез) — все это производило незабываемое впечатление. Особенно запомнилась такая деталь, символизировавшая в наших глазах победу жизни над смертью, возрождения над нечеловеческой жестокостью — трепетавшие над мертвенно-холодными железобетонными развалинами крематориев израильские флаги со звездой Давида. Затем каждый из участников церемонии установил на руинах поминальную дощечку с именем погибшего и зажег поминальную свечу рядом с ней, прочитав кадиш.
На следующий день наша группа снова прибыла в Освенцим и Биркенау — на этот раз для того, чтобы получить подробное представление об этом месте, о нацистской методике истребления, о том, как планировались и воплощались замыслы тех, кого трудно назвать людьми. Подробный рассказ об этом мы услышали из уст необычного экскурсовода — нашим проводником по империи смерти был человек, сам лично работавший, будучи заключенным, в специальной команде при одной из газовых камер, и оставшийся в живых лишь благодаря счастливой случайности.
Вторая часть маршрута Марша проходила в Израиле. Я навсегда запомнил тот волнующий момент, когда, уставший после перелета, ранним утром 5 мая вышел с другими из автобуса на площадку, откуда моему взору открылся вид на священный и прекрасный город Иерусалим, и наш гид начал объяснять нам, что означает для каждого еврея тот миг, когда он впервые оказывается здесь. Я был потрясен минутами, проведенными у Стены Плача. Мне теперь также приятно вспоминать, что я своими руками посадил дерево в окрестностях Иерусалима.
По замыслам организаторов, эта часть Марша символизирует возрождение еврейского народа, восхождение его в землю предков, продолжающееся и сегодня, после бедствий и ужасов Катастрофы, в то единственное место в мире, где еврей чувствует себя дома. Благодаря этому контрасту участники Марша, многие из которых посетили Израиль в первый раз, обрели чувство родной земли, убедились, что жертвы, понесенные борцами за идею возрождения государства в Эрец-Исраэль, не были напрасными. Поэтому мы принимали участие в церемонии в День Памяти воинов павших в войнах Израиля, и веселились как могли на следующий день — День независимости.
Нет, пожалуй, необходимости рассказывать много о том, какое впечатление на меня произвели природа Израиля — Мертвое море, в котором нельзя утонуть, а можно только раствориться, а также прекрасные памятники еврейской истории, например, крепость Масада — символ еврейского героизма, Кейсария, основанная царем Иродом, и многие другие места.
Снова вместе участники Марша Мира собирались еще лишь один раз — на церемонию закрытия программы, которая проходила вечером 10 мая в живописном и изобилующем историческими памятниками городе Кейсария на средиземноморском побережье. Здесь, в античном амфитеатре, участники Марша из разных стран называли себя и представляли каждый свою часть диаспоры, что символизировало единство среди евреев, пусть и живущих в разных частях света, но единых в стремлении знать и помнить Катастрофу. Ваш покорный слуга тоже воспользовался представившейся возможностью и громогласно передал собравшимся приветствия от еврейской общины Украины и Крыма.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.