Вторая из десяти заповедей гласит: «Не делай себе изваяния и всякого изображения того, что на небе наверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». И не было потому у законопослушных евреев театра — в привычном теперь смысле слова.
Но из века в век существовали еврейские комедианты, что пересказывали — лицедействуя — сюжеты священных текстов. Пуримшпилеры — называли их, ибо именно в праздник Пурим представлялась в лицах история императора Ахашвероша, его любимой жены Эстер, е? дяди Мордехая и коварного царедворца Амана, что задумал истребить еврейский народ...
А еще были свадебные шуты — бадхены, потешавшие гостей анекдотами, сценками, песнями; фарс?ры и паяцы. Их шуток побаивались, им, бывало, даже приплачивали, как например Эльякиму Цунзеру из Вильно, лишь бы не стать героями их острословия...
В синагогах можно было услышать страстные речи проповедников-магидов, чей неподдельный пафос так захватывал, что, случалось, торговцы бежали в свои лавки и уничтожали фальшивые гири...
А еще были клезмерские компании: их ведь не только слушали с восторгом, за ними и наблюдать было интересно.
Но театра, театра, в привычном нам смысле слова, все еще не было. А ведь театральности евреям не занимать: и в манерах, и в темпераменте, и в изощренной диалогичности. Помните? — пришел еврей к ребе, и спрашивает... (любой подобный анекдот — лишь приглядитесь — восходит к притче, а притча так и просится быть сыгранной, представленной в лицах...)
И вот 125 лет назад объявился сын часовщика из волынского местечка Авраам Гольдфаден. Мечтал он выучиться на доктора, а перебивался учительством. Хотел создать свою газету, — а жил исполнением собственных забавных сценок, куплетов, рассказов. Голодал, бедствовал, блуждал по свету. И однажды, говорят, жена его друга сказала ему: «Мусь? Гольдфаден! У нас уже издается еврейская газета. Е? редактор дважды в день умирает с голоду. У вас есть шанс составить ему компанию. Но почему бы вам, мусь? Гольдфаден, не подумать о создании театра, настоящего еврейского театра? Вы талантливы, у вас легкое перо...»
И успех театра на языке идиш, затеянного Авраамом Гольдфаденом, превзошел все ожидания: репертуар был доступен, язык понятен, проблемы близки, — и это стяжало театру Гольдфадена популярность и любовь.
Хотя большой успех вовсе не означал в нищих местечках достойных денег. Приходилось странствовать — из местечка в местечко, на подводе, пешком, в холод, в жару, под ливнем... Перегородят конюшню: с одной стороны кони ржут, с другой — актеры поют...
От великого до смешного, от триумфов до голода — один шаг. И Гольдфаден был всем: директором, актером, ламповщиком, декоратором. Но главное! — он сочинял пьесы: о Шуламит из «Песни песней», о Бар Кохбе, — «сыне звезды», что боролся против императора Адриана, издавшего указ об изгнании евреев, с которого и началось рассеяние, о персонажах, пронизавших еврейский фольклор...
Загляните в «Блуждающие звезды» Шолом-Алейхема — и вы поймете, что совершил Авраам Гольдфаден...
Он умер в Америке, в Нью-Йорке, в Бруклине. А до этого его детище — еврейский театр в России — много раз был гоним и унижаем.
Среди хасидских притч есть такая: музыкант играл на скрипке так искусно и складно, что всякий, кто слышал его, пускался в пляс. Тут вошел глухой и с недоумением стал рассматривать сумасшедших, нелепо размахивающих руками и ногами... Вот сообщение из газеты тех лет: «Недавно обнаружен тайный еврейский театр. Два стражника, получив негласное сведение, отправились на квартиру, где застали евреев, перед которыми разыгрывали какую-то пьесу. При появлении полиции игра на сцене прекратилась, испуганные актеры и публика начали разбегаться. Полиция задержала двух загримированных евреев и забрала театральные сабли, ружье, бумажную корону и иные декоративные украшения...»
Гольдфаден в те годы писал: состояние театра — это состояние общества. Если общество переживает кризис — это сказывается и на театре.
Пройдет еще полвека — и история повторится: гибелью Михоэлса и первого, после него, актера Зускина, завершит свои земной путь тот театр на языке идиш, что так счастливо затеял некогда (и ста лет не прошло!) Авраам Гольдфаден.
Впрочем, недавно Одессу посетил Государственный израильский театр «Идишпиль». И это вселяет надежду...
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.
02.02.2010 10:56
эта тема хорошо раскрыта в книге "Взлет и крах еврейского экспрессионистского театра". Там дана история еврейского театра с древнейших времен и до наших дней. Причем очень грамотно с точки зрения театроведения. Рекомендую. Поищите в интернете.